Светлана Михеева
Проект по экологии в средней группе «Здравствуй, дерево!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Чтобы ответить на эти важные вопросы мы решили разработать проект по экологическому воспитанию по теме : «Здравствуй, дерево!».
Публикация «Проект по экологии в средней группе „Здравствуй, дерево!“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Тип проекта – познавательно – исследовательский
Руководители проекта – педагоги
Участники проекта – педагоги, дети, родители
Сроки реализации – 3 дня, краткосрочный
Проблема: Получить представление о берёзе, о её роли в жизни человека (эстетической, оздоровительной и т. д.) Воспитание любви к природе, бережному отношению к ней.
Тема: «Берёза»
Цель проекта : Вызвать у детей интерес к конкретному объекту — дереву; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.
Задачи:
1. Познакомить детей с березой, её особенностями и отличиями от других деревьев.
2. Развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.
Ожидаемый результат:
Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей : воспитание эмоционального, бережного отношения к березе, как живому объекту мира природы, умение видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
Интеграция образовательных областей
Коммуникация
-Беседы
-Свободное общение
Познание
- Рассказ воспитателя
- Рассматривание: фото, иллюстрации
Исследовательская деятельность:
-обследование и рассматривание листьев;
-определять форму: круглые, овальные, резные;
-окраску: оттенки зелёного, жёлтого цвета;
-величину – использовать в определении более точные градации: мелкие, крупные, средние листья;
-поверхность листа: гладкий, ворсистый, блестящий – не блестящий; плотность и толщину листьев;
- дидактические игры
-чтение художественной литературы
- чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме
-рассматривание картин, иллюстраций
- загадывание загадок
Социально-личностное развитие
- социализация
- Экскурсии: по участку детского сада
- Наблюдения
- Труд
- Безопасность
Художественно-эстетическое развитие
- продуктивная деятельность
- совместная работа с родителями
Физическое развитие
- подвижные игры
-физкультминутки
Этапы проекта :
1. Начальный этап.
Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса.
2. Деятельный этап.
Беседа с детьми.
- В гости к Зайке.
Прогулка
- Наблюдение за березами.
-Знакомство с березой.
Исследовательская деятельность.
-Игра «Узнай дерево».
-Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Составь узор».
Экскурсия по территории детского сада.
-Отгадывание загадок про березу. «Отгадай мою загадку».
-Дыхательное упражнение «Ветерок».
-Дидактическая игра «Найди листок, какой покажу».
-Физкультминутка «Березонька». Народные приметы про березу.
Занятие
-Чтение книг о березе. (Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии и иллюстраций).
-Беседа про прочитанному произведению.
-Коллективная работа: рисунок-аппликация «Стройные берёзы».
3. Заключительный этап. Коллективная реализация проекта.
1. Развлечение «Во поле береза стояла».
- Хоровод возле березы (под музыку «Во поле береза стояла»)
-Чтение стихов про березу.
-Разгадывание загадок про березу.
2. Выставка рисунков и поделок, сделанные детьми совместно с родителями.
Беседа с детьми.
«В гости к Зайке»
Цель: Развивать у детей познавательный интерес, вызвать у детей интерес к конкретному объекту – дереву.
Группа разделена на 2 части: на одной половине стоят стулья для детей, на другой стороне стоит домик, деревья, стульчик, а на нем сидит зайка. Возле домика зайки - береза. Дети сидят на стульях.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, сегодня на почту детского сада пришло какое-то необычное странное письмо (показывает большой конверт с большой печатью).
Воспитатель: Ребята, прочитаем его?
Дети: Да, прочитаем.
Воспитатель: (читает) «Здравствуйте, ребята! Я живу в лесу. Меня зовут Зайка. Сегодня, когда я проснулся и вышел на улицу, увидел возле своего дома необычное дерево, такое дерево я еще никогда раньше не видал. Помогите мне, пожалуйста, разузнать, что за дерево выросло возле моего дома. Ваш Зайка.»
Воспитатель: Ну что же, ребята, поможем Зайке?
Дети: Да.
(Воспитатель с детьми подходят к домику зайки, здороваются.)
Воспитатель: Показывай, зайка, что за чудо дерево у тебя выросло, мы с ребятами пришли тебе помочь (зайка показывает березу)
Воспитатель: Так ведь это же береза, разве ты не знаешь? А вы ребята, догадались?
Дети: Да, это береза.
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: Потому что он белый и с белыми точками.
Воспитатель: Правильно, береза - единственное дерево в мире с белой корой. А чтобы побольше узнать про это дерево, тебе, Зайка, и вам, ребята, нужно будет отправиться обратно в наш детский сад, где мы с вами узнаем про это чудо дерево. (Все вместе отправляются и садятся на стульчики)
Прогулка
Наблюдение за березами.
Цель: Напомнить о деревьях, растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы весны, её признаки. Развивать логическое мышление.
Ход беседы: Посмотрите на деревья, которые растут на территории детского сада, вокруг него. Кто знает, какие это деревья? Что есть у деревьев? (У деревьев есть ствол, ветки.) Где береза? По каким приметам определили, что это березка? (Ствол белый.). Показать детям, что у берёзы есть ствол, ветки (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие) и листья, что берёза очень стройное дерево. Предложить детям подойти к берёзе, потрогать её ствол, показать ветви, изобразить их величину, обойти её кругом, полюбоваться её стройностью и красотой. Рассмотреть листья, какой формы, отметить, что листья у берёзы жёлтые и зелёные.
Деревья всегда нуждаются в нашей с вами заботе, но еще больше надо беречь их зимой: не обламывать веток, не играть около дерева, ветки у деревьев зимой очень хрупкие.
Исследовательская деятельность: рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет).
Игра на прогулке «Узнай дерево». Дети становятся около воспитателя. На его слова: «Раз, два, три, к березе беги!» — они бегут и останавливаются у березы. Воспитатель спрашивает, как они узнали березу. Один ответит, что у березы белый ствол; другой – что у нее зелёные листья; третий – что листочки маленькие, похожие на треугольник, шершавые.
Народные приметы: Листья у березы начинают желтеть с верхушки – ждите ранней зимы, а если снизу – поздней.
Отгадать загадку: Висят на ветке
золотые монетки. (Осенние листья.)
Трудовая деятельность: сбор опавших листьев на участке, уход за поломанными ветками.
Цель: воспитывать желание ухаживать за растениями, учить бережному отношению к природе.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Составь узор» — составление узора из весенних листьев на дорожке
Экскурсия по территории детского сада.
Цель: Развитие речи во время проведения экскурсии, систематизация имеющихся знаний о жизни деревьев. Воспитатель: Сегодня мы проведём экскурсию, по одному из самых красивых деревьев! А чтобы узнать, что это за дерево, я предлагаю вам разгадать следующие загадки:
Клейкие почки - зеленые листочки. С белой корой стоит под горой. (Берёза) Воспитатель: Вот молодцы, теперь, вы сами узнали, по какой красавице-берёзе мы будем проводить экскурсию.
Очень много стихотворений о берёзе написал русский поэт С. Есенин. Вот как он отразил здесь образ зимней березы, послушайте:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
И стоит береза
В сонной тишине
И горят снежинки
В золотом огне.
Воспитатель: Как вы думаете, чем отличается береза от всех остальных деревьев, например, от ели, осины? (У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у клена и ели - коричневый).
Воспитатель: Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы? (БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза)
Воспитатель: Береза — единственное в мире дерево с белой корой.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ).
Воспитатель: А давайте мы тоже, как березы подышим.
Дыхательное упражнение «Ветерок»
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну, а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните. У осины ветви прочные, крепкие, а у березы? (ветви тонкие, гибкие, нежные).
Воспитатель: Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят? (Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются).
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на листья. Они одинаковые? (Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками).
Воспитатель: Теперь посмотрим, можете ли вы отличить листья березы от других деревьев.
Игра с листьями. Д/игра «Найди листок, какой покажу».
Воспитатель: Весной, когда деревья «просыпаются» и начинается сокодвижение, у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья.
Воспитатель: Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека.
Воспитатель: Проведем Физкультминутку «Березонька».
(Все движения выполняются плавно)
Береза моя, березонька (движение правой рукой в сторону – вверх,
Береза моя кудрявая! (То же левой рукой.)
Стоишь ты, березонька (поднять руки вверх,
Посреди долинушки (опустить руки).
На тебе, березонька (руки вытянуть вперед, ладошки вверх,
Листья зеленые (опустить руки).
Трава шелковая (движение руками вправо – влево).
Вокруг тебя, березонька (поднять туловище,
Девицы красные (движение головой вправо – влево)
Венки вьют-плетут (вращение руками перед собой).
Воспитатель: Символ берёзы отражался в народных приметах! Вот, например:
Из берёзы весной течёт много сока — к дождливому лету.
Если на берёзах много серёг — к урожаю гороха.
Когда лопаются серёжки у берёз — время сеять хлеб.
Сей овёс, когда берёзовый лист станет распускаться.
Воспитатель: А также символ берё зы отражался и в пословицах:
Берё за не угроза: где стоит, там и шумит
Берёза, да разуму учит
Воспитатель: И закончить нашу экскурсию хотелось бы тё плыми строчками:
Белая берёза, я тебя люблю…. Протяни мне ветку нежную свою. …Без любви, без ласки пропадаю я, Белая берёза, милая моя.
Воспитатель: На этом наша экскурсия подошла к концу.