Жирякова Наталия
Проект по экологии «Муравьи»
Проект представляет собой совместную деятельность педагогов, детей и их родителей, направленную на развитие познавательных, творческих интересов детей и расширение кругозора через различные источники информации и виды деятельности.
Тип проекта : Информационно - творческий.
Продолжительность: Краткосрочный (2 недели).
Участники проекта : дети средней группы, их родители и воспитатели
Публикация «Проект по экологии „Муравьи“» размещена в разделах
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность проблемы: с наступлением теплых дней, на участке детского сада можно заметить много муравьев. Дети с большим удовольствием наблюдают за ними. У детей возникали вопросы о жизни муравьев в природе, о их пользе. Поэтому возникла необходимость подробнее познакомить детей с жизнью муравьев, сформировать у детей элементарные представления о муравьях, об особенностях внешнего вида, об их жилище, чем питается, какую пользу приносит.
Цель проекта : развивать познавательный интерес и экологически бережное отношение детей к представителям мира насекомых – муравьях.
Задачи проекта :
-Расширять кругозор детей о живой природе, в том числе и знание и представления о муравьях.
Развивать любознательность, познавательную активность детей.
- воспитывать бережное отношение к насекомым.
-формировать навыки к исследовательской деятельности.
- развивать у детей творчество в художественно – эстетической и изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации. Ручном труде).
Привлечь родителей к участию проекта.
Ожидаемые результаты по проекту
У детей расширяется кругозор о муравьях, о среде их обитания, их качествах (их трудолюбии).
Дети узнают о пользе и вреде, которую приносят муравьи людям и растениям.
Сформировать у детей желание оберегать муравьев, бережно относится к другим обитателям живой природы.
У детей сформируются навыки исследовательской деятельности: умение находить нужную информацию в книгах, энциклопедиях и делится информацией с другими людьми.
Работа с родителями
Познакомить родителей с темой экологического проекта.
Представить список худ. литературы по теме для чтения.
Предложить принять участие в конкурсе
Выполнить поделки из подручного материала совместно с детьми
Этапы проекта
1 этап: подготовительный
Формирование проблемы:
Подбор литературы, иллюстрационного материала о насекомых муравьях, комплект игрушек «Насекомые», лупы.
-подбор дидактических игр, атрибутов для игровой деятельности.
2. Этап: Основной.
1. Беседа: «Жизнь муравьев»
Цель: вызвать познавательный интерес к теме «Муравьишьки».
Наблюдение за муравьями детьми на площадке. Цель: Закрепить знания о муравьях, воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Дать детям обобщенные представления об особенностях муравья. Научить детей наблюдать, анализировать
Цель: Знакомство с литературными произведениями : - А. Бианки «Как муравьишки домой спешат».- К. Чуковский «Муха – Цокотуха».- Басня И Крылова «Стрекоза и муравей»- М. Пришвин «Пень муравейник»- Загадки стихи и пословицы о муравьях.
4. Просмотр мультфильма «Стрекоза и муравей», «Муравьишка – хвастунишка. Просмотр познавательного видео «Муравьи»
5. Дидактические игры:
Лото «Насекомые»
Лото «Геометрическое лолто»
Д/И «Угадай по описанию».
Разгадывание загадок о муравьях
Подвижные игры:
«Муравей и дождик»
«Медведь и дождик»
.Художественно – эстетическое развитие. Коллективная аппликация: «Муравьишки – топотышки».
Рисование сюжетное «Муравьишка в гостях у бабочки красавицы».
Цель: развивать наблюдательность. Навыки владения карандашом: нанесение штриховки, штрихование однородное. Формировать интерес к рисованию.
3 этап.
1. Выставка детско – родительских поделок из бытового материала. «Муравьишки – торопыжки, не лентяи, не глупышки!
2. Обработка и оформление проекта. Описание этапов проекта, создание презентации по проекту.
Результаты работы над проектом
1. Проведя исследования, наблюдая над жизнью муравьев дети узнали, кто такие муравьи, каковы условия их обитания, из чего строятся муравейники, какие функции выполняет каждый муравей.
2. Дети узнали какова роль муравьев в природе.
3. Дети научились понимать необходимость бережного отношения к муравьям, и к живой природе.
4. В рамках работы над проектом у детей улучшились изобразительные навыки в лепке, в сюжетном рисовании, аппликации.
5. Дети стали более коммуникативными: они научились договариваться, делиться интересными находками, помогать друг другу.
Список литературы
1. Джейм Пайп «Загадочные и удивительные жизни. Большая энциклопедия.
2. Золотова Е. И. «Знакомство дошкольников с миром природы» М. -1992г.
3. Куринкова Т. А. «Что ты знаешь о насекомых» Киев 1996г.
4. Нуждина Т. Д. Энциклопедия для малышей. Мир животных и растений.
- Ярославль: Академия развития- 1997г.
5. Шорыгина Т. А. «Насекомые. Какие они?» М: ГНОМ- 2005г.