Юлия Артеменко
Проект по взаимодействию учителя-логопеда, родителей и воспитателей младших дошкольников «Ребёнок и сказка»
Проект по взаимодействию учителя-логопеда, родителей и воспитателей младших дошкольников «Ребёнок и сказка».
В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных методов, коррекционно-образовательных решений.
Публикация «Проект по взаимодействию учителя-логопеда, родителей и воспитателей младших дошкольников „Ребёнок и сказка“» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказка. Проекты по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
Принимая во внимание постоянный рост количества детей, имеющих нарушения речи, позволяет нам поставить вопросы профилактики возникновения речевых нарушений в ряд наиболее значимых и приоритетных.
Младший дошкольный возраст - период интенсивного развития всех психических функций. Основное новообразование этого периода – овладение речью, которая является фундаментом для дальнейшего развития ребенка.
Поэтому важно вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать её развитие, способствуя полноценному развитию ребенка. Очевидна значимость ранней профилактической и пропедевтической работы с детьми. Исправить речевые недостатки в старшем возрасте значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребёнка.
Однако существует ряд сложностей, препятствующих возможности получения ранней логопедической помощи:
-современные коррекционные программы ориентированы, прежде всего, на работу с детьми с 5-6 лет,
- коррекционная работа направлена на исправление уже имеющегося речевого нарушения, а не на их предупреждение.
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.
На четвёртом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более чёткая. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространённые предложения. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения дети употребляют, но очень редко.
Четырёхлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она ещё недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не в полной мере чиста и правильна со стороны произношения. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении всё чаще исходит от ребёнка.
Исходя из вышеизложенного была определена система работы, цель которой:
- создание эффективного комплексного взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей, родителей, направленного на профилактику речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.
И я предложила родителям младшей группы принять участие в проекте «Ребёнок и сказка»
Идея проекта : формирование речевой деятельности и звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста через чтение и драматизацию русских народных сказок путем взаимодействия учителя-логопеда с родителями и воспитателями.
Вид проекта : познавательно-творческий, игровой, речевой.
Сроки реализации: Октябрь, 2019г – Апрель, 2020г.
Задачи проекта :
- Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.
- Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность.
- Способствовать формированию интереса детей к произведениям устного народного творчества.
- Сплотить родителей в совместной работе по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста.
- Повысить компетентность педагогов и родителей в совместной работе по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста.
Этапы. Мероприятия. Ответственный. Формы работы.
Подготовительный
Учитель-логопед, воспитатели.
Октябрь Логопед:
Постановка целей и задач проекта.
Создание условий для реализации проекта. Логопед:
-Оповещение родителей о проведении проекта, привлечение к участию.
Основной
Учитель-логопед, воспитатели
Октябрь-Апрель -Проведение речевых пятиминуток (с Язычком)
-Чтение с детьми русских народных сказок : «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Зимовье зверей», «Маша и медведь». «Теремок».
-Рассматривание иллюстраций к сказкам».
- Беседы с детьми на темы: «Дикие и домашние животные».
«Домашние птицы».
«Времена года»…
Театрализованные игры. Игры на развитие звукоподражания.
Воспитатели :
Проведение в режимные моменты артикуляционных, пальчиковых гимнастик с Язычком, чтение русских народных сказок с детьми.
-Дискуссия с родителями «Влияние сказок на речь детей»
Родители :
-Совместное рисование сказок с детьми (ежемесячно)
- Изготовление поделок к сказкам.
- Чтение русских народных сказок с детьми (ежемесячно)
-Подготовка к драматизации сказки
«Заюшкина избушка»
(родителями)
Заключительный
Учитель-логопед, воспитатели, родители.
Март – Апрель Подготовка к инсценировки сказки «Теремок»
Инсценировка сказки детьми. Подготовка костюмов и атрибутов к сказке
Разучивание сказки дома.
Количество мероприятий:
1. Речевые пятиминутки, чтение русских народных сказок, беседы по содержанию и тематические:
Учитель-логопед : 24 (1 раз в неделю)
Воспитатели : 48 (2 раза в неделю)
2. Ознакомление с проектом на родительском собрании (сентябрь, 2019г) – 1 раз.
3. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» с показом кукольного театра родительницей – 1 раз.
4. Дискуссия учителя-логопеда для родителей «Роль сказки в речевом развитии детей» - 1 раз.
4. Драматизация с детьми русских народных сказок «Колобок», «Репка» с помощью вкладышей и лопаточек. (Учитель-логопед, дети, воспитатели)
5. Драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка» родителями (конец марта) – не состоялась из-за карантина.
6. Драматизация русской народной сказки «Теремок» детьми (апрель) – не состоялась из-за карантина.
Результаты проекта (качественные) :
- У детей появился интерес к сказкам, драматизациям.
- В процессе работы у детей обогатился словарь, улучшилась фразовая речь.
- Повысилась компетентность педагогов и родителей по данной теме.
- Активное участие, сплочение родителей в реализации проекта.
- Помощь родителей в создании фильма «Реализация проекта на дистанте в условиях карантина»
- Работа над реализацией проекта дистанционо.
- Уменьшение количества детей с задержкой речевого развития - декабрь, 2019г (3 человека, март, 2020г (0) человек.
Результаты проекта (количественные) :
- Охват участников: сначала 8 человек, потом 20 человек (постепенное увеличение)
- Оснащение РППС в группе: вкладыши, лопаточки, художественная литература, создание альбомов с иллюстрациями сказок, поделки по сказкам…
- Фотопрезентации на сайте. Фильм «В Контакте» «Реализация проекта на дистанте».
- Положительные отзывы родителей.
В перспективе продолжить проект в следующем году с чтением сказок других народов, с драматизацией сказок родителями и детьми, публикации проекта в сборниках…