Наталья Липовцева
Проект «Влияние кинезиологии на речевое развитие у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние кинезиологии на речевое развитие у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность
Одной из основных задач, стоящих перед ДОУ – развитие речи детей. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих различные речевые нарушения. Учеными и практиками было замечено, что речевые способности ребенка зависят не только от артикуляционного аппарата, но и от движения рук.
Публикация «Проект „Влияние кинезиологии на речевое развитие у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2023
Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Подвижность и активность моторики ребенка оказывает благоприятное влияние на развитие речи и коррекцию речевых нарушений.
Для того чтобы работа по коррекции речевых нарушений была успешной, необходимо создавать предметно-развивающую среду, которая предусматривает наличие пособий, оборудования и инвентаря, способствующих активизации и развитию речи у детей дошкольного возраста.
В последнее время наблюдается тенденция к увеличению детей с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации, имеющих различные нарушения различными нарушениями в общей, мелкой моторики и речевого развития.
Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование здоровьесберегающих технологий. Одним из направлений здороьесберегающей технологии является кинезиология.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через двигательные упражнения. Она позволяет привнести восстановление работоспособности и продуктивности в непосредственно образовательную деятельность. Используя кинезиологию в коррекционно-образовательном процессе, мы развиваем у детей межполушарное взаимодействие, психические процессы, улучшаем речь или корректируем ее недостатки. Достигается это при помощи комплекса специальных кинезиологических игр и упражнений, стимулирующих активность головного мозга, что позволяет ребёнку дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями.
Актуальность и значение использования кинезиологических упражнений раскрыты в трудах А. Л. Сиротюк, А. В. Семенович, и др. Но еще древняя философская система (Конфунций, учение Гиппократа показали роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума, для поддержки работы мозга в активном состоянии.
Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует коррекции проблем в речевом развитии и разных областях психики в целом.
Поскольку в нашем дошкольном учреждении увеличилось число детей с нарушениями речи (ограниченный словарный запас, нарушения звукопроизношения, слабый уровень развития произвольной и связной речи и пр., то для нас одним из актуальных направлений работы становится поиск и внедрение эффективных форм и инновационных технологий в образовательный процесс в работе с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Мы считаем, что на сегодняшний день, одним из перспективных средств работы педагога - психолога выступает апробация кинезиологических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста (в том числе и детьми с ОВЗ). В рамках данного направления деятельности были определены тема, цели и задачи проекта.
Тема проекта:
Влияние кинезиологии на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта:
определить эффективность использования методов кинезиологии на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста (в том числе и детей ОВЗ).
Задачи проекта
1. выявить особенности использования и влияния кинезиологических упражнений в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.
2. определить область применения кинезиологии, общие рекомендации, условия использования кинезиологических упражнений и игр;
3. создать условия для активизации речевого развития у детей;
Практическая значимость проекта заключается в подборе и апробации игровых приемов, игр и упражнений, направленных на коррекцию и активизацию речи детей.
Реализация проекта деятельности
В данном проекте рассматриваются вопросы изучении эффективности влияния кинезиологических упражнений на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сроки реализации проекта:
2022 - 2024
Участники проекта:
дети 5- 7 лет (в том числе дети ОВЗ)
Форма реализация проекта
в рамках индивидуальной коррекционно – развивающей работы педагога – психолога. Длительность проекта - 7 месяцев (ноябрь – май). 1- 2 занятия в неделю. Продолжительность одного занятия от 20 до 30 минут в зависимости от возраста и особенностей ребенка.
Условия реализации проекта:
1. Упражнения проводятся регулярно в рамках групповых, индивидуальных занятий и в режимных моментах.
2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
3. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
4. Упражнения могут проводиться стоя, сидя и лёжа.
5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.
6. Во время одного занятия использовать не более 3 упражнений разного направления.
Этапы реализации проекта
:
Вводный – определение темы работы, постановка проблемы, целей и задач работы;
Организационный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом;
Практический – реализация проекта (проведение занятий, работа с родителями, представление опыта работы в рамках образовательного учреждения).
Заключительный – подведение результатов, оформление выводов, практического материала и рекомендаций по применению игр, упражнений и пособий.
Контрольный – обобщение и презентация работы над проектом, представление практического материала для работы воспитателей и специалистов.
Ожидаемые результаты проекта
- систематизация информационного и методического материала по изучаемой проблеме;
- оформление картотеки кинезиологических игр и упражнений для использования педагогами и родителями.
- оформление рекомендаций по использованию кинезиологических упражнений и игр для педагогов и родителей.
Продукт проекта
Картотека кинезиологических игр и упражнений с учетом использования на индивидуальных занятиях
Потребители проекта
- воспитатели ДОУ и педагоги других образовательных организаций;
- специалисты (педагоги – психологи, учителя – логопеды);
- родители детей дошкольного возраста
Дальнейшая перспектива работы над проектом
- пополнение базы практических упражнений и занятий
- внедрение кинезиологических упражнений в групповую коррекционно – развивающую деятельность педагога – психолога и воспитателей групп.
- разработка авторских игровых упражнений
- систематизация кинезиологических игр и упражнений по нозологическим группам детей с ОВЗ.
Список литературы
Список литературы для специалистов
1. Васильева Л. Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии. - Москва, изд-во ВИС, 2003 г. : ил. Интернет ресурсы
2. Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками / Е. И. Стальская, Ю. С. Корнеева, Е. Г. Ромицына // Северная Двина.
3. Сборник кинезиологических упражнений и сказок для детей дошкольного возраста / сост. Е. С. Бутунина, Богданович: МДОУ №38 «Детский сад Будущего»,2021
4. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М. : ТЦ Сфера, 2001. – 128 с. – 60с.
5. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М. : ТЦ «Сфера», 2008.– 41с.
6. Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.
7. Шанина Г. Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999
Список литературы для родителей
1. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. : Аркти, 2008