Марина Гурбанова
Проект «Играя — учимся, играя — познаём»
▼ Скачать + Заказать документы
«Играя - учимся, играя – познаём»
(развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
посредством современных технологий)
Оглавление
Введение …. 3
Актуальность выбранной темы…5
Цели и задачи…. 6
План реализации проекта…. 6
Подготовительный этап…. 7
Основной этап…. 8
Ожидаемые результаты….10
Список литературы…. 11
Введение
Публикация «Проект „Играя — учимся, играя — познаём“» размещена в разделах
В современном обществе человек, имея социально-общественное начало, испытывает потребность в общении и взаимодействии с другими, а для ребенка дошкольного возраста это является наиболее актуальным, ведь коммуникативные умения - это одно из важнейших условий развития ребенка, его индивидуализации и социализации, формирования личности.
Сформированные коммуникативные умения - один из основных показателей готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. Они позволяют детям справиться с трудностями, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
Развитие коммуникативных умений является одной из важнейших проблем современного общества.
Дети мало стали общаться, как со взрослыми, так и сверстниками. Это обусловлено тем, что у взрослых, после трудового дня уделяется недостаточно времени для общения с детьми. Родители часто настолько заняты своими проблемами и заботами, что абсолютно не замечают, как общаются с детьми. Они либо совсем их не слушают, либо слушают избирательно, улавливая при этом только то, что хотят слышать. А для ребенка очень важно, чтобы к его словам и мыслям относились с должным уважением и пониманием. Нужно не просто слушать, но и следить за эмоциями, интонациями, выражением лица ребенка. И тогда лучшими друзьями детей в мире «новых технологий» становятся компьютеры: интернет и разнообразные игры; телевизор, с просмотром мультфильмов, а иногда и не пригодных для детской психики.
Общество требует не только умных, талантливых и образованных людей, но и коммуникативно развитых, умеющих устанавливать контакты для содружества, полноценного общения и достижения совместных целей. Недооценить важность коммуникативного воспитания невозможно, так как высокий уровень коммуникативности, служит залогом успешной адаптации ребенка в любой социальной среде.
Формирование коммуникации начинается с момента рождения ребенка и продолжается на протяжении всей его жизни. Л. Н. Галигузовой.
Следовательно, и развивать коммуникативные умения надо еще в дошкольном детстве, когда ребенок наиболее гибок и пластичен, способен все впитывать в себя.
Именно поэтому, в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования, социально–коммуникативное развитие выделяется, как приоритетное направление воспитательно–образовательного процесса. Согласно ФГОС, в дошкольных учреждениях следует обращать внимание на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
В современном обществе отмечается тенденция увеличения числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Это констатируют специалисты различных областей: психологи, медики, логопеды, педагоги. Воспитанники имеют множество ограничений в различных сферах деятельности, в том числе коммуникативной. Дети лишены широких контактов, возможности получать социальный опыт от других. У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это проявляется в следующем: воспитанники в основном малоразговорчивы с педагогом и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя многие понимают обращенную к ним речь. Часто это сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью в контакте, страхами, агрессивностью, обидчивостью. Поэтому развитие коммуникативных навыков является актуальным для данной категории детей.
Актуальность выбранной темы
В современных условиях дошкольного учреждения включают в образовательный процесс различные виды технологий такие как:
ИКТ - повышает качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.
ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач помогает развивать познавательную, творческую и речевую активность.
Система Монтессори - направлена на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, формируют интеллект, развивает речь, внимание и память.
Наука Риторика - древняя наука на земле, которая развивает у детей уникальный человеческий дар – дар слова «Открыть уста детей».
Игры Воскобовича - развивающие игры, созданные физиком-инженером Вячеславом Воскобовичем. Они представляют собой развивающую среду из разных зон и элементов, объединенных одним сказочным сюжетом.
Технология Дьюи - обучение направлено на получение опыта, который может накапливаться только самим ребенком.
В современных учреждениях широко используется такая технология, как STEM – технология, целью которой является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество, включает в себя инженерию, технологию и математику.
STEM образование включает в себя работу с:
«LEGO-конструирование» - дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Конструирование — это не только практическая творческая деятельность, но и универсальная умственная способность, проявляющаяся в других видах деятельности (изобразительной, игровой, речевой, направленных на создание новых целостностей (рисунка, сюжета, текста и т. п.).
«Робототехника» является одним из самых востребованных в современном образовательном процессе. Сегодня дети с раннего возраста окружены автоматизированными системами, и от их умения ориентироваться в составляющих научно- технического прогресса зависит дальнейшая интенсификация производства в нашей стране и во всем мире.
«Дары Фр беля» развивают у детей социальные и коммуникативные умения, сенсорное развитие, развития мелкой моторики, развития познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности, формирования элементарных математических представлений, развития логических способностей.
В работе с детьми мы выбрали STEM – технологию, так как считаем, что самая главная ценность в разработанных пособиях этой технологии включает в себя взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности и главным образом положительно влияет на развитие коммуникативных навыков.
В соответствии с имеющейся проблемой, такой как развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, мы решили разработать проект на тему «Играя - учимся, играя – познаём» (развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством современных технологий).
Цель проекта :
развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством использования элементов STEM – технологий.
Задачи:
формировать навыки взаимодействия между детьми;
формировать навыки взаимодействия между ребенком и взрослым;
формировать навыки умения выходить из конфликтных ситуаций;
создать предметно пространственную среду в группе;
создать картотеку игр по STEM – технологиям по развитию коммуникативным навыкам.
повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам развития коммуникативных навыков у детей;
повысить компетентность педагогического персонала.
представить опыт работы.
План реализации проекта
Срок реализации проекта с октября 2020г. по март 2021 г. В проекте будут участвовать : дети 2 группы компенсирующей направленности, родители, воспитатели, логопеды.
Ожидаемые результаты:
сформируется навык взаимодействия между детьми;
сформируется навык взаимодействия между ребенком и взрослым;
сформируется навык умения выходить из конфликтных ситуаций;
будет создана предметно пространственную среду в группе;
будет создана картотека игр по STEM – технологиям по развитию коммуникативным навыкам.
повысится педагогическая компетентность родителей по вопросам развития коммуникативных навыков у детей;
повысится компетентность педагогического персонала.
Список литературы
1. Волосовец Т. В., Маркова В. А., Аверин С. А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М. :2017. -111с
2. Дыбина О. В., творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М. : Творческий центр Сфера, 2010. - 126 с. ;
3. Иткин В. Что делает мультипликационный фильм интересным / Искусство в школе 2006
4. Заглада Л. Дети и мультипликация. / Мир семьи. – 2005. - №11.
5. Маркова Вера Александровна, "Образовательный модуль "Дидактическая система Фридриха Фребёля". Учебно-методическое пособие", БИНОМ, 2019
6. Теплова А. Б. Образовательный модуль "Робототехника". Учебно-методическое пособие к парциальной модульной программе "STEM-образование", (БИНОМ, Лаборатория знаний, 2019
Картотека игр с мини роботом пчелка Bee-Bot
Дидактическая игра «Сбей кеглю»
Цель: развитие ориентации в пространстве.
Возраст: 3 – 7 лет
Оборудование: мини-робот «Вее-Воt», игровое поле, кегли.
Ход игры: Младший дошкольный возраст: педагог кладёт перед ребёнком игровое поле со стоящими на нем кеглями и предлагает запрограммировать пчелу на шаги от одного до четырех для того, чтобы сбить кегли.
Старший дошкольный возраст: педагог предлагает ребенку программировать пчелу таким образом, чтобы она, двигаясь по игровому полю, сбила все кегли.
Дидактическая игра «Собери овощи и фрукты»
Цель: закрепление знаний о овощах и фруктах.
Возраст: 5-7 лет.
Оборудование:2 мини-робота «Вее-Воt», 2 игровых поля, корзинка с овощами, корзинка с фруктами.
Ход игры: педагог кладёт перед 1ребёнком игровое поле с овощами, перед 2 ребенком игровое поле с фруктами.
Инструкция: «Посмотрите внимательно на свои игровые поля. На одном поле находятся овощи, а на другом фрукты. Вам необходимо проложить маршрут пчелы так, чтобы она прошла справа от каждого овоща и фрукта. Когда пчела оказывается справа от овоща или фрукта кладем их в корзину. Побеждает тот, чья пчела первая соберет весь урожай с поля в корзинку».
Игра «Придумай свою историю»
Цель: развитие словесно – логического мышления.
Возраст: 5-7 лет.
Оборудование: мини-робот «Вее-Воt», игровое поле, сюжетные фигурки.
Ход: педагог кладёт перед ребёнком игровое поле с фигурками людей, деревьев, животных.
Инструкция: «Расположи фигурки как хочется, придумай историю и расскажи».
Игра «Составь цифру»
Цель: развитие элементарных математических представлений дошкольников. Возраст: 5-7 лет
Оборудование: мини-робот «Вее-Воt», игровое поле, карточки-квадраты Ход: педагог предлагает одному ребенку проложить маршрут пчелы так, чтобы получилась какая-либо цифра, а другой ребенок по ходу пчелы кладет карточки-квадраты и отгадывает цифру.
Игра «Составь слово»
Цель: развитие речи.
Возраст: 6-7 лет
Оборудование: мини-робот «Вее-Воt», игровое поле, буквы.
Ход: педагог предлагает ребенку проложить маршрут «пчелы» так, чтобы из собранных пчелой букв получилось слово.
Игра «Танец пчел»
Цель: формирование социально - коммуникативных навыков.
Возраст: 5 – 7 лет
Оборудование: мини-роботы «Вее-Воt» по количеству детей
Ход игры: 1 ВАРИАНТ Мини-роботы стоят по кругу, педагог предлагает детям запрограммировать их по определенному алгоритму. Под музыку «пчелы» начинают движение. 2 ВАРИАНТ. Мини-роботы стоят по кругу, каждый ребенок придумывает свой «танец пчел» и по очереди дети озвучивают маршрут. Под музыку «пчелы» двигаются.
Игра «Фотограф»
Цель: закрепление знаний детей о диких животных, умение различать и находить нужного животного.
Оборудование: игровой коврик «Лес», карточки с животными (как на коврике, мини-робот «Bee-bot».
Ход игры: педагог рассказывает детям, что когда Пчелка гуляла по зоопарку, она решила сфотографировать животных. А сейчас ей хочется передать фотографии их владельцам. Педагог просит ребят помочь пчелке и раздать животным фотографии. Дети выбирают картинки, самостоятельно продумывают маршрут, программируют пчелку и доводят ее до нужной клетки.
Игра «Остров сокровищ»
Цель: развитие умений у детей ориентироваться на плоскости.
Оборудование: мини-робот «Bee-bot», тематический коврик «Море», различные предметы, связанные с морской тематикой (камушки, ракушки и т. п.).
Ход игры: дети вместе с воспитателем рассматривают разложенные на игровом поле разные предметы (камушки, ракушки, монетки). Игроки должны программировать «Умную пчелу» и собирать предметы «сокровища», как можно больше. В конце игры подсчитывают собранные находки и определяются победители.
Игра «Спасатели»
Цель: развитие у детей умения ориентировки на плоскости.
Оборудование: мини-робот «Bee-Bot», тематический коврик, карточки с изображением животных.
Ход игры: мини-робот «Bee-Bot» выступает в роли спасателя (разведчика, следопыта, в зависимости от игровой ситуации, и должен найти животных.
Варианты заданий:
- животные спрятались за большой желтой елочкой,
-за красным пеньком,
-за большой желтой избушкой,
-за маленькой зеленой елочкой,
-за маленьким красным цветочком и т. д.
Игра заканчивается тогда, когда дети найдут всех животных.
Примечание: карточки с изображением животных на игровом поле перевернуты картинкой вниз, при правильном выполнении задания карточка переворачивается и забирается с собой.
Варианты ответов детей могут быть различными, главное условие-пояснение ребенком своего выбора. Ассоциациями в данной игре являются геометрические фигуры, изображенные на тематическом коврике и предметы из заданий.
Подведение итогов. Варианты могут быть следующими: найти всех животных, кто больше нашел животных, нашли столько, сколько нужно и т. д., и зависеть от игровой ситуации.
Картотека игр с LEGO – конструктором.
Игра «Башня»
Цель: закрепляем предлоги (на, под, между)
Ход игры: у вас на столе кирпичики разного цвета, 1. поставьте кирпичики на кирпичик, постройте башенку (НА) 2. внизу был красный а на верху желтый (предлог под) 2. постравьте кирпичик так, чтобы синий кирпичик, был между красным и зеленым кирпичиком
-Теперь мы с тобой расскажем о твоей конструкции: на столе лежит желтый кирпичик, продолжай.
-Под красным лежит желтый кирпичик
-Между красным и зеленым лежит синий кирпичик.
Игра «Чья команда быстрее построит?»
Цель: формирование навыков работать в команде.
Оборудование: набор- LEGO конструктора, образец.
Ход: дети разбиваются на две команды. Каждой команде дается образец постройки, например, дом, машина с одинаковым количеством деталей. Ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу, подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает команда, быстрее построившая конструкцию.
Игра «Не бери последний кубик»
Цель: развитие внимания и мышления.
Оборудование: плата с башней.
Ход: играют два ребенка, которые по очереди снимают один или два кирпичика с башни. Кто снимет последний, тот проиграл.
Игра «Запомни расположение»
Цель: развития внимания и память.
Оборудование: набор лего-конструктора, платы у всех игроков.
Ход: педагог строит какую-нибудь постройку из восьми (не более) деталей. В течение короткого времени дети запоминают конструкцию, потом педагог ее убирает, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим.
Игра «Сделай план и построй»
Дети рисуют планы будущих построек (вид сверху внутренних сооружений) : «Универсам», «Кафе», «Детский сад», «Парк». Затем используют их при планировании последующей конструкторской деятельности.
Игра «Спрячем и найдем».
Материал: конструктор набор LEGO .
Цель: приобщение к умению ориентироваться в пространстве.
Описание игры: воспитатель раскладывает заранее выполненные постройки по групповой комнате, затем просит ответить на вопросы, например, какая игрушка с права? А что выше? А что левее?
Игра «Двор» к сказке К. Чуковского «Цыпленок».
Цель: формирование интереса детей к режиссерской игре.
Материал: конструктор LEGO
Описание игры: взрослый предлагает прогуляться на птичий двор, дети называют, кого они там могут встретить, вместе строят героев, и по аналогии сказки «Цыпленок», вместе придумывают свою сказку.
Игра «Звуковая мозаика»
Цель: определение первых звуков в словах.
Оборудование: разноцветные детали конструктора «Лего».
Описание игры:
Ведущий называет разные слова. Если слова начинается со звука:
(к,- красную деталь
(с,–синюю деталь
(ж)- желтую деталь
(з,– зеленую деталь
(ч) - черную деталь