Анна Мальцева
Проект по театрализованной деятельности в средней группе «Звездные лицедеи»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по театрализованной деятельности в средней группе
«Звездные лицедеи».
Выполнила воспитатель
средней группы №10
МАДОУ «Детский сад №278»
Мальцева Анна Олеговна
Тип проекта : практико-ориентированный
Продолжительность: долгосрочный (февраль-июль)
Возраст детей: средняя группа (4-5 лет)
Публикация «Проект по театрализованной деятельности в средней группе „Звездные лицедеи“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Участники проекта : дети, воспитатели, родители
Актуальность.
Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В. А. Сухомлинский)
И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду.
Театрализованная деятельность-это самый распространенный вид
детского творчества. Она близка и понятна ребенку. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремление к познанию нового. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. У ребенка появляется возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.
Реализация данного проекта позволит сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Проблема:
В процессе наблюдения было выявлено, что дети не умеют передавать эмоциональный характер героев. У них недостаточно сформирован словарный запас. С заданиями на воображение дети справляются с затруднением. Анализ предметно развивающей среды показал, что для реализации задач по развитию театрализованной деятельности в группе не достаточно театральных атрибутов : костюмов, масок, декораций; дидактических игр; алгоритмов деятельности.
Цель. Развитие театральной деятельности детей среднего дошкольного возраста путем создания благоприятных условий в группе.
Задачи:
• Обогатить театральный центр в группе различными видами театров (кукольный, конусный, теневой, пальчиковый и др., театральных атрибутов, дидактических игр, алгоритмов деятельности.
• Развить воображение, эмоций, фантазию, коммуникативные навыки, речь.
• Совершенствовать моторику, координацию, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
• Сформировать у детей и родителей интерес к театру и совместной театральной деятельности.
Ожидаемый результат:
- обогатится театральный центр;
- разовьются внимание, память, восприятие, воображение;
- активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи;
-совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
Формы работы с детьми:
• игра
• импровизация
• инсценировки и драматизация
• объяснение
• чтение воспитателя
• беседы
• просмотр видеофильмов
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• наблюдения
• словесные, настольные и подвижные игры.
• пантомимические этюды и упражнения.
Оборудование:
1. Театральная ширма
2. Разные виды кукольных театров :
- пальчиковый
- конусный
- теневой
- фланелеграф
- масочный
- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)
3. Ноутбук, колонки.
4. Костюмы.
5. Алгоритмы сказок, стихотворений.
6. Мнемотаблицы к стихам и сказкам.
Этапы реализации проекта
1 этап: Подготовительный
Задача
Мероприятия
Ожидаемый
результат
Ответственный
Анализ
имеющегося материала. Подбор литературы, аудио материала.
Составление списка необходимого материала
Включение в календарно-тематическое планирование
мероприятий по реализации проекта. Список необходимого методического
материала.
Дополненный
календарно-тематический план. Воспитатели
средних групп.
Создание
интереса у участников
проекта. Составление плана.
мероприятий по реализации
проекта совместно с детьми.
Информирование родителей о проекте, консультация для
родителей. Заинтересованность
детей и родителей. Воспитатели
средних групп.
Сбор и анализ информации для реализации
проекта. Сбор атрибутов для театрализованных игр
Подбор дидактических игр,
Пальчиковых и артикуляционных гимнастик,
упражнений для развития мышечного аппарата, алгоритмов, мнемотаблиц.
Подбор материала для презентации. Список имеющихся и недостающих
материалов, атрибутов, картотек. Воспитатели и родители.
2этап: Основной
Задача
Мероприятия
Ожидаемый результат
Ответственный
Создание условий
для реализации проекта. Подбор аудиоматериала
согласно списку.
Подбор сказок для драматизации, театрализованных игр.
Сказки и иллюстрации к ним.
Аудиоматериалы.
Игры – драматизации.
Презентация. Воспитатели
средних групп.
Обогащение среды.
Книги – сказки для драматизации.
Коллекция аудио материала.
Игрушки и атрибуты для театрализованных игр. Алгоритмы деятельности. Мнемотаблицы. Обогащённая среда. Воспитатели и родители.
Обогащение знаний
детей о театре.
Совершенствование исполнительских умений.
Беседы,
Просмотр видео материала.
Чтение художественной
литературы (сказок).
Творческие мастерские.
Игры-драматизации.
Заучивание стихов.
Слушание музыкальных произведений.
Драматизация сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят». Обобщенные знания детей о театре.
Развитые исполнительские умения детей. Воспитатели средних групп.
Включение
родителей в педагогический процесс.
Привлечь родителей к
сбору атрибутов, костюмов для игр драматизаций, творческие задания.
Изготовление разных видов театра. Активное участие
родителей в реализации проекта. Воспитатели
средних групп.
3этап: Итоговый
Задача
Мероприятия
Ожидаемый результат
Ответственный
Анализ по проекту и подведение итогов. Анализ работы по проекту.
«Театральные зарисовки».
Мониторинг.
Фотоотчёт о проекте
в родительском уголке.
Отзывы родителей о проекте.
Фотогазета о
проведённом проекте.
Фото-вернисаж «В кукольный театр вместе с семьей».
Воспитатели
средних групп.
План реализации проекта.
1. Подготовительный этап.
Февраль.
1. Анализ имеющегося материала.
2. Информирование родителей о проекте, консультация для родителей «Развитие детей в театральной деятельности».
3. Составление плана мероприятий по реализации проекта.
4. Подбор материала и составление картотек.
5. Подбор и изготовление алгоритмов к сказкам и мнемотаблиц к стихам.
2. Основной этап.
Март.
Тема: «Голос и речевое дыхание».
Задачи: Развивать умение правильно пользоваться голосом.
Формировать правильное дыхание при выполнении заданий.
Развивать слух и чувство ритма.
Игры.
Д. и. «Музыкальная лесенка». Цель: Развивать музыкальный слух.
Д. и. «Солнышко – тучка». Цель: Развивать у детей представление о различном характере музыки.
Д. и. «Птичий двор», «Эхо». Цель: Развитие речевого дыхания.
Совместная деятельность.
Беседа «Что такое театр».
Рассматривание альбома «Театр».
Дыхательная гимнастика «Маятник», «Задуть свечу».
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое», «Замок».
Разучивание скороговорок.
Знакомство с пальчиковым театром, внесение в театральный уголок.
Мини-сценка «Репка».
НОД
Конструирование «Театр для зверят». Цель: Учить детей строить здание театра с учетом размера игрушек, работать в минигруппах.
Работа с родителями.
Консультация «Развитие творческих способностей детей».
Изготовление пальчикового театра «Теремок».
Развивающая среда.
Альбом «Театр».
Картотеки: «Пальчиковая гимнастика», «Дыхательная гимнастика», «Скороговорки», «Музыкальные игры».
Пальчиковый театр.
Алгоритм рассказывания сказки «Репка», «Теремок».
Апрель.
Тема: «Сценическая пластика».
Задачи: Развивать умение владеть собственным телом, управлять собственными мышцами.
Развивать умение передавать чувства и эмоции.
Игры.
Театральная игра «Считалочка», «Деревянные и тряпичные куклы», «Мельница», «Великаны и гномы». Цель:Развивать умение владеть собственным телом.
Танец-упражнение: «Марш», «Ножками затопаем», «Погуляем». Цель: Развивать умение различать музыку разного характера.
Совместная деятельность.
Рассматривание альбомов «артисты театра», «Эмоции», «За кулисами».
Вечер танцев. Вечер стихов.
Мини-сценка «Три поросенка».
НОД
Занятие по театрализованной деятельности 1 «Зоопарк». Цель: Развивать фантазию и воображение. Развивать психофизические способности детей (мимику, жесты).
Источник: Т. И. Петрова и др. Театральные игры. Стр. 32.
Беседа «За кулисами». Цель: Уточнить знания детей о театре.
Работа с родителями.
Изготовление масок (животные, эмоции).
Консультация «Вечерние игры с малышами».
Развивающая среда.
Маски.
Альбомы «Артисты театра», «Эмоции», «За кулисами».
Фонотека с музыкальными произведениями разного характера.
Картотека «Театральные игры для средней группы».
Мнемотаблицы к стихам.
Алгоритм сказки «Три поросенка».
Май.
Тема: «Воображариум».
Задачи: Развивать воображение через наблюдение за предметами.
Расширять словарный запас.
Формировать правильное четкое произношение.
Игры.
Д. и. «Радость и грусть», «Музыка и эмоции». Цель: Развитие эмоциональной сферы.
Д. и. «Наши эмоции», «Какое настроение». Цель: Учить распознавать эмоции и называть их.
Игра-стихотворение «кто как скачет». Цель: Развивать интонационную выразительность речи.
Совместная деятельность.
Разучивание стихотворений о театре, скороговорок.
Выполнение артикуляционных гимнастик.
Рассматривание окружающих предметов.
Знакомство с теневым театром и внесение его в театральный уголок.
Мини-сценка «Волк и семеро козлят».
НОД
Рисование «Дорисуй эмоцию», «Спектакль на сцене». Цель: Развитие воображения. Развитие умения передавать задуманное в рисунке.
Занятие по театрализованной деятельности 2 «Волшебная корзиночка». Цель: Развивать подражательные навыки. Побуждать к активному участию в театрализованной игре.
Источник: Т. И. Петрова и др. Театральные игры. Стр. 33.
Работа с родителями.
Консультация «как вести себя в театре».
Изготовление макетов «Театр».
Изготовление теневого театра.
Развивающая среда.
Картотека «игры для формирования эмоционально-волевой сферы», «Театральные игры для детей средней группы», «Скороговорки», «Артикуляционные упражнения», «Стихи о театре».
Макет «Театр».
Теневой театр.
Мнемотаблицы к стихам и скороговоркам.
Алгоритм «Волк и семеро козлят».
Июнь.
Тема: «Игры-драмматизации».
Задачи: Продолжить учить детей импровизировать, развивать фантазию, мышление.
Формировать эстетическое восприятие природы.
Развивать память физических ощущений.
Игры.
Игра «Новая кукла». Цель: Развитие умения владеть своим телом.
Игра «Мыльные пузыри». Цель: Учить детей обыгрывать литературный текст.
Совместная деятельность.
Просмотр видеоспектакля «Репка» в исполнении профессиональных артистов и детей.
Рассмотрение иллюстраций к сказкам.
Подготовка к постановке спектакля.
Игры с конусным театром «Теремок» и внесение его в театральный уголок.
Мини-сценка «Колобок».
НОД
Коллективное рисование «Нарисуй афишу». Цель: Приобщать детей к совместному труду
Аппликация «Пригласительный билет». Цель:. Воспитывать бережное отношение к окружающему. Воспитывать трудолюбие. Развивать фантазию.
Работа с родителями.
Подбор книг по сказкам.
Помощь в подготовке к спектаклю (Изготовление костюмов, масок, декораций).
Мастер-класс «Украсим сцену».
Консультация «Роль сказки в жизни ребенка».
Изготовление конусного театра «Колобок».
Развивающая среда.
Картотека «Игры на мышечное напряжение и расслабление», «Игры-стихи».
Альбом «Спектакли», «Сказки».
Костюмы для спектакля «Театральные зарисовки».
Конусный театр.
Алгоритм «Колобок».
3. Итоговый этап.
Июль.
Итоговое мероприятие с детьми: «Театральные зарисовки». Мониторинг детей и сравнение с предыдущими результатами.
Создание фотогазеты о реализованном проекте.