гульнара павлова
Проект по театрализованной деятельности «Театральная страна»
Проблема: В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».
Актуальность проекта :
Публикация «Проект по театрализованной деятельности „Театральная страна“» размещена в разделах
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Организационно-подготовительный этап:
• Формулирование целей и задач проекта
• Изучение методической литературы по теме проекта
• Подобрать художественную литературу, музыкальное сопровождение
• Разработать необходимые материалы: конспекты образовательной деятельности, сценарии бесед, конкурсов по теме проекта;
• Провести организационную и подготовительную работу с родителями воспитанников.
Участники проекта :
Воспитатель группы;
Дети старшей группы «Брусничка»
Родители, детей группы «Брусничка»
Музыкальный руководитель.
Продолжительность.
Долгосрочный
Цель проекта :
Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, обеспечить становление партнёрских отношений между семьёй и ДОУ.
Задачи взаимодействия с родителями по театрализованной деятельности :
• вызвать интерес у детей и родителей к театрализованной деятельности;
• приобщать родителей к совместной театрализованной деятельности;
• педагогическое просвещение родителей по развитию речи через театрализованную деятельность;
• привлечь родителей к созданию условий для театрализованной деятельности;
• вызвать желание родителей участвовать в жизни ДОУ;
• совершенствовать художественно-прикладные и музыкально-театральные способности воспитанников в художественно-продуктивной деятельности и музыкально-театральном искусстве;
• перевести родителей от наблюдателя за игровыми действиями к прямому включению в процесс театральной деятельности в детском саду, к построению взаимоотношений, основанных на принципах уважения, доверия, открытости, улучшения взаимоотношения между детьми и взрослыми, перейти к систематическому, содержательному, эмоционально наполненному досугу.
Этапами выполнения проекта при работе с родителями являются:
• Исследовательский: анкетирование, диагностика творческих способностей детей, их умений и навыков, обобщение и анализ полученных данных.
• Организационный: разработка творческой модели взаимодействия педагогов и родителей, детей;
• Практический: советы родителям по организации театрализованной деятельности дома. Консультации для родителей «Поиграйте с ребятами в сказку!». Консультации на темы «Театрально-игровая деятельность – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка». «Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики. КВН «Театр и мы» с участием родителей. Организация семинара-практикума «Изготовление театральных кукол». Изготовление атрибутов и декораций. Проведение театрально-игровой деятельности согласно традициям ДОУ.
• Обобщающий: проведение тематической недели «Театральный фестиваль», показ спектакля с участием родителей воспитанников.
• Этапы реализации проекта :
1 этап (сентябрь) - подготовительный
- Составление плана мероприятий по работе с детьми и родителями
- Сбор и накопление материала, изучение литературы
- Организация развивающей предметно-пространственной среды
- Мониторинг творческих способностей детей, их умений и навыков
- Анкетирование родителей
2 этап (Октябрь-февраль) – реализация проекта
- Беседа с детьми о театре
- Чтение художественной литературы, аппликация, лепка, рисование
- Театрализованные игры, игры - драматизации
- Совершенствование навыков использования мимики, жестов, голоса,
разучивание текстов сказок
- Настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, пальчиковый и
настольный театры, настольно-печатный театр, театр БИ-БА-БО
- Организация и проведение образовательной деятельности
- «Творческая мастерская» (совместно с родителями создание необходимых
костюмов или элементов костюмов, декорации, и т. д.).
3 этап (Февраль)– заключительный
- Представление опыта работы по театрализованной деятельности детей
дошкольников через презентацию проекта
- Показ театра «Заюшкина избушка» с участием детей и родителей
- Итоговая диагностика творческих способностей детей, их умений и навыков
- Анализ результатов диагностики творческих способностей у детей
Пути реализации проекта
• Беседа «Что такое театр»
• Экскурсия в ДК «Железнодорожник»- «Правила поведения в театре»
• Знакомство с театром на карандашах
• Артикуляционная гимнастика - Разучивание слов сказки «Заюшкина избушка»
• ОД Рисование по сказке «Заюшкина избушка»
• Вечер «В гостях у бабушки Загадушки»
• Настольно-печатные игры: «Собери сказку» ,«Расскажи сказку»
• Настольные игры: «Назови сказку», «Узнай героев сказки»
• Игры драматизации по сказкам: «Заюшкина избушка», «Теремок»
• Настольный театр : «Заюшкина избушка» «Репка»
• Просмотр мультфильмов «Заюшкина избушка»,«Теремок», «Репка»
Работа с родителями:
Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.
Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:
- устный опрос «Играете ли вы с ребенком в театр» (на начало и конец проекта);
- индивидуальные беседы;
- наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов; памятки «Организация театральной деятельности в старшей группе», «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности».
- посещение театра всей семьей;
- выставка – презентация разных видов театра «Поиграйте с нами»;
- совместная деятельность;
- день открытых дверей, дружеские встречи;
Предполагаемый результат:
Знакомство родителей и детей с историей театра, его видами, способов изготовления и обыгрывания
Приобретение и изготовление театров родителями для дальнейшего использования
Увлечённое использование театрального центра детьми в группе в самостоятельной деятельности и хорошие показатели «актёрского мастерства» для детей 5 лет
Развитие эмоционального фона и речи дошкольников
Ожидаемый результат:
Для детей: Развитая диалогическая речь.
Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.
Развитие связной речи, мимики, жестов.
Развитие инициативы, активности, самостоятельности.
Для воспитателей: Повышение профессионализма. Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.
Личностный профессиональный рост.
Самореализация.
Для родителей:
Повышение уровня личностного сознания.
Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.
Разработка перспективного плана по теме: «Развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Оформление альбома «Театры родного города»
Обновление эстетического пространства группы.
Разработка методических рекомендаций по содержанию и организации театрализованной деятельности для педагогов и родителей.
Организация открытого просмотра драматизации с участием детей, для родителей и воспитанников разновозрастной группы
Оформление выставки «Мы – артисты»
Формы и методы реализации проекта :
• педагогический всеобуч родителей
• индивидуальные консультации
• организация семейного чтения
• коллективная работа по решению конкретной задачи
• совместная проектная деятельность
• совместная культурно-досуговая деятельность : написание стихотворений