Лучший педагог года

Проект по сенсорному развитию во второй группе раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Ольга Алексеева
Проект по сенсорному развитию во второй группе раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Крапивинский детский сад «Росинка»

ПРОЕКТ

по сенсорному развитию во второй группе раннего возраста на тему:

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Исполнитель проекта:

Алексеева Ольга Николаевна – воспитатель

Участники проекта:

дети второй группы раннего возраста

родители

Тип проекта: познавательный

По доминирующей проектной деятельности:

развивающий, игровой, практический

По содержанию: обучающий.

По числу участников проекта: групповой.

Срок реализации проекта: 01.09.21г. - 30.05. 2022г. (долгосрочный)

пгт Крапивинский 2022г

Введение

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Кроме того, в процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов, формирование потребностей.

Сенсорное воспитание в процессе обучения и в повседневной жизни требует разных путей и методов.

1. Паспорт проекта

Тема проекта: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Адрес проекта: Детский сад «Росинка»

Составитель: Воспитатель: Алексеева Ольга Николаевна

Участники проекта: Дети 2-3лет, воспитатели и родители.

Срок реализации проекта: 1.09.2021г. - 30.05.2022г.

Вид проекта: Долгосрочный

Тип проекта: Игровой (дети совместно с родителями и воспитателями собирают информацию из разных источников) по развитию сенсорных эталонов у детей; составляют совместно с взрослыми игры (исследуют, знакомятся с различными играми.

Цель проекта:

Обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Задачи:

• формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

• знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;

• воспитывать познавательный интерес, любознательность;

• упражнять в установлении сходства и различия между предметами;

• способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;

• развивать мелкую моторику рук;

• повышать уровень компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;

• оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.

Ожидаемый результат • Научить детей различать основные цвета;

• сформировать навыки самостоятельной деятельности;

• повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

• развить творческие способности, любознательность наблюдательность;

• сплотить детский коллектив.

Предмет исследования Сенсорное развитие детей раннего возраста

Предполагаемые продукты проекта: Творчески игровой схемы минипроекты.

Механизм реализации проекта:

1. Анкетирование родителей.

2. Анализ литературы по данной проблеме.

3. Самообразование.

4. Мониторинг детей.

5. Наблюдение за общением детей, беседы с детьми.

6. Проведение занятий.

7. Музыкальное спортивные

развлечение

Воспитатель:

Участвует в обсуждении возможных тем проектов. Организует работу по реализации проекта

Участвует в презентации и защите проекта. Организует выставку проектов Собирает проект по темам.

Дети и родители:

Совместно с воспитателем собирают информацию из разных источников. Высказывают зарисовывают, свою идею собирают информацию из разных источников. Совместно с ребёнком оформляют проект родители пишут, и печатают украшают страницы. Совместно с ребёнком готовят презентацию проекта.

Актуальность проекта

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 1,5-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Проект актуален, т. к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Цель и задачи проекта.

Цель: обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Задачи:

• формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

• знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;

• воспитывать познавательный интерес, любознательность;

• упражнять в установлении сходства и различия между предметами;

• способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;

• развивать мелкую моторику рук;

• повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;

• оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.

Ожидаемые результаты:

• Научить детей различать основные цвета;

• сформировать навыки самостоятельной деятельности;

• повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

• развить творческие способности, любознательность наблюдательность;

• сплотить детский коллектив.

Педагогические технологии.

• здоровьесберегающие;

• личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

• исследовательской деятельности;

• проектной деятельности;

• Портфолио педагога;

• игровая технология.

При планировании воспитательного процесса используется следующие формы работы:

1. Занятия

2. Беседа

3. Игры на развитие навыков общения

4. Совместная деятельность воспитателя с детьми

5. Дидактические игры

6. Сюжетно-ролевые игры

7. Самостоятельная деятельность

Принципы реализация проекта.

• анализ литературы по данной проблеме;

• анализ и обобщение опыта работы педагогов и психологов по данной проблеме;

• включённое педагогическое наблюдение;

• совместные игры;

• проведение занятий;

• индивидуальная работа с детьми;

• мониторинг (анкетирование)

• музыкально-спортивные развлечения

Сенсорное развитие детей раннего возраста.

На втором году жизни ребенок при помощи взрослых осваивает способы использования предметов. Помимо предметных действий, связанных с бытовой деятельностью, большое место в этот период отводится обучению детей обращению с дидактическими игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами). Также орудийным действиям — умениям пользоваться несложными предметами-орудиями: палкой, чтобы приблизить к себе отдаленный предмет, сачком для вылавливания плавающих игрушек, совком и лопаткой в игре с песком и снегом.

В процессе овладения действиями с предметами происходит сенсорное развитие детей, совершенствуется восприятие предметов и их свойств (формы, величины, цвета, положения в пространстве). Сначала по образцу, а потом и по слову ребенок может из двух-трех цветных шариков выбрать один требуемого цвета или из двух-трех матрешек разной величины (резко контрастных) выбрать самую маленькую. Восприятие окружающего становится более точным. Например, малыш 1 года 6—7 мес. может правильно оценивать расстояние, он уже не тянется, как раньше, к высоко расположенной игрушке, а просит воспитателя достать ее. По предложению взрослого он может на ощупь вынуть знакомый предмет из мешочка.

В решении задач сенсорного развития существенную роль играет подбор игрушек и пособий разных по цвету, форме, материалу. Следует подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (например, шарики, кубики одного цвета, но разные по размеру). Разнообразие предметов и их свойств привлекает внимание детей, а подчеркнутое различие и сходство признаков углубляет, уточняет восприятие.

Во время бодрствования детей дидактические игрушки нужно располагать на столах так, чтобы на каждом из них помещался один вид дидактической игры. Важно следить, чтобы за столами играли небольшие группы — по 2—3 ребенка, при этом каждому из них следует давать аналогичный комплект дидактических игрушек. Неумение детей этого возраста играть вместе и повышенный интерес к новизне может привести к конфликтам, если игровая ситуация не будет продумана воспитателем.

Организуя предметную деятельность детей, надо следить за тем, чтобы каждый вид дидактического пособия использовался ребенком по назначению; в случае отсутствия у него умения действовать с игрушкой воспитатель обучает его, пользуясь методом пассивных движений. Во избежание утомления детей, длительно занимающихся с одной и той же игрушкой и выполняющих при этом одни и те же заученные действия, следует переключить их на деятельность с другими игрушками.

Обучение новым действиям, их усложнение, переключение на другие виды деятельности — основные моменты организации воспитателем предметной деятельности детей.

Содержание проектной деятельности

Этапы и сроки проектной деятельности:

I Подготовительный этап

• изучение понятий, касающихся темы проекта;

• изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста

• диагностика сенсорного развития детей в группе;

• анкетирование родителей;

• анализ полученных результатов, выводы;

• изучение возможности участия родителей в реализации проекта;

• пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.

Практический этап (ноябрь – 1 половина мая)

Работа с детьми cовместные с воспитателем Непосредственно образовательная деятельность Самостоятельная деятельность детей Работа с родителями

наблюдение;

совместные игры;

проведение занятий;

индивидуальная работа с детьми;

музыкально-спортивные развлечения Игры в центре сенсорики

Подвижные игры

Игры в центре «Песка и воды»

Музыкально-спортивные развлечения с элементами сенсорика

Совместные со сверстниками игры

Сюжетно- ролевые игры, театрализованные игры

Фантазирования, дидактически развивающие игры со строительным материалам

Рассматривания иллюстрацией Консультация

Родительское собрание

План мероприятий по реализации проекта

№ Название Задачи материал сроки

1 «Мониторинг» Выявить представления детей о цвете, форме, размере посредством дидактического материала на начало года. Игрушки и игры с уголка сенсорного развития сентябрь

2 «Наша группа» Знакомство со спальней, группой, туалетной комнатой. Обращать внимание на предметы индивидуального пользования. Кукла бибабо (Петрушка). сентябрь

3 «Собираем пирамидку» Упражнять в точном попадании отверстием кольца на стержень. Одноцветная пирамидка из 3-5 колец октябрь

4 «Домик с большими и маленькими окошками» Формировать внимание детей на величину предметов (большой, маленький, такой, не такой) Силуэты окошек – дидактические картинка «Домик с маленькими большими окошками» октябрь

5 «Какого цвета водичка» Использовать игровую ситуацию для ознакомления с такими свойствами воды, как возможность его окрашивания. Гуашь, специальные стаканчики, наполненные прозрачной водой, белая бумага, трафарет воздушного шарика. ноябрь

6 «Какая машина уедет дальше» Организовать игру с машинками одного цвета, чтобы выяснить, какая машинка самая быстрая. 2 машинки цветные машинки (красный, синий) ноябрь

7 «Угости маленького и большого зайца морковкой» Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. Игрушечные зайцы (большой и маленький) и морковка (большая и маленькая). декабрь

8 «Домик с круглыми и квадратными окошками» Формировать у детей умение чередовать предметы по величине. Силуэты круга, квадрата (больших и маленьких, дидактические картинка «Домик с круглыми и квадратными окошками» декабрь

9 Игры с прищепками выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик) Развивать у детей мелкую моторику рук. Бельевые прищепки (разных цветов, Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка. январь

10 «Пирамидка высокая и низкая» Закреплять знания о цвете предметов. Высокая пирамидка и низкая. январь

11 «Счетные палочки» Учить детей группировать счетные палочки по цвету. Счетные палочки. февраль

12 «Золушка» Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук. Фасоль, тарелочки. февраль

13 «Разрезные картинки» Формировать сенсорные способности (умение по части восстановить целое) Предметные картинки два набора. март

14 «Ткани» Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей. Пары одинаковых на ощупь тканей. март

15 «Что лежит в мешочке?» Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» (круг, квадрат, треугольник) апрель

16 «Большая, средняя, маленькая матрешка» Формировать умение у детей в сопоставлении предметов по величине. Дидактические картинки с матрешками, три контрастные раскрывающиеся матрешки. апрель

17 «Сделаем куклам бусы» Закреплять умение группировать предметы по цвету, продолжать учить нанизывать бусы на нитку. Шнурки или веревочки, разноцветные бусины основных цветов (по количеству детей в подгуппе). май

18 Диагностика Выявить знания детей в области сенсорного развития посредством дидактического материала на конец года. Игрушки и игры с уголка сенсорного развития. май

Промежуточные результаты

(сентябрь-декабрь 2021г).

Диограмма: Знания детей раннего возраста в области сенсорных эталонов

форм

Вывод:Исходя их полученных данных о восприятии детьми сенсорных эталонов,уровень сенсорного развития средний: 50% Детей раннего возраста испытывают трудности при восприятии синего и зелёного цвета. В области форм особое затруднение вызвывают овал и прямоугольник. Область велечины особой проблемы не представляет.

Публикации по теме:

Конспект НОД по сенсорному развитию с детьми второй группы раннего возраста «Кукла и мишка в гостях у детей»Конспект НОД по сенсорному развитию с детьми второй группы раннего возраста «Кукла и мишка в гостях у детей» Конспект НОД по сенсорному воспитанию с детьми 2 группы раннего возрастаЗадачи: - Закреплять умения детей различать и называть основные.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста»Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Даниленко О. А, МОАУ ООШ г. Орск, дошкольные группы «Светлячок» Успешность умственного,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект по сенсорному развитию во второй группе раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Опубликовано: 22 июля 2024 в 07:43
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по сенсорному развитию во второй группе раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Алексеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. Фестиваль дворовых игр. Передвижка «Дворовые игры»

Дворовые игры — прекрасная часть детской жизни. Вспомним свое детство и научим детей играть в игры, в которые мы когда-то играли во дворах!

23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД