Елена Евгеньевна Артемова
Проект по сенсорному развитию с детьми среднего возраста «Мы познаем мир»
Актуальность.
Я считаю, что этот проект актуален, так как процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребёнка и создаёт прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимый для социальной адаптации в детском коллективе и дальнейшей учебной деятельности. Успешность познавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Игры по сенсорному развитию способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей, направлены на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира.
Публикация «Проект по сенсорному развитию с детьми среднего возраста „Мы познаем мир“» размещена в разделах
Цель: Повышение уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО.
Задачи:
- Совершенствовать предметно развивающую среду группы для сенсорного развития детей по образовательной области «Познание» в соответствии с ФГОС;
- Развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление)
- Формировать у детей сенсорные эталоны (цвет, форма, величина)
- Учить способам обследования предметов
- Формировать интерес к самостоятельным действиям с разнообразными предметами.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Повысить уровень знаний у родителей по сенсорному воспитанию детей младшего возраста.
Тип проекта : познавательный, творческий.
Продолжительность проекта : среднесрочный (сентябрь 2017г – январь 2018г).
Участники: дети средней группы, педагоги, родители.
Способы и средства достижения результата.
Организация познавательной деятельности
Организация НОД
Организация совместной деятельности педагога и детей.
Чтение и обсуждение сказок, стихов, потешек.
Организация пальчиковых игр.
Организация продуктивных видов детской деятельности – рисование, лепка, аппликация
Организация дидактических игр.
Показ слайдов, презентаций.
Организация самостоятельной деятельности детей.
Участие детей, родителей и педагогов в создании мини-музея.
Образ конечного результата.
- Повышен интерес детей и родителей к совместной познавательной деятельности в области сенсорного развития;
- Создана предметно развивающая среда группы для сенсорного развития детей по образовательной области «Познание» в соответствии с ФГОС;
- Подготовлены конспекты занятий
- Сформированы или частично сформированы представления детей о форме, величине, цвете предметов;
- Сформированы или частично сформированы навыки группировки предметы по заданному признаку;
- Освоены или частично освоены навыки действия с предметами, определения их положения в пространстве;
- Развита мелкая моторика рук;
- Созданы продукты совместной деятельности детей, родителей, педагогов : дидактические игры, пособия, оборудования по сенсорному развитию.
- Подготовлены презентации и слайды для детей и родителей
- Родители получили необходимые психолого-педагогические знания по сенсорному развитию детей младшего возраста.
Этапы реализации проекта :
I. Подготовительный: сентябрь-октябрь2017г.
Организационно – информационный:
- Изучение научной и методической литературы;
- Составление плана работы над проектом;
- Подбор наглядного материала: иллюстрации, пословицы, поговорки, загадки, подбор слайдов, презентаций для детей и родителей о цвете, форме, величине и т. д.
- Разработка диагностического инструментария по проекту.
Первоначальная педагогическая диагностика;
- Разработка конспектов занятий с использованием современных активных методов работы с участниками проекта;
- Планирование взаимодействия с родителям воспитанников.
II. Практический: ноябрь-декабрь 2017г.
- Реализация плана проекта “ Мы познаём мир ”;
- Различные формы работы с детьми;
- Взаимодействие с родителями по реализации проекта.
III. Заключительный: январь 2018г.
Подведение итогов;
Заключительное мероприятие в рамках проекта.
Перспективы развития проекта
• Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей младшего возраста;
• Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
• Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.
Литература.
1. Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию»
2. В. Н. Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду»
3. Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка : книга для воспитателей детского сада».
4. Н. В. Гаганова «Тесты для детей 3-4 лет»
5. Дворова И. В., Рожков О. П. «Упражнения и занятия по сенсорному воспитанию детей 2-4-го года жизни».
Приложение №1
Перспективный план работы с детьми.
Вязанная д/и «Шапочки и шарфики»,
Д/и «Одень Машу» (вязанная одежда, Д/И «Найди свой цвет», Д/и «Капельки и зонтик», Д/и «Подбери колеса к машине», Цветное домино,
ООД ««Привяжем к шарикам цветные ниточки», ООД ««Красивые лесенки»
(«Красивый полосатый коврик»,НОД ««Соберем бусы для куклы».
ФОРМА
Формировать умение детей различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, обследовать их форму, используя осязание и зрение; учить называть геометрическую фигуру и описывать ее.
Д/и «Наряди штанишки Мишке»,
Познавательная игра – лото «Цвет и форма», Д/и «Заплати коврик»,
Игры с вкладышами «Геометрические фигуры», Д/И «Покажи такую же», Разгадывание загадок про геометрические фигуры.
НОД «Геометрические фигуры»
(презентация)
КОЛИЧЕСТВО
Формировать умение детей составлять группы из отдельных предметов и выделять один предмет; различать понятия "один" и "много"; учить сравнивать предметы, пользуясь приемами наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; определять равенство по количеству входящих предметов; подвести к пониманию отношений "один", "много", "ни одного"
Д/И «Один – много», Вязанная д/и «Шапочки и шарфики», Подвижная игра «Поезд» (Столько – сколько,
Подвижная игра «Кот и мыши»
(сколько…столько, поровну,
Развивающая игра «Грибок»,
Подвижная игра «Птички»
(столько… сколько, поровну,
Д/И «Сказочная страна» (презентация, ООД по ФЭМП.
ВЕЛИЧИНА
Формировать умение сравнивать два предмета по размеру (длиннее - короче, выше - ниже, больше - меньше); учить сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, высоте, пользуясь приемами наложения и приложения; при определении размера обозначать результат сравнения словами: длинный - короткий, длиннее - короче; широкий - узкий, шире - уже; высокий - низкий, выше - ниже; большой - маленький, больше - меньше
Развивающая игра – лото «Три медведя», познавательная игра – лото «Большой, средний, маленький», Д/И «Собери пирамидку», Д/И «Построй Матрешек на зарядку», Д/И «Укрась бабочку», НОД «Большой, поменьше, маленький»(Презентация, работа с напольной ширмой по сказке «Три медведя».
Игры со звуком
Помочь ребёнку услышать, различить, сравнить свойства музыкальных звуков: их высоту, силу, длительность, тембр.
Музыкально – дидактические
Игры «Послушные погремушки», «Тихие и громкие звоночки», «Найди пару», «Кто поёт».
1 неделя ноября
Дидактические игры на закрепление мелкой моторики рук и тактильного восприятия.
Развивать у детей мелкую моторику рук, внимания, ловкость рук и тактильное восприятие.
Совместная деятельность по развивающей мягкой книжке «Колобок», Д/И «Включи-выключи, открой – закрой», Д/И «Тактильные дощечки», игры с мозаикой, Д/И «Рисуем пуговицами».
Дидактические игры на закрепление мелкой моторики рук и тактильного восприятия.
Развивать у детей мелкую моторику рук, внимания, ловкость рук и тактильное восприятие.
Игра с крупами «Разложи по тарелочкам», игра с водой «Разноцветные капельки», Д/И «Собери картину»(пазлы, Игра с песком «Пишем и рисуем».
3 неделя ноября
Развлечение «Шарики воздушные – очень непослушные
Цель: Способствовать формированию культуры общения, эмоциональной отзывчивости. Способствовать развитию эстетического вкуса.
Задачи:
Речевое развитие :
1. Обеспечить развитие речи у детей, общей и мелкой моторики.
Познавательное развитие :
1. Систематизировать знания детей об основных цветах: красный, синий, зеленый, желтый.
Физкультурное развитие :
1. Способствовать развитию двигательной активности детей, закреплять умение становиться в круг.
Социально- коммуникативное развитие :
1Обеспечить развитие коммуникативных навыков, умение общаться со взрослыми.
Художественно - эстетическое развитие :
1. Слушать музыку и согласовывать движения со словами песенки.
Приложение № 2.
НОД 1.
«Соберем бусы для куклы».
Цель: развивать сенсорное восприятие детей. Вызвать желание помочь кукле, собрать бусинки на нитку.
Материал: бусы из соленого теста четырех основных цветов с отверстием внутри, шнурки и кукла.
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям куклу и читает стихотворение.
Этой куклы кто не знает? Лучше куклы не найдешь.
Сразу глазки открывает, только на руки берешь.
Я надену кукле бусы, платье новое сошью.
Не вести же мне к бабусе в старом куколку мою.
Воспитатель: «Ребята, наша кукла очень расстроена. У нее порвались бусы, и все бусинки рассыпались, давайте поможем кукле. Соберем бусинки на шнурки. Посмотрите, у нас есть разноцветные шнурки и таких же цветов бусинки».
Воспитатель показывает детям, как нужно нанизать бусины на шнурки, и предлагает детям сделать это самостоятельно. Вот какие красивые бусы получились!
«Теперь наша кукла очень рада, ребята, и благодарит вас за помощь!»
Занятие 2. «Большой, поменьше, маленький».
Цель: продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.
Материал: набор геометрических фигур.
Ход занятия:
Игра проводится с 2-3 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета» и т. д.
Приложение № 3.
Консультация для родителей на тему:
«Развитие сенсорных способностей детей среднего возраста»
Младший дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слухового.
Одной из важнейших особенностей развития детей четвертого года жизни является развитие ребёнка. Дети начинают понимать смысл высказываний взрослого. Речь теперь является для них регулятором поведения. Активная речь, появившаяся на втором году жизни, значительно расширилась как в объёме, так и по содержанию. Активный словарь стал шире.
С развитием речи начинает развитие мышления. Для нас это очень важно, так как обобщённое значение приобретают слова, обозначающие сенсорные качества предметов – цвет, форму, величину, вкус, вес, температура.
Сенсорное развитие детей во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Деятельность детей носит характер предметной деятельности. Они постоянно обследуют предметы, исследуя их свойства. Результатом проводимых детьми экспериментов являются их первые умозаключения. Дети совершенствуются в способах выполнения заданий. Они переходят от способа «проб и ошибок» к способу «примеривания» и зрительного соотнесения.
В три года происходит ускоренное сенсорное развитие. Дети начинают обозначать сенсорные свойства предметов. Теперь, действуя с предметами, они учитывают их форму, величину, цвет, расположение в пространстве. Выполняя определённые действия, дети могут следовать словесной инструкции взрослого. Также совершенствуется координация движений руки под контролем глаза – это открывает новые возможности при выборе дидактического материала.
Все линии развития базируются на сенсорной основе, поэтому сенсорный опыт детей значительно расширяется. Дети во второй половине третьего года начинают употреблять слова – названия цвета.
Усвоив обобщающее слово, обозначающее признак предмета, дети приобретают способность сравнивать предметы по качеству, а для этого им необходимо развивать чувствительность пальцев, которая обеспечивает восприятие таких свойств предмета, как мягкость – твёрдость, форма, вес (лёгкий – тяжёлый, температура (холодный – горячий – тёплый, особенность поверхности (гладкий – шершавый) .
Узнавание детьми предметов на ощупь в дальнейшем даёт возможность правильно держать кисть, регулировать силу её захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными. При систематической работе по развитию тактильного восприятия значительно активизируются познавательные процессы детей, расширяется их активный и пассивный словарь.
Игры с водой («Поздоровайся с водичкой», «Поймай рыбку», «Попади в колечко», «Водичка дырочку найдёт», «Времена года», «Лёд и вода» и т. д.) помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, увеличить объём активных движений, что создаёт основу для новых возможностей в формировании умений и навыков.
Пальчиковые игры («Сорока – белобока», «Семья», «Пальчики здороваются», «Идёт коза рогатая», «На поляне дом стоит», «Замок» и т. д.) помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза». Игры имеют развивающее значение, так как дают малышам возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела. Соединение «слово – палец» наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики, но и речи.
Упражнения на нанизывание («Собери пирамидку (матрёшку)», «Собери бусы», «Светит солнышко» и т. д.) с их помощью у детей развивается умение самостоятельно чем - то себя занять и производить осмысленные действия с предметами: собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать банки, коробки, нанизывать кольца на стержень и др.
Игры на выкладывание (пазлы, кубики – картинки) развивают щипковый захват указательным и большим пальцами; совершенствует движение «рука – глаз», развивают воображение; обогащают словарный запас; совершенствуется зрительное восприятие.
В настоящее время достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры) .
Эти игры выполняют следующие функции:
развивают мелкую моторику рук;
развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, слева, справа;
формируют навыки шнуровки;
способствуют развитию речи;
развивают творческие способности.
Приложение 4.
Развлечение для детей второй группы раннего возраста
«Шарики воздушные очень непослушные»
Цель: Способствовать формированию культуры общения, эмоциональной отзывчивости. Способствовать развитию эстетического вкуса.
Задачи:
Речевое развитие :
1. Обеспечить развитие речи у детей, общей и мелкой моторики.
Познавательное развитие :
1. Систематизировать знания детей об основных цветах: красный, синий, зеленый, желтый.
Физкультурное развитие :
1. Способствовать развитию двигательной активности детей, закреплять умение становиться в круг.
Социально- коммуникативное развитие :
1Обеспечить развитие коммуникативных навыков, умение общаться со взрослыми.
Художественно - эстетическое развитие :
1. Слушать музыку и согласовывать движения со словами песенки.
Игровой материал: воздушные шары основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый, дудочка).
Действующие лица: воспитатель, родители (мамы) и дети, музыкальный руководитель.
Ход развлечения:
Воспитатель: - Дети, сейчас к нам придут гости, а мы спрячемся за ширму и посмотрим кто это?
В группу входят мамы с разноцветными воздушными шарами и дудочкой.
Мама : - А где дети?
Игра «Прятки», игра проводится под музыку В. П. Петровой, слова Н. Кругляк.
Я по комнате хожу
Деток я не нахожу.
Ну, куда же мне идти?
Где же деток мне найти?
Надо дудочку достать
И на дудочке сыграть.
Все услышат, прибегут,
И со мной играть начнут!
Мама играет на дудочке, дети выходят из-за ширмы и произвольно пляшут.
Воспитатель: - Дети, кто пришел к нам в гости?
Дети: - Наши мамочки! .
Мамы : Здравствуйте дети! Мы пришли с вами играть и веселится. Мы загадку загадаем, но о чем она не знаем. Помогите нам её отгадать.
Я большой, но пустой.
Взлечу в небо над землей.
И не гордый, но надутый,
Ниткой толстою опутан.
Я с детьми всегда был дружный,
И зовусь я.
Дети: Шар воздушный.
Воспитатель: - Правильно - это воздушный шар. Мы вам их подарим, но сначала шарики надо надуть.
Мама:
Чтобы не было нам скучно,
Я забаву отыщу:
Я надую шар воздушный
И на волю отпущу.
(Дети пытаются надуть шары, но это очень трудно для них). Мамы дарят детям готовые шары.
Игра-хоровод вместе с мамами «Воздушный шар» (2-3раза) .
Раздувайся наш шар,
Раздувайся большой.
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Он летел, летел, летел
И за веточку задел.
Ш-ш-ш-лопнул.
Воспитатель:- Какие вы все молодцы! Как много надули воздушных шаров. Как весело играете с ними.
Воспитатель: -
Легкий шарик мой воздушный,
Дернул нитку не послушно.
Оборвал, сказал: Пока!
И умчался в облака.
Игра с шарами: «Кто дальше бросит шарик».
Дети бросают шары и бегут за ними.
Воспитатель: - Какие красивые, разноцветные шары подарили вам мамочки. (Спросить каждого ребёнка, какого цвета у него шарик)
Если шарик накачать,
Будет он тогда летать.
Надо нитку привязать,
Чтобы шарик удержать.
Созданы для детворы
Разноцветные шары.
Игра «Найди свой цвет»
Дети по сигналу воспитателя находят маму с шариком такого же цвета как у них. И это, конечно, их родная мамочка.
Воспитатель :
Сегодня все ликуют!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные шары.
Все подбрасывают шары вверх и веселятся под музыку. После праздника мамочки должны забрать детей домой.