Анна Акулова
Проект по самообразованию «Логоритмика как средство коррекции речи и развития музыкально-ритмических способностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по самообразованию "Логоритмика, как средство коррекции речи и развития музыкально-ритмических способностей"
Пояснительная записка
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза, «пространство и время заполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».
Публикация «Проект по самообразованию „Логоритмика как средство коррекции речи и развития музыкально-ритмических способностей“» размещена в разделах
- Логопедическая работа. Самообразование
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты, проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Все в нашем теле зависит от ритма - будь то сердце, легкие или деятельность мозга. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на формирование речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихи, понимать музыкальные произведения. Поэтому для детей просто необходимо проводить занятия логоритмикой.
Логоритмия полезна всем детям. Это мощный вспомогательный инструмент для эффективной работы по коррекции различных нарушений речи.
Занятия логоритмикой направлены на всестороннее развитие ребенка, улучшение его речи, овладение двигательными навыками, ориентацию в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых задач, преодоление трудностей и творческое самовыражение. Кроме того, логоритмика с помощью здоровьесберегающих технологий благотворно влияет на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речевой. Во время занятий вводятся элементы психоэмоциональной, активной и пассивной музыкальной терапии.
Актуальность
Музыка-это эффективный способ решения проблем исправления, образования и развития. Организация последовательной и систематической работы на занятиях музыки в дошкольном учреждении по решению проблем музыкального образования в сочетании с решением проблемы коррекции является актуальной проблемой в наше время. Внедрение новых педагогических и здоровьесберегающих технологий развития и коррекции речи детей в процессе музыкального воспитания в детском саду является одной из основных целей работы. Наличие логоритмики, увлекательная форма игры, интересное содержание музыкально-речевого материала создают позитивный эмоциональный настрой на музыкальном занятии и стимулируют потребность детей в общении, развивая не только базовые музыкальные и ритмические навыки, но и нарушения общей моторики и недоразвитие речи детей.
Дифференцированное использование на занятии музыки в детском саду элементов логоритмики, развивает музыкальность у дошкольников, обеспечивает формирование двигательной сферы в целом, а также повышает эффективность коррекционного воздействия на восприятие ритмической структуры речи. Основным принципом занятий является взаимосвязь между речью, музыкой и движением. Именно музыка является организацией и руководством. Восприятие речи и музыки осуществляется с помощью единой аналитической системы, поэтому пробелы в системе восприятия речи могут быть компенсированы музыкальным восприятием.
Цель проекта – изучение оздоровительной технологии «Логоритмика», подбор и систематизация методического и практического материала для внедрения данной технологии в образовательный процесс с младшими дошкольниками.
Цель занятий - преодоление речевого нарушения у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением, с соблюдением основных педагогических принципов — последовательности, постепенного усложнения и повторяемости материала, выработки ритмической структуры слова, и четкого произношения доступных по возрасту звуков.
Задачи проекта :
1. Изучение методики по использованию оздоровительных и коррекционных игр и упражнений в методических пособиях по направлению «Логоритмика»
2. Разработка практического и методического материала для внедрения технологии в образовательный процесс.
3. Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей.
4. Осуществление коррекционной работы в НОД «Музыка» :
- закреплять артикуляции звуков в определенной последовательности;
- формировать умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве;
- научить правильно, выполнять оздоровительные артикуляционные упражнения;
- развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;
- развивать правильное дыхание;
- развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы;
- развивать зрительное, слуховое внимание, память.
Содержание занятий по логоритмике.
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
• Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
• Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса, которые развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
• Артикуляционные упражнения. Они полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
• Дыхательная гимнастика. Она корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях совместно с логопедом ДОУ используются :
1. упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
2. выработка продолжительного речевого выдоха,
3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
• Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний.
• Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти : зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
• Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
• Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
• Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта, что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
• Пение песен развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
• Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
• Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
• Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек, пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
• Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
• Подвижные игры, хороводы, физкультминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
К проведению логоритмического занятия предъявляются определенные требования:
• Занятия по логоритмике проводятся 1 раз в неделю
• Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 25 минут.
• Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.
• Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
• Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
Диагностика по логоритмике проводится по методике Н. В. Серебрякова, Л. С. Соломаха, в начале учебного года и повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.
Предполагаемый результат: Подбор практического материала обеспечит эффективное внедрение данной технологии в образовательный процесс. Регулярное и системное включение в музыкальное занятие элементов логоритмики даст возможность для развития речи и музыкальности младших дошкольников, сформирует положительный эмоциональный настрой детей.
Список использованной литературы
1. А. И. Буренина «Ритмическая пластика для дошкольников».
2. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов.
3. М. Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду».
4. Н. В. Нищева Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. Музыкальные игры, упражнения, песенки.
5. И. Г. Галянт «Палочки – стукалочки».
6. И М. Каплунова «Этот удивительный ритм».
7. Методические пособие «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей».
План работы с детьми на учебный год
Месяц № Тема
Сентябрь Мониторинг
1 Спор грибов и ягод
2 Путешествие язычка
3 В гостях у лесного гнома
Октябрь 4 «Яблоко» по мотивам сказки В. Сутеева
5 «Пых» по мотивам белорусской народной сказки
6 Спор овощей
7 «Колосок» по мотивам украинской народной сказки
8 Приключения дождика
Ноябрь 9 Краски осени
10 «Палочка-выручалочка» по мотивам сказки В. Сутеева
11 «Как коза избушку в лесу построила» по мотивам русской народной сказки
12 «Кот, петух и лиса» по мотивам русской народной сказки
Декабрь 13 Теремок-холодок
14 Дед Мороз построил дом
15 «Отчего у белого медведя нос черный?» по мотивам юкагирской народной сказки
16 «Елка» по мотивам сказки В. Сутеева
17 Снеговик на елке
Январь 18 Морозята
19 «Мороз Иванович» по мотивам сказки В. Одоевского
20 Приключения снежинки
Февраль 21 «Снежная книга» по мотивам рассказа В. Бианки
22 «Мороз, солнце и ветер» по мотивам русской народной сказки
23 «Парад на Красной площади» по мотивам стихотворения В. Орлова
24 «Гуси-лебеди» по мотивам русской народной сказки
Март 25 «Я маму мою обидел» по мотивам стихотворения Э. Мошковской
26 Кем быть?
27 «Откуда у носорога шкура?» по мотивам сказки Р. Киплинга
28 «Откуда у верблюда горб?» по мотивам сказки Р. Киплинга
Апрель 29 «Откуда у кита такая глотка?» по мотивам сказки Р. Киплинга
30 Космическое путешествие
31 Лекарство от зевоты
32 Пасха
33 Колобок
Май 34 «Волшебное зеркальце» по мотивам чешской народной сказки
35 Как муравьишка дом солнышка искал
36 История о том, как гном построил дом
Мониторинг
Перспективный план работы с родителями
Сентябрь - октябрь - ноябрь
1. Родительское собрание в старшей группе «Что такое логоритмика?»
2. Консультация «Игры на развитие речевого дыхания».
Буклет по дыхательной гимнастике в виде игр.
Январь - февраль
1. Консультация «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
2. Папка передвижка "Пальчиковые игры с детьми".
Март - апрель - май
1. Семинар – практикум «Логоритмические движения с детьми»
2. «Подведение итогов» - выступление на родительском собрании.
Перспективный план с педагогами
Сентябрь-октябрь- ноябрь
1. Консультация "Что такое логоритмика?"
2. Рекомендации по пальчиковым играм.
Декабрь - январь - февраль
1. Мастер - класс "Логоритмика в жизни детей"
2. Рекомендации по дыхательной гимнастике в виде игр.
Март - апрель -май.
1. Семинар - практикум "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми"
2. "Подведение итогов" - выступление на итоговым педсовете.