Надежда Попова
Проект по русской народной сказке «Коза-дереза»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
по русской народной сказке
«Коза – Дереза».
(Старшая группа)
Театрализованное спортивное представление.
Составила: Попова Надежда Яковлевна
Провела: Попова Надежда Яковлевна
2016 г.
Проект по русской народной сказке «Коза –Дереза».
Театрализованное спортивное представление.
Продолжительность проекта : 1 месяц.
Тип проекта : познавательно-спортивный.
Публикация «Проект по русской народной сказке „Коза-дереза“» размещена в разделах
- Коза, козлик, козлята
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Коза-дереза», сказка
- Темочки
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Актуальность проекта :
Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Эмоции и чувства играют важную роль в жизни детей. Положительные эмоции — удовольствие, радость, — повышают активность ребенка, его восприимчивость, благотворно влияют на протекание всех физиологических процессов в организме, укрепляют здоровье. Поэтому так важно, чтобы у дошкольника преобладающим было радостное настроение. Главным источником удовольствия и радости являются активная творческая и подвижная игровая деятельность ребенка. Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. В жизни ребёнка с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Ребёнок живёт в стране различных фантазий. Сказка близка и понятна детям, а отражение своего мироощущения он находит в театре. Дети верят в чудеса, и в то, что где-то на земле есть необыкновенная страна, в которой птицы и звери могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где добро всегда побеждает зло. Эта волшебная страна существует и называется она - Театр! Театр – помощник в воспитании детей. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения.
Проблемы:
- Отсутствие информации о роли здоровья в жизни человека.
- Резкое снижение уровня речевого развития дошкольников.
- Недостаточное внимание детей и родителей к театру.
- Поверхностные знания родителей о разных видах театра в детском саду и применении для обыгрывания с детьми дома.
Цель проекта :
- Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни через театрализованную деятельность.
- Создание условий для активного использования сказок в деятельности детей.
- Создание положительной атмосферы для снятия эмоционального и телесного напряжения детей.
- Формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театральной деятельности.
- Осуществить с детьми подготовку и показ театрального спектакля.
Задачи проекта :
Социально-коммуникативное развитие:
• способствовать развитию игрового опыта ребенка;
• помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре;
• способствовать укреплению дружественных отношений в коллективе сверстников;
Познавательное развитие:
• формировать у детей представления о домашних и диких животных.
• способствовать развитию памяти, сообразительности, логическому мышлению.
Физическое развитие:
• способствовать формированию у воспитанников потребности в двигательной активности;
• способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей;
• способствовать формированию у детей представлений о здоровом образе жизни;
• закреплять знания о правилах безопасности при выполнении основных видов движения – не задевать, не обгонять, уметь соблюдать дистанцию.
Речевое развитие:
• способствовать формированию у детей грамматического строя речи;
• способствовать развитию речевого творчества у детей;
• знакомить детей с детской литературой;
• Обогащать словарный запас ребенка посредством разучивания ролей к театрализации сказки.
Художественно-эстетическое развитие:
• способствовать формированию элементарных представлений о видах искусства (театр);
• способствовать стимулированию сопереживания персонажам художественных произведений;
• способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);
• Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса)
Результат проекта :
- Повышение уровня навыков здорового образа жизни.
- Снижение заболеваемости детей.
- Изготовление фото-ширмы передвижки отдельных сюжетов из спектакля.
- Заинтересованность родителей в активном участии в совместных театрализованных представлениях.
- Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.
- Показ театрального спектакля для детей детского сада и родителей.
Выполнение проекта. Предшествующая работа.
1. Чтение сказки «Коза-дереза». Показ мультфильма.
2. Изготовление с подгруппой детей настольного театра «Коза-дереза».
3. Привлечение родителей к изготовлению костюмов для спектакля.
4. Наглядная информация для родителей: папка-передвижка «Сказочный мир театра», «В чём польза кукольного пальчикового театра?», «Роль закаливания и физических нагрузок в развитии детского организма», «Значение сказки для развития ребенка», «Актуальность театральной деятельности в развитии детей дошкольного возраста».
5. Изготовление театральных билетов.
6. Изготовление «Книжек- малышек».
7. Самостоятельная театрализованная деятельность детей с разными видами театров в свободное время.
Оборудование: Маски и костюмы животных, атрибуты для спектакля, маленькие мячи, обручи, избушка Заиньки, избушка деда.
«Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа…»
Ход.
Дети вместе с воспитателем делают из стульчиков «корзину» воздушного шара. Воспитатель предлагает устроиться поудобнее. Вставайте ближе друг к другу, прижимайтесь, чтобы все поместились на нем. Помните поговорку про тесноту?
Дети говорят: «В тесноте, да не в обиде»
Звучит космическая музыка.
-Ты, воздушныйшар лети
Нас по небу прокати,
Выше, выше поднимайся
Тише, тише, не качайся.
Воспитатель. Полетели! Посмотрите, какое внизу под нами озеро, а на нём мелкие волны, которые называются рябь, зыбь. А вдалеке виднеется лес. Ой, что-то случилось с нашим воздушным шаром! Мы теряем высоту! Держитесь крепче! Мы приземлились! Куда же мы попали? Давайте оглядимся.
Где можешь ты увидеть чудеса?
Везде! Ты в лес войди, взгляни на небеса.
Природа дарит тайны нам свои.
Лишь внимательно вокруг ты посмотри.
А где животные, как люди, говорят?
И добрые волшебники там чудеса творят?
Ты ответишь без подсказки.
Ну, конечно, это … (Сказки)
Нас сказка в мир волшебный приглашает, чтоб чудесами деток
удивить и позабавить, и чему- то научить.
Воспитатель: Ребята, мы с вами попали в сказку.
Ребенок:Сказку дети очень ждали,
Сказку дети в гости звали!
Сказка здесь уже друзья
Сказка вновь пришла сюда!
Ребенок:Театральные спектакли
Посещали мы не раз,
Сами мы покажем сказки,
Мы артисты просто «класс»!
Воспитатель. Послушайте, ребята, новую сказку про Козу-дерезу.
Воспитатель: Жил-был в одной деревне Старик, и была у него Коза. Старик её очень любил: сам ее пас, ключевой водой поил, шерстку расчесывал. А Коза-дереза была очень вредная : то рогами боднет, то капусту в огороде съест, то огурцы потопчет. Неблагодарная, одним словом. Однажды повел Старик Козу на луг пастись. Весь день Коза травку щипала да по лужку скакала.
Комплекс общеразвивающих упражнений «Козочка» :
Побежала козочка (бегут на носочках по кругу)
Во лесок,
Проплясала козочка
Там часок
И. п. : стойка ноги согнуты, руки согнуты в локтях перед
Головку наклоняла,грудью, кисти опущены.
Рожками бодала. 1- наклоняют голову вперед; 2- и. п.
Вправо- влево посмотрела, И. п. : стойка ноги на ширине плеч, положение рук то же.
Колокольчиком звенела. 1- поворот корпуса вправо, произносят слово «динь»
2- и. п. То же влево.
К ручейку нагнулась,И. п. : то же. 1-наклоняются вперед, стараясь коснуться руками
В водичку окунулась. Пола и произносят «Ме-е…»; 2-и. п.
Копытцами стучала,И. п. : стойка ноги согнуты, положение рук то же. 1-поднимают
Ножки поднимала согнутую правую ногу, оттягивая носок; 2-и. п.
То же левой ногой.
Поскакали по дорожке Прыжки с ноги на ногу в чередовании с ходьбой на месте.
С ножки на ножку.
Колокольчик звенит, На выдохе быстро проводят кончиком языка по
Всех вокруг веселит. Верхней губе, произнося «бл-л-л…»
Вечером привел Старик Козу домой и спрашивает:
- Коза ты моя козонька, что сегодня пила и ела?
- Пробегала я целый денек, схватила один только листок! – отвечает Коза.
Рассердился Старик и прогнал Козу. Убежала она в лес, заскочила в заюшкину избушку и завалилась на печку. А Зайка в огороде был.
Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В. Степанов.)
Цель: развивать пантомимические навыки.
• развивать мимику и пластические способности детей;
• развивать творческое мышление детей, воображение, фантазию.
Воспитатель читает, дети имитируют движения.
Был у зайки огород,
Ровненьких две грядки.
Там играл зимой в снежки,
Ну а летом — в прятки.
А весною в огород
Зайка с радостью идет.
Но сначала всё вскопает,
А потом всё разровняет,
И пойдет сажать морковку.
Семена посеет ловко
Ямка — семя, ямка — семя,
И глядишь, на грядке вновь
Вырастут горох, морковь.
А как осень подойдет,
Урожай свой соберет.
И как раз — здесь закончился рассказ!
Пришёл Заинька домой – дверь заперта. Постучал зайка, да и говорит:
- Кто, кто мою избушку занимает?
- Кто, кто меня в дом не пускает?
А Коза с печи и отвечает :
- Я – Коза- дереза,
Чёрные глаза
Кривая нога,
Острые рога.
Топну, топну ногами,
Заколю тебя рогами,
Ножками затопчу,
Хвостиком подмечу.
Заинька испугался, поскакал прочь. Встретилась Заиньке Лиса.
- Что ты, Заинька, плачешь, что ты серенький слезы льёшь?
- Была у меня избушка на лесной опушке, забралась туда Коза-дереза и меня домой не пускает.
Пообещала Лиса выгнать Козу.
- Не горюй, Заинька, я её выгоню.
Но сначала решила выполнить дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика: «Молодцы!» (выполняют дети)
Вдох через нос, задержать дыхание, медленный выдох через рот. При выдохе произнести слово «мо-лод-цы». Повторить три раза. Указание: выдох продолжительный.
Мы дышали и играли,
Много нового узнали.
Ручки тянем высоко,
Вот как дышится легко!
Вдох глубокий через носик,
Выдох! Хором произносим:
«Вот какие мо-лод-цы!»
Подошли Заинька и Лиса к избушке. Лиса и говорит:
- Ступай, Коза, с печи, освобождай Зайкину избушку.
А Коза опять закричала с печи:
- Я – Коза- дереза,
Чёрные глаза
Кривая нога,
Острые рога.
Топну, топну ногами,
Заколю тебя рогами,
Ножками затопчу,
Хвостиком подмечу.
Испугалась Лиса, побежала вместе с Заинькой.
Встретил Заинька Волка.
- Что ты, Заинька, плачешь, что ты серенький слезы льёшь?
- Была у меня избушка на лесной опушке, забралась туда Коза-дереза и меня домой не пускает.
Решил Волк прийти Заиньке на помощь
- Не горюй, Заинька, я её выгоню.
Только стал Волк тренироваться в меткости – шишками решил Козу закидать. (Дети делятся на две команды и по очереди метают мячи в большой обруч). Потренировался Волк и пошё л с Заинькой к избушке и говорит:
- Ступай, Коза, с печи, освобождай Зайкину избушку.
А Коза опять закричала с печи:
- Я – Коза- дереза,
Чёрные глаза
Кривая нога,
Острые рога.
Топну, топну ногами,
Заколю тебя рогами,
Ножками затопчу,
Хвостиком подмечу.
Испугался Волк и убежал. Идёт Зайка и плачет, а навстречу ему Медведь.
- Что ты, Заинька, плачешь, что ты серенький слезы льёшь?
- Была у меня избушка на лесной опушке, забралась туда Коза-дереза и меня домой не пускает.
Пообещал Медведь выгнать Козу.
- Не горюй, заинька, я её выгоню.
Но сначала решил отгадать загадку: «Кто все слышит, но не говорит?» (уши).
Упражнение «Поиграем с ушами» (самомассаж).
Пощипывать уши снизу вверх и обратно до покраснения и ощущения тепла. В конце упражнения слегка подергать себя за уши (25 с). (выполняют все дети).
Подошё л Медведь с Заинькой к избушке и говорит:
-Ступай, Коза, с печи, освобождай Зайкину избушку.
А Коза уже с печи кричит : (повтор).
Но и Медведя напугала Коза. Убежал и он.
Услышал о Заинькиной беде Петушок.
Что ты, Заинька, плачешь, что ты серенький слезы льёшь?
- Была у меня избушка на лесной опушке, забралась туда Коза-дереза и меня домой не пускает.
- Не горюй, Заинька, я её выгоню.
Взял Петушок острую косу, пришел к избушке, взлетел на порог и закричал:
- Я иду на ногах,
В красных сапогах!
Несу косу,
Козью голову снесу –
По самые плечи!
Полезай с печи!
Испугалась Коза, спрыгнула с печи и убежала в дальние леса. Петушок с Заинькой с тех пор вместе живёт.
Испугалась Коза, спрыгнула с печи и убежала в дальние леса. Петушок с Заинькой с тех пор вместе живёт, а про Козу только вспоминают, когда в «Никанориху» играют.
Русская народная игра «Никанориха».
По считалочке выбирают «козлика» и «Никанориху». Дети становятся парами, взявшись за руки. Козлик быстро идет между ними, а «Никанориха» - за ним, помахивая прутиком. Дети поют:
«Никанориха гусей пасла
Запустила в огород козла,
Никанориха ругается,
А козел то улыбается».
Дети разбегаются, а Никанориха стоит ругает «козлика». По хлопку дети снова встают парами. Тому, кто остается без пары, говорят: «Раз, два, три- козлик ты!» Оставшийся ребенок становится «козликом», игра продолжается.
Считалочка: Шли бараны по дороге,
Замочили в луже ноги.
Стали ноги вытирать:
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей».
А Коза в дальнем лесу себе дом построила и живет теперь в нем.
Пальчиковая игра «Строим дом».
Тук-тук молотком!Дети стучат кулачками друг о друга
Мы построим новый дом.
Стенка, Сгибают в локте правую руку и поднимают ладонь.
СтенкаТак же поднимают левую руку.
И окноСоединяют указательные и большие пальцы рук, образуя круглое окно.
Крыша дома Соединяют под углом руки над головой (крыша).
И крыльцо. Ставят руки перед грудью ладонями вниз (одна ладонь
Над другой на небольшом расстоянии).
Тук-тук молотком! Стучат кулачками друг о друга.
Вот готов наш новый дом! Протягивают руки вперед. М. Картушина.
Воспитатель показывает героев сказки (настольный театр) :
Посмотрите, ребята, сколько у Заиньки друзей и все они хотели ему помочь. Кто оказался самым храбрым? (ответы детей). Правильно, Петушок. Но остальные звери тоже старались выручить Заиньку из беды, потому что они – хорошие товарищи. Ребята, вы молодцы и тоже хорошие товарищи, потому что сделали своими руками красивые подарки книжки-малышки для малышей и показали спектакль по сказке «Коза-дереза».Вы тоже, помогаете своим друзьям.