Юлия Ручкина
Проект по родному городу Златоусту «Златоустовская гравюра в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать
Содержание
Глава 3.. Экспериментальное изучение использования Златоустовской гравюры в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
3.1 Цель и методика изучения использования Златоустовской гравюры в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Публикация «Проект по родному городу Златоусту „Златоустовская гравюра в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Мой родной город. Конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
3.2 Анализ результатов изучения использования Златоустовской гравюры в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
3.3 Рекомендации для педагогов по обучению детей Златоустовской гравюры
Выводы по 3 главе
Библиографический список
Глава 3.. Экспериментальное изучение использования Златоустовской гравюры в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
3.1 Цель и методика изучения использования Златоустовской гравюры в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
После изучения теоретических аспектов проблемы использования нетрадиционных техник, а именно, граттаж в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста для ознакомления с Златоустовской гравюрой было проведено экспериментальное исследование.
В соответствии с актуальностью данного проекта, целью экспериментального исследования стало изучение Златоустовской гравюры с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях, разработка программы "Златоустовская гравюра в изобразительной деятельности детей" для педагогов ДОУ.
Наше исследование проводилось в период с февраля по март 2014 года в детском саду № 32 на базе старшей – подготовительной группы, воспитателем которой являюсь я – Юлия Радиковна и Евгения Владимировна.
Исследование носило констатирующий характер и состояло из 4 этапов:
1. Анализ состояния работы ДОУ по использованию знакомства детей с Златоустовской гравюры при помощи техники граттаж.
2. Разработка и проведение цикла занятий по рисованию.
3. Проведение семинара-практикума для педагогов ДОУ "Златоустовская гравюра в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста".
Первый этап. Анализ состояния работы ДОУ по использованию знакомства детей с Златоустовской гравюры при помощи техники граттаж.
Данный этап проводился с целью изучить и проанализировать состояния работы ДОУ. Знакомство детей с родным городом раньше проводилось, как окружающий нас мир и времени отводилось очень мало. Но с появлением в 2013 году новой образовательной деятельности «Я - Златоустовец», необходимо стало подробнее и более обширнее знакомить детей с родным городом, с его историей, производством. И так как в Златоусте одним из направлений в искусстве считается гравюра, нам необходимо было познакомить детей с историей гравюры, её создателями, технологиями и т. д. Мы решили при помощи нетрадиционной техники – граттаж помочь детям осознать некоторые тонкости этого искусства.
Для достижения поставленной цели мы использовали следующие методы:
1. беседа с воспитанниками группы, позволяющая Знакомство детей с Златоустовской гравюрой.
2. Изучение и разработка планов работы воспитателей.
3. Анализ продуктов детской деятельности, позволяющий получить сведения о знакомстве и обучении детей дошкольного возраста с Златоустовской гравюрой на стали при использовании техники граттаж.
3.2 Анализ результатов изучения использования Златоустовской гравюры в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Просмотрев планы образовательной работы в нашей группе, мы выяснили, что за проделанный год 2012-2013 были проведены такие темы по ознакомлению с родным городом : «Мой город - Златоуст», «Наши улицы», «Профессии нашего города», «Во круг нас лишь только горы…». При знакомстве с городом дети рисовали на заданные темы, с использованием разнообразных нетрадиционных техник по рисованию, а именно, кляксография, рисование пальцами, монотопия, печатки (из пластмассы, рисование при помощи нитки, рисование на заданную тему при помощи таких материалов, как акварельные и гуашевые краски, рисование восковыми мелками, фломастерами, цветными карандашами…
Нами били собраны старые работы детей (данные работы находятся в приложении) по этим темам.
Собрав и проанализировав всю информацию, побеседовав с детьми, можно сделать следующие выводы.
В общих чертах дети знакомы со своим городом, с его историей, называют предприятия на которых работаю их родители и которые существуют в городе, какие профессии есть в Златоусте. Говоря о гравюре, дети давали характеристику (например, гравюра – картина на листе железа… рисунок на железных вещах, но не знали её историю, как её делают.
В старшей – подготовительной группе есть уголок «Народное творчество», где весят настоящие гравюры, Дети с ними знакомы и показывают на них. Также в группе имеются иллюстрации с гравюрами, их используют при знакомстве производства в Златоусте.
Но дети не знали приемы гравюры, её создателей и не рисовали гравюру.
Поэтому нами был разработан план по ознакомлению детей дошкольного возраста с Златоустовской гравюрой при использовании техники граттаж (приложение 5).
3.3 Рекомендации для педагогов по обучению детей Златоустовской гравюры
Цель: обобщение и систематизация знаний педагогов дошкольных образовательных учреждений о Златоустовской гравюры в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Анализ изучения особенностей использования Златоустовской гравюры в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста показал, что используемые техника граттаж не используется для ознакомления с гравюрой. В связи с этим мы пришли к выводу о необходимости создания программы для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
При разработки конспектов (приложение 6) мы старались раскрыть историю гравировального промысла, рассказать о создателях немецких мастеров Шафов, познакомить с приемами художественной обработки рассмотрев по презентации, рассказать о новых компаниях, которые занимаются Златоустовской гравюрой.
Дети в процессе образовательной деятельности расширили своё представление о родном городе, смогли сами попробовать себя в профессии художник – гравер, узнали еще одну нетрадиционную технику рисования – граттаж, познакомились с поэтапным её приготовлением.
При знакомстве с историей гравюры, рассказали о её возникновении и в конце стали рассматривать иллюстрации гравюры, уделяя особое внимание мелким деталям, что именно чаще всего изображают художники. Затем каждому ребенку раздали по одной иллюстрации, и ему необходимо было рассказать о ней, не показывая её другим. Ребята должны были догадаться, что нарисовано и какой это предмет, на котором нарисована гравюра. На этом этапе можно использовать другие варианты, например, сначала дети пытаются описать свою иллюстрацию или общую, а затем воспитатель рассказывает сам, обращая внимание на мелкие детали, которые обычно дети и не замечают, в своем рассказе педагог пытается оживить картину и передать это детям. Для того, чтобы воспитать чувство гордости за свой город, за окружающую нас природу, можно рассматривать фотографии природной зоны и похожее на примере гравюру.
Рассматривая презентацию о приёмах художественной обработки гравюры, детям было интересно, какие это растворы, они узнали очень много интересных незнакомых слов. После беседы мы еще раз посмотрели иллюстрации гравюры и они стали создавать свой эскиз. Им это было интересно, так как можно было выбрать свой материал, которым им бы хотелось нарисовать: фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки и гелиевые ручки с металлическим отблеском. Конечно же дети сами должны выбирать материал, но педагог должен иметь ввиду, что работа гелиевыми ручками требует от ребенка аккуратности и усидчивости, так как нередко они мажут на листе и портят рисунок.
На третьем этапе – создание гравюры. Данный этап требует предварительной работы от детей и от педагога, потому что готовя себе лист при помощи техники граттажа, необходимо сделать правильно все этапы: ровно нанести слой восковым мелком, затем закрасить его гуашью (можно и тушью) так, чтобы не было видно воскового слоя. Для детей это было очень трудно, так как они иногда невнимательно просматривали нанесение воскового мелка на картон, в результате чего плохо процарапывалось. Закрасить первый слой оказалось гораздо легче, тем более, что недочеты закрашивания можно было устранить повторным действием.
После предварительной работы мы с детьми закрепили пройденный материал в виде викторины. Конечно, можно опросить детей и фронтально, но когда проводится игра, у детей развивается интерес к материалу, даже к пройденному. Прежде чем начать делать гравюру, повторили правила безопасности, так как в любом случае используются острые предметы (зубочистка, пластиковая вилка). Дети достаточно быстро сделали свои работы, им очень понравилось и все остались довольны от проделанной работы. При выцарапывании картины, необходимо сказать детям, чтобы они не давили на зубочистку или вилку, так как на обратной стороне остаются следы и нередко получаются дырки.
Мы надеемся, что данные конспекты помогут педагогам ознакомить детей с замечательным искусством Златоустовской гравюры и расширят представления детей о нашем городе.
Выводы по 3 главе
После изучения теоретических аспектов было проведено экспериментальное исследование.
Наше исследование проводилось в период с февраля по март 2014 года в детском саду № 32 на базе старшей – подготовительной группы.
Для достижения поставленной цели мы использовали следующие методы:
1. беседа с воспитанниками группы, позволяющая Знакомство детей с Златоустовской гравюрой.
2. Изучение и разработка планов работы воспитателей.
3. Анализ продуктов детской деятельности, позволяющий получить сведения о знакомстве и обучении детей дошкольного возраста с Златоустовской гравюрой на стали при использовании техники граттаж.
Просмотрев планы образовательной работы в нашей группе, мы выяснили, что за проделанный год 2012-2013 были проведены такие темы по ознакомлению с родным городом :
Нами били собраны старые работы детей (данные работы находятся в приложении) по этим темам.
В общих чертах дети знакомы со своим городом, с его историей, называют предприятия на которых работаю их родители и которые существуют в городе, какие профессии есть в Златоусте.
Анализ изучения особенностей использования Златоустовской гравюры в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста показал, что используемые техника граттаж не используется для ознакомления с гравюрой. В связи с этим мы пришли к выводу о необходимости создания программы для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
При разработки конспектов мы старались раскрыть историю гравировального промысла, рассказать о создателях немецких мастеров Шафов, познакомить с приемами художественной обработки рассмотрев по презентации, рассказать о новых компаниях, которые занимаются Златоустовской гравюрой.
Мы надеемся, что данные конспекты помогут педагогам ознакомить детей с замечательным искусством Златоустовской гравюры и расширят представления детей о нашем городе.
Заключение
Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы.
Гравюра на стали зародилась в 1815 году, когда была построена оружейная фабрика, которая производила самые различные виды холодного оружия (клинки, сабли, шпаги, кинжалы, ножи).
Большой вклад в развитие гравюры внес П. П. Аносов - великий русский ученый и металлург. Под его руководством была получена впервые в России булатная сталь.
Начало гравировальному промыслу в Златоусте было положено немецкими мастерами братьями Шафами. Приехав в начале 19 века на Урал. Они копировали рисунки с клинков, которые были куплены в Золингене.
А вот Иван Бушуев, один из первых учеников Шафов, начал изменять технику гравировки. Он вместо иглы берет в руки кисть и наносит киноварью рисунок. Поэтому специалисты осторожно называют новую технику исполнения гравюры на стали Златоустовской.
При создании гравюр или клинков использовали следующие материалы: сталь, латунь, золото, серебро, никель.
Для того, чтобы весь материал принял товарный вид его нужно расписать. Основные техники, применяемые при создании изделий: литьё, чеканка, штамповка, полировка, рисовка кистью, гравирование иглой, травление, гравирование резцом, никелирование, золочение.
Таким образом, Златоустовская гравюра на стали с каждым годом всё больше и больше набирает обороты. Изделия наших мастеров становятся разнообразнее.
Знакомя детей с историей Златоуста и гравюры, дети могут сами создать свою гравюру используя нетрадиционную технику – граттаж. Применяя в обучении различные формы и приемы изобразительной деятельности, педагог может расширить круг представлений детей об окружающем.
Замечательная нестандартная техника рисования – граттаж – будет интересна всем детям – независимо от возраста – разница лишь в том, что малышам подготавливать исходный материал помогает воспитатель, а старшие – могут сделать все самостоятельно, так как техника в выполнении проста - всего в три шага.
листа - бумаги или картона, залитых тушью (в классическом варианте).
Если же считать гравюрой только то, что наносится на специальную твердую поверхность (дерево, металл и т. п., то граттаж – это имитация гравюры на картоне или плотной бумаге.
После изучения теоретических аспектов было проведено экспериментальное исследование.
Наше исследование проводилось в период с февраля по март 2014 года в детском саду № 32 на базе старшей – подготовительной группы.
Для достижения поставленной цели мы использовали следующие методы:
1. беседа с воспитанниками группы, позволяющая Знакомство детей с Златоустовской гравюрой.
2. Изучение и разработка планов работы воспитателей.
3. Анализ продуктов детской деятельности, позволяющий получить сведения о знакомстве и обучении детей дошкольного возраста с Златоустовской гравюрой на стали при использовании техники граттаж.
Просмотрев планы образовательной работы в нашей группе, мы выяснили, что за проделанный год 2012-2013 были проведены такие темы по ознакомлению с родным городом :
Нами били собраны старые работы детей (данные работы находятся в приложении) по этим темам.
В общих чертах дети знакомы со своим городом, с его историей, называют предприятия на которых работаю их родители и которые существуют в городе, какие профессии есть в Златоусте.
Анализ изучения особенностей использования Златоустовской гравюры в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста показал, что используемые техника граттаж не используется для ознакомления с гравюрой. В связи с этим мы пришли к выводу о необходимости создания программы для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
При разработки конспектов мы старались раскрыть историю гравировального промысла, рассказать о создателях немецких мастеров Шафов, познакомить с приемами художественной обработки рассмотрев по презентации, рассказать о новых компаниях, которые занимаются Златоустовской гравюрой.
Мы надеемся, что данные конспекты помогут педагогам ознакомить детей с замечательным искусством Златоустовской гравюры и расширят представления детей о нашем городе.
Библиографический список
1. Алещенко М. В. О чем рассказал детский рисунок// Начальная школа. -1992.-№4.-С. 75-76
2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. -Москва. : Издательский центр "Академия".2002.-32с.
3. Белобрыкина О. А Маленькие волшебники или на пути к творчеству Новосибирск 1993
4. Айзеншер И. Я. Техника офорта. Гравюра на металле, Л. — М., 1939.
5. Варшавский Л. Р. Современная гравюра в России. М., 1923.
6. Голлербах Э. Ф. История гравюры и литографии в России. М. -Пг., 1923
7. https://shop.zlatoff.ru/page_5.html