Юлия Найданова
Проект по речевому развитию «Путешествие по русским народным сказкам» в старшей группе
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
познавательно-речевого развития детей № 6 «Чебурашка»
г. Ессентуки
Проект
На тему: «Путешествие по русским народным сказкам»
в старшей группе
(от 5 до 6 лет)
Составитель:
Маркарова Галина Геннадьевна
Тип проекта : долгосрочный.
Публикация «Проект по речевому развитию „Путешествие по русским народным сказкам“ в старшей группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2024
Вид проекта : познавательно-творческий, игровой.
Продолжительность: 9 месяцев.
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели.
Актуальность темы:
Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.
Сказка близка ребёнку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира.
Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через неё легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне.
Цель проекта : познакомить детей с русскими народными сказками, создать условия для духовно-нравственного развития ребёнка.
Задачи:
формировать у детей знания о русских народных сказках;
воспитывать любовь к сказке, народному творчеству, художественному слову;
научить детей оценивать поступки героев;
развивать речь, активизировать словарный запас;
развивать творчество, фантазию, воображение;
способствовать развитию совместного творчества родителей и детей;
вызвать заинтересованность родителей жизнью в ДОУ и желание в ней участвовать.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
• изменить предметно-развивающую среду в группе в соответствии с программой;
• подобрать экспонаты для создания мини-музея сказки;
• организовать выставку поделок и рисунков «Лукошко сказок» силами педагогов, детей и их родителей;
• подобрать русские народные сказки и иллюстрации к ним;
• познакомить с жанровыми особенностями сказки;
• чтение русских народных сказок с последующим просмотром мультфильмов по ним;
• подобрать настольные игры по сказкам;
• подобрать раскраски по русским народным сказкам;
• узнать у детей и родителей, какие книги читают дома, есть ли в домашней библиотеке сказки.
• попросить родителей вместе с детьми принять участие в изготовлении поделок и рисунков для оформления выставки декоративно-прикладного искусства «Лукошко сказок», а также принять участие в акции «Подари книгу детскому саду с автографом».
Основной этап:
Работа с детьми:
1. Познавательное развитие :
• презентации;
• беседы;
• разговор о правилах поведения с использованием сюжета сказок;
• проведение опыта-эксперимента.
2. Социально-коммуникативное развитие :
• просмотр мультфильмов по сказкам;
• инсценировка сказок;
• показ сказок в настольном театре теней;
• показ сказки с использованием пальчикового театра;
• озвучивание сказок-шумелок.
3. Речевое развитие :
• чтение сказок и обсуждение их содержания;
• сравнение сказок;
• сравнение содержания сказок прочитанных и просмотренных;
• сочинение сказок детьми и оформление их в книгу «Сказки группы «Светлячки»;
• придумывание другого конца сказкам
• пересказ сказок;
• рассказывание сказки по иллюстрациям;
• заучивание пословиц по сказке;
• подбор дидактических игр;
• проведение викторины по русским народным сказкам и викторины «Любимый сказочный герой».
4. Художественно-эстетическое развитие :
• конструирование;
• аппликация;
• коллективная работа;
• лепка;
• сюжетное рисование.
Самостоятельная деятельность:
• разукрашивание раскрасок;
• составление сказки с помощью мнемотаблиц;
• лепка сказочных героев;
• конструирование фигур сказочных героев из геометрических фигур и счётных палочек.
5. Физическое развитие :
• утренняя гимнастика;
• подвижные игры;
• пальчиковые игры;
• физкультурные минутки.
Работа с родителями:
• участие родителей и детей в оформлении книги рисунков «Наши любимые сказки»;
• совместное участие родителей и детей в изготовлении поделок и рисунков для оформления выставки декоративно-прикладного искусства «Лукошко сказок»;
• участие родителей в пополнении кукольного театра группы;
• участие родителей в акции «Подари книгу с автографом».
Заключительный этап:
• создание мини-музея «Сказки»;
• оформление рисунков детей и родителей в книгу «Наши любимые сказки»;
• изготовление книги «Сказки группы «Светлячки»» (сказки, написанные детьми);
• оформление выставки декоративно-прикладного искусства «Лукошко сказок» с использованием совместных работ детей и родителей, воспитанников группы и воспитателей;
• Вечер развлечений «Волшебный мир сказок».
Планируемый результат:
• развитие интереса к русскому народному творчеству;
• развитие эмоциональной отзывчивости;
• развитие коммуникативной и познавательной активности, творческих способностей;
• совершенствование звукопроизношения и выразительности речи;
• укрепление гармоничных отношений между детьми и взрослыми;
• позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе
План проекта
Образовательные области Виды детской деятельности
Познавательное развитие
1. Презентация:
• «История возникновения сказок»;
• «Русские народные сказки»;
• «Персонажи русских народных сказок – какие они».
2. Встречи с работниками библиотеки.
3. Трудовые поручения: «Наведём порядок в уголке книг»
Беседы 1. «История возникновения сказок»;
2. «Для чего нужны сказки?»;
3. Почему сказка называется сказкой;
4. Разные виды сказок;
5. Сказки волшебные и сказки о животных;
6. Сказки народные и сказки авторские;
7. Чему учат все сказки;
8. Разговор о правилах поведения с использованием сюжета сказок :
• «Крылатый, мохнатый да масляный»;
• «Заяц - хвастун»;
• «Петушок и бобовое зёрнышко»;
• «Не плюй в колодец – пригодиться воды напиться».
Эксперимент 1. «Тонет - не тонет» по сказке «Пузырь, соломинка и лапоть»;
2. Волшебство «Летающие бабочки».
Речевое развитие Чтение сказок и обсуждение их содержания 1. «Заюшкина избушка»;
2. «Хаврошечка»;
3. «Царевна -лягушка»;
4. «Сивка Бурка»;
5. «Иван – царевич и серый волк»;
6. «По щучьему веленья»;
7. «Финист – ясный сокол»;
8. «Теремок»;
9. «Чудесное яблочко»;
10. «Соломенный бычок – смоляной бочок», и др. ;
Сравнение сказок 1. «Теремок»;
2. «Рукавичка»;
3. «Кувшин».
просмотренных 1. «Гуси-лебеди»;
2. «Маша и медведь»;
3. «Кот, петух и лиса»;
4. «Пузырь, соломинка и лапоть».
Пересказ сказок
1. «Колобок»;
2. «Репка»;
3. «Курочка Ряба»;
4. «Маша и медведь»;
5. «Заюшкина избушка»;
Драматизация сказок 1. «Волк и семеро козлят»
2.
3.
Речевые игры 1. «Из какой сказки этот предмет»;
2. «Назови сказку»;
3. «Угадай сказочного героя»;
4. «Угадай сказку по песенке героя»;
5. «Какие сказки перепутались»;
6. «Из какой сказки эти слова».
Социально – коммуникативное развитие
Просмотр мультфильмов
1. «Крылатый, мохнатый да масляный»,
2. «Заяц - хваста»,
3. «Пузырь, соломинка и лапоть»,
4. «Кот, петух и лиса»,
5. «Василиса прекрасная»,
6. «Волшебное кольцо;
Инсценировка сказок с использованием масок и театра-ширмы: 1. «Колобок»,
2. «Маша и медведь»,
3. «Три поросенка»
Показ сказок в настольном театре теней: 1. «Репка»;
2. «Заюшкина избушка»;
3. «Волк и семеро козлят»;
4. «Царевна Несмеяна» с использованием пальчикового театра;
Озвучивание сказок – шумелок : 1. «Пых»;
2. «Трусливый заяц»;
3. «Три поросёнка»;
Художественно – эстетическое развитие Конструирование 1. «Терема»;
2. «Заюшкина избушка»;
3. «Бычок - смоляной бочок» (из счётных палочек).
Апликация 1. «Избушка лубяная и ледяная»
2.
3.
Лепка 4. «Петушок – золотой гребешок» (с использованием природных материалов;
5. «Два жадных медвежонка»;
6. «Пластилиновый театр на карандашах».
Рисование 1. «Пузырь, соломинка и лапоть»;
2. «Бычок – смоляной бочок»;
3. «Кто-кто в рукавичке живёт»;
4. «Мышь и воробей»;
Коллективная работа 1. «Лиса и журавль»,
2. «Колобок»,
3. «Кот петух и лиса».
4. «Зимовье зверей»
5. «Волшебный мир сказок»
Выставка 1
2
3
Физическое развитие Подвижные игры 1. «Баба Яга» (хоровод, «Баба Яга»)
2. «Поймай колобка»;
3. «Гуси и серый волк»;
4. «Мыльные пузыри»;
5. «Раздувайся, пузырь»;
6. «Кошки мышки»;
7. «Лиса и зайцы».
Пальчиковые игры 1. «Маленькие мышки»;
2. «Дружба»;
3. «Зимняя прогулка»;
4. «Строим дом»;
5. «Волк и белка» и др.
Физкультминутки