Солдаткина Дарья
Проект по развитию речи в раннем возрасте «Расскажи и я запомню. Покажи и я повторю!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по развитию речи в раннем возрасте
Актуальность.
Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся
для того, что бы передать свои мысли. В наше время различаются следующие
виды речи : внутренняя и внешняя.
Внутренняя речь - то, что мы произносим в своих мыслях.
Внешняя речь делится на диалогическую, эгоцентрическую, письменную и
монологическую.
Главной потребностью и функцией – является для нас речь. Этим мы отличаемся
от животных. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как
личность.
Публикация «Проект по развитию речи в раннем возрасте „Расскажи и я запомню, Покажи и я повторю!“» размещена в разделах
Невозможно, без оценки речевого развития, судить о начале развития личности
ребёнка дошкольного возраста. Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка.
Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка.
Для развития речи ребёнка педагоги и родители должны создавать необходимые
условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду,
интересно организовывать жизнь ребёнка. И в дошкольном учреждении должны
быть так же созданы необходимые условия. Педагоги показывают образцы
правильной речи, формируют у детей связную речь, учитывая возраст детей. Для
этого они используют чистоговорки, скороговорки, загадки и организовывают
звукоподражательные игры.
Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать
эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей,
проводить совместные игры, так же знакомство с художественной литературой,стихами,а речь педагога должна быть правильной и красивой.
Художественное слово – детская литература и фольклор играют существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста. Именно фольклорные произведения передают богатство, наполненность, яркость речи, интонационную выразительность. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Ведь уже с младенчества мы поем детям колыбельные песни, играем с пальчикам. Через русские народные сказки знакомим с такими понятиями как добро и зло, взаимовыручка.
Опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора помогает овладению разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие, ребенок получает первоначальные навыки самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены.
Устное народное творчество это и прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.
В результате проведённых исследований, выяснилось, что большинство детей группы раннего возраста имеют низкий уровень словарного запаса.
Были выявлены некоторые причины:
Недостаточно созданы условия для организации игр, направленных на речевое воспитание детей группы;
Проблема: Одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения является духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников. Нравственные качества личности можно и нужно развить с помощью детского фольклора. Длительное время, работая с детьми раннего возраста, я заметила, что дети положительно и эмоционально реагируют на произведения устного народного творчества: песенки, потешки, прибаутки. Они помогают мне легче найти контакт с малышами в период адаптации, а также определить уровень речевого развития ребенка. Ранний возраст - фундамент общего развития ребёнка, в том числе и речевого. Речь становится для него необходимой потребностью для общения с взрослыми и сверстниками.
Так как роль семьи в речевом развитии малышей очень велика, я стала активно привлекать родителей к решению выявленных проблем. Провела беседы с родителями как ими занимаются дома. Что и сподвигло меня на создание проекта «Расскажи и я запомню Покажи и я повторю!»
Цель проекта : : формировать у ребенка социально-нравственные качества через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, музыкально-эстетической, продуктивной. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие известные им жизненные ситуации, развивать творческие способности.
Создать оптимальные условия для развития речи детей раннего возраста средствами настольных игр, стихов, рассматриванием иллюстраций
ЗАДАЧИ:
1. Воспитывать интерес к художественной литературе., Обогащая словарный запас по данной теме, развивать активную речь у
детей.
2. расширить первоначальное представление детей о животном мире, учить любить животных, помогать им.
3. развивать восприятие детей, обогащать двигательный опыт, учить действовать по слову взрослого; поддерживать интерес к движениям
4. Способствовать развитию познавательного интереса, любознательности и
наблюдательности у детей через создание проблемных ситуаций в ходе
реализации проекта.
5 Объединять усилия воспитателей и родителей в вопросах речевого развития.
4. Систематизировать работу по использованию лепбуков для
формирования у малышей речевой активности.
5. Подобрать и составить картотеку игр по речевому развитию.
Сроки реализации: краткосрочный
Тип проекта : педагогический, информационно – практико-ориентированный.
Результат проекта : создание лэпбуков для уголка по развитию речи для детей раннего возраста.
Участники проекта : педагоги группы, родители воспитанников.
Работа над проектом предполагала 6 этапов: планирование, сбор и анализ информации, коррекция, осуществление проекта, презентация результата.
На первом этапе мы с родителями обозначили проблему: Накопление и подборка
наглядно — демонстрационного, дидактического материала по
данной теме; создание условий для практической деятельности родителей.
Определение проблемной ситуации и пути решения, выявление первоначальных представлений детей по теме и (предварительная речевое развитие как одна из главных задач в развитии ребенка в раннем возрасте).
Определили задачи для каждой группы участников.
Для педагогов группы:
1. Повысить качество образовательного процесса по речевому
развитию и уровня профессиональной подготовки педагогов ДОО к
условиям реализации ФГОС.
2. Создать условия для повышения качества образовательного процесса
и для полноценного общения педагогов, родителей и детей в
предметно-развивающей среде через игровые технологии.
3. Разработать и внедрить программу по просветительской и
коррекционной работе с родителями по речевому развитию детей
раннего возраста.
4. Разработать и внедрить программно-методическое обеспечение и
мониторинг для реализации проекта по речевому развитию детей в
условиях внедрения ФГОС ДО.
Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве беседы с родителями о важности речевого развития;
индивидуальные консультации по теме;
выставка для родителей «скажи и я запомню»
Для родителей
Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве беседы с родителями о важности речевого развития;
индивидуальные консультации по теме;
выставка для родителей «скажи и я запомню»
Участие родителей и детей в совместных прогулках и наблюдениях,
Изготовление лепбуков
На втором этапе у нас возникла необходимость ответить на вопросы: Как изготовить лепбук? Получить поддержку от родителей в реализации проекта. Для родителей провели родительское собрание.
Был разработан план действий
Беседы по теме
Занятия познавательного цикла, занятия по продуктивным видам
деятельности;
Дидактические, подвижные и театрализованные и сюжетно-ролевые
игры в свободное время во второй половине дня.
Чтение художественной литературы по данной теме.
Развлечения и праздники;
Наблюдения на прогулках;
Создание проблемных ситуаций и поисковая деятельность.
Индивидуальная работа
На третьем этапе с родителями был установлен контакт, дети и родителя усердно занимались дома, для группы были изготовлены лэпбуки по теме. Использованы различные формы работы ;консультации, беседы, демонстрации игр для развития речи детей. Т. к. ведущая роль в развитии речи детей раннего возраста принадлежит
взрослым: воспитателям в детском саду, родителям дома. От культуры
речи взрослого, от того, как они общаются с ребенком, зависят успехи
малыша в усвоении родного языка. Поэтому необходимо исследовать
речевое развитие детей раннего возраста и определить, насколько важное
значение имеет общение родителей с ребёнком для её формирования
Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек.
2. Беседы по содержанию потешек.
3. Изготовление и рассматривание альбома «Любимые потешки».
4. Дидактические и развивающие игры; «Чей домик?», «Кто в домике живет?», «Угадай и
собери», развивающее лото «Животные и птицы».
5. Чтение потешек: «Солнышко-ведрышко», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Киска, брысь…», «Чики-чики-чикалочки»,
«Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска брысь».
На четвертом этапе была проведена коррекция проекта. Родителями были представлены фотографии как они занимаются дома с детьми, картотека игр по развитию речи, пальчиковые игры
Пятый этап (осуществление проекта) : для создания условий развития речи у детей раннего возраста, были созданы лэпбуки и дидактические игры:
1. Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек.
2. Беседы по содержанию потешек.
3. Изготовление и рассматривание альбома «Любимые потешки».
4. Дидактические и развивающие игры; «Чей домик?», «Кто в домике живет?», «Угадай и
собери», развивающее лото «Животные и птицы».
5. Чтение потешек: «Солнышко-ведрышко», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду
к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Киска, брысь…», «Чики-чики-чикалочки»,
«Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска брысь».
6. Изготовление руками детей оладушек и крендельков из соленого теста, миски для
киски, улитки из пластилина; рисование пальчиками «Следы», «Идет дождь», «Снег кружится") и
ладошками («Курочка и цыплята»).
7. Театральная деятельность. Обыгрывание потешек.
Совместная деятельность с родителями 1. Чтение потешек детям дома.
2. Заучивание потешек вместе с детьми.
3. Помощь в оформлении альбома «Наши любимые потешки». “Уложим куклу Катю спать”, “Чьи детки” и
На шестом этапе родители провели презентацию, на которой представили свои лэпбуки по развитию речи детей и пополнили уголок по речевому развитию детей.
Таким образом речевое развитие в раннем возрасте способствует активному развитию словарного запаса, повышается интерес в общение со взрослыми, улучшились все стороны речи детей, возросла самостоятельность межличностного речевого общения, возрос уровень умственного развития детей раннего возраста. Расширился их кругозор, интерес к окружающим.
Проет оказал положительное влияние на развитие коммуникабельных, творческих способностей у детей данной группы.