Екатерина Сукач
Проект по развитию речи «Говорушки» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательный, речевой, игровой
Продолжительность: сентябрь, 2021 г. – декабрь, 2021 г.
Участники проекта : воспитатели, дети средней группы, родители
Актуальность
Речь для детей 4-5 лет является основным способом социализации. Именно в это время дошкольники начинают активно разговаривать, логически мыслить и рассуждать. У детей увеличивается словарный запас, совершенствуется произношение, интонация, выразительность, усложняются словесные конструкции, монологи становятся более связанными, последовательными. На этом этапе необходимо помочь дошкольникам в развитии и совершенствовании их речи.
Публикация «Проект по развитию речи „Говорушки“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
Методика, разработанная Николаем Александровичем Зайцевым, способствует развитию речи детей. Благодаря постоянному повторению складов, дошкольники начинают говорить чище и отчетливее. У них увеличивается словарный запас, стимулируется развитие логики, вырабатывается самостоятельность.
Проблема
По данным педагогов и психологов, с каждым годом наблюдается увеличение количества детей с низким уровнем развития речи. Ввиду тесной взаимосвязи речи и мышления, необходимы эффективные методы, способствующие повышению уровня речевого развития. Для достижения наилучшего результата, необходимо, чтобы процесс обучения для детей был интересным, занимательным и развивающим.
Цель: развитие речи детей дошкольного возраста по средствам работы с таблицей Н. А. Зайцева
Задачи:
Образовательные
• формировать, уточнять, закреплять знания детей об окружающем мире, различных явлений в природе;
• формировать активный словарный запас;
Развивающие
По средствам пропевания таблицы Н. А. Зайцева способствовать
• улучшению дикции;
• развитию фонематического слуха;
• развитию коммуникативных навыков;
Воспитательные
• воспитывать интерес к родному языку;
• воспитывать интерес к чтению;
• воспитывать самостоятельность, умение сотрудничать, коллективизм.
Ожидаемые результаты:
• обогащение активного словаря;
• улучшение работы артикуляционного аппарата;
• развитие фонематического слуха;
• ребенок открыт новому (проявляет стремление к получению знаний);
• ребенок проявляет инициативу и самостоятельность на занятии;
• дошкольник способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
Этапы реализации
1 этап – подготовительный (сентябрь, 2021 г.)
• определение по средствам наблюдения состояния речи детей;
• определение содержания, методов, форм работы с детьми, родителями по проекту
2 этап – основной (октябрь, ноябрь, 2021 г.)
• Артикуляционная гимнастика
- Чтение сказки Н. В. Новоторцевой «О веселом язычке»
- Упражнения с язычком «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Футбол» и т. п.
- Упражнения для подвижности губ «Уточка-улыбочка», «Заборчик», «Хоботок» и т. п.
- Игры на развитие дыхания «Ореховые гонки», «Подуй на одуванчик» и т. п.
• Проговаривание скороговорок, чистоговорок
Жужжит жужелица, жужжит, кружится.
У ежа ежата, у ужа — ужата.
Не живут ужи, где живут ежи.
Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки
Да-да-да — в огороде лебеда,
Ду-ду-ду — растут яблоки в саду,
Ша-ша-ша — принесли домой ерша,
Ту-ту-ту — мы поедем в Воркуту,
Жа-жа-жа — есть иголки у ежа,
Чи-чи-чи — прилетели к нам грачи,
Жу-жу-жу — я на солнышке лежу.
• Работа с таблицей по методике Н. А. Зайцева
- пропевание складов по строчкам, по столбикам;
- научение находить и пропевать «свою песенку» по таблице («песенка», в которой содержится первый склад имени ребенка);
• Работа со звуками
- выполнение заданий из рабочей тетради «Уроки грамоты для малышей» Школа семи гномов
- игры на развитие фонематического слуха «Определи первый звук», «Хлопни, когда услышишь звук»
- нахождение и пропевание складов с определенным звуком по таблице Н. Зайцева
• Ознакомление с окружающим миром
- беседы, игры, загадки, рассматривание картинок в соотвествии с темой недели
- нахождение и пропевание «песенок» по таблице Н. Зайцева в соответствии с темой недели
Например, тема «Дикие животные»
Дети называют диких животных, вместе с воспитателем пропевают «песенки» этих животных. «Песенки», в которых содержится первый склад названия животного: волк – ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ
Работа с родителями
• Проведение консультации «Формирование звуковой культуры речи у детей 3-5 лет»
• Рекомендации для родителей «Игры по дороге в детский сад»
• Рекомендации для родителей «Подружись с чистоговорками»
3 этап – заключительный (декабрь, 2021 г.)
Видео «Найди и пропой свою песенку»
Результат проекта
• Улучшение работы артикуляционного аппарата детей (дети стали говорить чище, разборчивее, понятнее)
• Развитие фонематического слуха (дошкольники начали учиться вычленять необходимые звуки среди других звуков, выделять первый звук в словах)
• Проявление интереса к играм со звуками, к пропеванию складов по таблице Зайцева
• Стремление проявлять инициативу и самостоятельность на занятии
Дальнейшее развитие и использование проекта
• Запоминание всех складов по таблице Зайцева
• Научение пропевать склады, используя мотив какой-либо песни
• Научение «писать» слова по таблице Зайцева