Дарья Низамова
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Развитие речи посредством фольклора»
▼ Скачать
Бердск 2021
Постановка проблемы
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализовывает себя как личность.
Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „Развитие речи посредством фольклора“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2024
Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ. Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей. Следует отметить, что речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития.
Неполноценная речевая активность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы. Даже у детей с нормальным интеллектом, часто наблюдается простая конструкция предложений, односложность ответов, нежелание отвечать, т. е. снижена его речевая активность. Развитие речевой активности может проходить не только на специально-подготовленных занятиях, но и в другие режимные моменты, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду.
Факторы успешного речевого развития детей:
- Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.
- Создавать условия для общения с другими детьми.
- Речь взрослого - пример для подражания.
- Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.
- Совместные игры взрослого и ребёнка.
- Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
- Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все его "почему".
- Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.
Гипотеза
Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается, если:
педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;
будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, но и в других режимных моментах;
малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.
Цель проекта
Срок реализации проекта: с ноября 2021 г. по апрель 2022 г.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Тип проекта: интегрированный (познавательный, речевой, творческий, игровой).
Вид проекта: групповой, долгосрочный.
Цель проекта: повысить уровень развития связной речи посредством малых форм фольклора
Задачи проекта
Образовательные:
- формировать умение воспринимать разнообразные формы фольклора: колыбельные, потешки, загадки, пословицы, поговорки, сказки;
- создавать условия для развития слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизировать словарный запас детей;- формировать умение детей играть в народные игры и водить хороводы.
Развивающие:
- развивать у детей раннего дошкольного возраста память, внимание, мышление через заучивание разнообразных форм фольклора.
- побуждать детей использовать произведения фольклора в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной и т. д.);
- развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности (выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер произведения).
Воспитательные:
- вызвать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества
- формировать у детей представления о малых фольклорных жанрах эмоционально-положительное отношение к нему.
- обогащать чувства, воображение и речь детей.
воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношение между детьми через художественные
произведения и народные игры.
Привлечь родителей детей к вопросу и проблеме речевого развития в современных условиях.
Этапы проекта
Подготовительный. -Изучение и анализ педагогической, методической литературы по исследуемой проблеме
-разработка перспективного плана по внедрению в практическую, повседневную деятельность детей элементов малых форм фольклора; разработка конспектов НОД.
- оформление папок-передвижек;
- подбор иллюстративного материала для лучшего понимания детьми пословиц, поговорок, потешек и др. фольклорных произведений.
Предполагаемый результат. Оформление центра активности по развитию речи с помощью малых форм фольклора; изготовление картотеки подвижных, хороводных и пальчиковых игр; пополнение количества настольно- печатных игр.
Работа с родителями. Анкетирование, консультации по теме, беседы. Пополнение библиотеки сказок в группе; оформление папок-передвижек.
Основной. ндивидуальная форма работы:
-пальчиковые игры;
-игры-имитации;
-артикуляционная гимнастика
Групповая форма работы:
совместное создание аппликаций и рисунков по фольклорным произведениям;
-организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений
– слушание сказок и колыбельных перед сном;
-показ театров с использованием русских народных персонажей.
Предполагаемый результат. -Расширение словарного запаса,
-активизация познавательного и умственного развития;
-развитие мелкой моторики;
- Проявление дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания друг к другу.
Работа с родителями. Оформить альбом совместно с родителями «Пословицы и поговорки русского народа»;
Конкурс «Сочини сказку» на лучшую иллюстрацию к сказкам.
Предполагаемый результат. Интерес к развитию речи детей через использование малых фольклорных жанров (пословицы, поговорки, считалки, загадки, потешки)
Заключительный. Индивидуальная форма работы:
-организация индивидуальной работы с детьми для улучшения произношения звуков и развития грамматического строя языка детей.
Групповая форма работы:
-проведение праздников совместно с музыкальным руководителем, согласно календарным народным праздникам.
ожидаемый результат. Называют сказочные имена персонажей, имитируют характерные действия персонажей.
Работа с родителями. -участие в праздниках
- составление памятки об играх дома, способствующих успешному запоминанию потешек, поговорок
предполагаемый результат. Проведение родительского собрания по итогам диагностики речевого развития и усвоения малых форм фольклора.
Методическое обеспечение проекта
Дидактические игры
«Угадай сказку, пословицу, поговорку», «Назови сказку», Игра «Без слов», «Добавлялки», «Кто больше подберет определений?», «Придумай название сказки» (по опорным словам, «Найди родственников», «Узнай, чей домик», «Какие они разные – эти животные», «Назови ласково», Похвастайся», «Конструирование слов, словосочетаний и предложений», «Расскажи сказку», «Совместное рассказывание сказки», «Что будет, если. ?», «Разучиваем пословицу», «Нарисуй и расскажи сказку», «Сочиняем сказку», «Найди лишнее слово», «Доскажи словечко», «Найди словечко», «Что оно означает?».
Игры малой подвижности, подвижные игры
У дядюшки Трифона, Ручеек, Тише едешь, Шапка-неведимка, Молчанка, Фанты, Горелки, У медведя во бору, Гуси-лебеди, Красочка, Пустое место, Мороз-Красный нос, Гори-гори ясно, Мышеловка, День-ночь, Попади в шляпу, Кто дальше бросит, Король, Пес Барбос, Кот и мыши.
Тетрализованные игры
Игра-драматизация Теремок, Колобок.
Настольный пальчиковый театр Заюшкина избушка.
Игра-пантомима Сугроб, Медвежата, Был у зайца огород, Муравейник.
Разыгрывание по ролям стихотворения «Кузнечик» А. Апухтина, «Плачет киска…» Б. Заходера, «Киска» И. Жукова.
Литература
Русский фольклор. Песенки. «Дождик, дождик, веселей.»; «Божья коровка.».Сказки. «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н, Толсто «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна- лягушка», обр. М. Булатова; «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова; «Финист — Ясный сокол», обр. А. Платонова. Фольклор народов мира Сказки. «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского; «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).произведения поэтов и писателей России
Для заучивания наизусть. «По дубочку постучишь.», рус. нар. песня; И. Белоусов. «Весенняя гостья»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Г. Виеру. «Мамин день», пер, с молд, Я. Акима; М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»; М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова; А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый.» (из поэмы «Руслан и Людмила»); И. Суриков. «Вот моя деревня».Для чтения в лицах Ю. Владимиров. «Чудаки»; С. Городецкий. «Котенок»; В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька.»; Э. Успенский. «Разгром».Дополнительная литература. Русские народные сказки. «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Докучные сказки».Зарубежные народные сказки. «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд. пер. Н. Ходзы; «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова; «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярлина. Проза. Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»; Г, Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок»; Л. Пантелеев. «Буква „ы"»; М. Москвина. «Кроха»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов».
Совместная работа детей и родителей «Сочини свою сказку»
Цель: коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
Театрализованные игры по сказкам
Цель: расширить узкие традиционные рамки рационального мировосприятия, активизировать способность детей к образному восприятию мира людей, культуры, природы; создать благоприятную творческую атмосферу, способствующую развитию фантазии, совершенствованию речевой и поведенческой культуры; гармонизировать отношения ребёнка с внешним миром, помочь ему почувствовать себя более уверенным и защищённым в противоречивой социальной среде.
Хороводные игры
Цели: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно двигаться; быть аккуратным в движениях и перемещениях. - содействовать развитию игровой деятельности, выполнять действия в определённой последовательности.
Экскурсия в библиотеку
Цель: познакомить детей с библиотекой, заинтересовать детей на регулярное посещение библиотеки; обобщить знания детей о русских народных сказках; активизировать и развивать четкую речь; обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению; умение работать в команде.
Рисование и аппликация
Цель: способствовать накоплению и обогащению словарного запаса, развитию связной речи, умению рассказывать о созданном изображении
Сюжетно-ролевые игры
Цель – развитие у детей способности отвечать на вопросы, правильно вести диалог, формирование речевой активности в процессе игровой деятельности, побуждение к активной речевой деятельности.
Выводы
В процессе работы замечены такие изменения:
У детей повысился интерес к устному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок;
У родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют их смысл.