Елена Саянова
Проект по развитию речи детей 2–3 лет посредством малых фольклорных форм «Ладушки-ладушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта: «Ладушки-ладушки»
Тип проекта: информационно-творческий, игровой.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2022 – ноябрь 2022 г.)
Возрастная группа: 2 группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)
Участники: воспитатели, воспитанники, родители
Введение
Публикация «Проект по развитию речи детей 2–3 лет посредством малых фольклорных форм „Ладушки-ладушки“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
Фольклор - это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Самых ма-леньких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог - народ, - создал также произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.
С раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, считалок, колыбельных, сказок, стихи их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребенка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые формы фольклора (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки, стихи).
Если в первый и второй годы дети откликаются на ритм, рифму, игровые приемы потешек, то на третьем году их увлекает содержание художественного произведения, ход разворачивания событий, последовательность. У детей возникает не только способность, но и потребность понять причину и следствие описываемых событий.
Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования.
Актуальность
Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых требований к дошкольному образованию, на первый план выдвигается задача развитие ребёнка.
Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любы-ми людьми, органично вписаться в любой коллектив.
Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.
Проблема
В современном мире все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью.
Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Поскольку программа, используемая в ДОУ, не раскрывает в должной мере важности использования фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста. Изучив актуальность проблемы, разработала проект по теме: «Ладушки-ладушки» с использованием малых фольклорных форм в развитии речи детей 2-3 лет.
Цель проекта
Развитие речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора.
Задачи проекта
Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора.
Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря.
Воспитание интереса к малым фольклорным формам и эмоциональной отзывчиво-сти.
Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
Данные задачи решаются на занятиях, в организации режимных моментов и свободной деятельности.
Методы и приёмы, используемые в проекте
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
Словесный метод: коллективное чтение, прослушивание песен, сказок;
Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.
В работе с детьми 2-3 лет необходимо учитывать следующие моменты:
ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания;
в совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения;
содержание материала должно соответствовать детскому опыту;
необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала;
необходимо контролировать длительность занятий.
Ожидаемый результат:
Словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
Сформировано положительное отношение к режимным моментам;
У родителей сформировано понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап (сбор информации по проблеме):
Анализ предметной среды группы.
Изучение методической литературы по проблеме.
Формулирование целей и задач проекта.
Основной этап:
Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора.
Организация игрового взаимодействия.
Выставка книг с различными жанрами фольклора.
Рассматривание иллюстраций.
Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.
Создание игровой среды в группе ДОО на основе фольклорных произведений.
Деятельность в соответствии с тематическим планированием.
Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций для родителей.
Родительское собрание «Фольклор, как средство развития речи».
Итоговый этап:
Проведение сравнительного диагностического исследования уровня речевого развития с детьми группы.
Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на методических объединениях, педагогическом совете, размещение материалов проекта в сети Интернет, публикация статей, разработка методических рекомендаций и пр.
План работы с родителями по теме проекта «Ладушки-ладушки»
№ Мероприятие срок
Анкетирование родителей по теме проекта сентябрь
Выступление на родительском собрании «Фольклор, как средство развития речи» сентябрь
Консультация для родителей «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста», «Артикуляционная гимнастика с малышом» октябрь
Предложение родителям примерного списка малых фольклорных форм октябрь
Составление папок-передвижек по данной теме октябрь
Организация для родителей выставки детских книг с малыми фольклорными формами ноябрь
Организация конкурса-выставки «Книжка-малышка с фольклором своими руками» ноябрь
Приложение № 1
Анкета
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшей работы воспитателей по развитию речи детей с использованием фольклорных форм.
1. Знаете ли Вы что такое фольклор?
Да Нет Затрудняюсь ответить
2. Как Вы считаете, необходимо ли современному ребенку знать и пользоваться фольк-лором?
Да Нет Затрудняюсь ответить
3. Используете ли Вы фольклор в развитии вашего ребенка?
Да Нет Затрудняюсь ответить
4. Если «ДА», то какие? ___
___
5. Какие формы фольклора, по Вашему мнению, наиболее близки детям 2-3 лет? ___
___
Приложение№ 2
План ознакомления детей 2-3 лет с малыми фольклорными произведениями в ходе проекта
Задачи:
2. Приобщать детей к устному народному творчеству
3. Познакомить детей с потешками, колыбельными песнями, закличками
4. Мотивировать желание детей договаривать, повторять и рассказывать потешки, заклич-ки.
Месяц Фольклорные формы Задачи
Сентябрь Потешки: «Дождик, дождик, пуще…»,
«Водичка, водичка…»,
«Расти коса до пояса…»,
«Большие ноги шли по дороге…» 1. Познакомить детей с потеш-ками.
2. Помочь детям понять смысл потешек.
3. Способствовать запомина-нию детьми потешек и вырази-тельнму рассказыванию.
3. Стимулировать участие детей в исполнении потешек.
Октябрь Колыбельные:
«Как у нашего кота…»,
«Котик серенький…»,
«Спят луга, спят леса…» 1. Познакомить детей с жанром
колыбельной песни.
2. Дать некоторые сведения о
Назначении колыбельной пес-ни, ее отличительных
особенностях.
Ноябрь Заклички:
«Солнышко, солнышко…»,
«Дождик, дождик, кап-кап-кап…». 1. Познакомить детей со значе-нием и содержанием заклички, помочь запомнить.
2. Стимулировать детей выпол-нять движения в соответствии с текстом заклички.
Используемая литература
1. Аникин В. П. Русский фольклор. М., 1986.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для пе-дагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для пе-дагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
4. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
5. Галанова Т. В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я. ; «Академия разви-тия», 2002г.
6. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» младшая группа.
7. Елисеева Л. Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г. Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М. : АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
8. Использование интернет-ресурсов.
9. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
10. Психолого-педагогическая диагностика развития детей младшего дошкольного воз-раста: Учебно-методическое пособие/ Под научной редакцией Л. А. Федорович. Со-ставители О. В. Гнета, И. В. Макаренко, Л. А. Федорович –Кременчуг: Христианская Заря, 2008.