Наталья Николаевна Турко
Проект по развитию математических способностей у детей среднего дошкольного возраста «Математический знайка»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЗНАЙКА»
Актуальность проекта
Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием. Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи разнообразных игр через проектную деятельность.
Публикация «Проект по развитию математических способностей у детей среднего дошкольного возраста „Математический знайка“» размещена в разделах
Цель проекта : Повышение у детей младшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр, ориентировке в пространстве
Задачи:
1. Знакомить дошкольников с геометрическими фигурами и телами;
2. Развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развёрнутые игры.
3. Поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного.
4. Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.
Новизна проекта
Заключается в применении, систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В основу, которого положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по ФЭМП не только в НОД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей. Не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей. Делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Участники проекта : дети средней группы, педагоги группы, родители воспитанников.
Продолжительность проекта : долгосрочный (1 год – средняя группа).
Основные принципы реализации проекта
Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);
Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);
Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).
Основные направления и содержание деятельности
Проект - включает в себя шесть направлений, работа по которым рассчитана на один год: с детьми 4-5 лет.
“Игры дидактические, развивающие, подвижные”.
Включают в себя игры с математическим содержанием воспитывающие у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому, творческому поиску.
Логические блоки Дьнеша”.
Включают в себя специально разработанные игры и упражнения с блоками помогающие детям овладевать различными мыслительными умениями.
“Палочки Кюизенера”.
Включают в себя специально разработанные игры и упражнения позволяющие развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения.
“Художественно-творческая деятельность”.
Совместно с взрослым учатся придумывать и создавать новые игры, головоломки на основе сочетания различных видов математической и художественно – творческой деятельности (лепка, аппликация, рисование).
“Опыты и исследовательская деятельность”.
Включает в себя задания направленные на экспериментальное нахождение решения проблемы.
“Математические праздники и викторины”.
Занятия проводятся 4 раза в месяц, продолжительностью 20мин,. Организованные занятия начинаются с сентября во второй половине дня в совместной деятельности.
Индивидуальная работа в случае необходимости проводится дополнительно 1 раз в неделю не более 10–15 мин.
Основная форма работы – обучающие и развивающие игры в группах и подгруппах, а также индивидуальные занятия.
Дополнительная форма работы – консультации педагога с родителями и детьми.
Этапы реализации проекта
1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Определение основной цели
Создание развивающей среды;
1.3. Познакомить детей с геометрическими фигурами, цифрами, ориентировке во времени.
1.4. Научить находить фигуры и тела, цифры в окружающей обстановке, ориентироваться во времени.
1.5. Научит составлять описательные рассказы ориентируясь во времени (что сначала, что потом).
1.6. Познакомить с произведениями художественной литературы, где встречаются цифры, предметы округлой формы.
1.7. Подвижные игры.
2 этап - ОБОБЩАЮЩИЙ
2.1. Планирование и прогнозирование работы
2.2. Изготовление поделок, коллажей, альбомов.
2.3. Самостоятельная детская деятельность.
2.4. Деятельность родителей, задействованных в реализации проекта.
Предметно-пространственная среда
Для успешной работы необходима специально организованная предметно-пространственная среда. Центр «Занимательной математики» имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал :, наборы карточек цифр и математических знаков, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. Такими играми являются развивающие игры палочки Кюизенера, «Разрезной квадрат» Никитина, «Логические блоки Дьенеша» и др. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. Центр решает следующие задачи:
целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.
воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. В группе есть:
Занимательный и познавательный материал по математике. Логико-математические игры : «Колумбово яйцо», «Танграм», «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша»,
Наборы геометрических фигур, цифр для магнитной доски.
Комплекты цифр и математических знаков
Пеналы «Учись считать».
«Волшебные часы»- обучающая игра.
Дидактические игры: «Мои первые цифры», «Увлекательная геометрия», «Геометрические формы», «Всё для счёта» и др.
«Волшебный круг»,
Вкладыши «Геометрические фигуры», «Круги», «Квадрат».
Комплект «Математика» для детей 4-5 лет игровой материал познавательно-речевое развитие.
Рабочие тетради «Математика в детском саду» В. П. Новикова для детей 4-5 лет
Рабочие тетради «Математика – то интересно» - З. А. Михайлова.
Развивающая книга для детей 4-5 лет «Моя математика «Е. В. Соловьевой
Детский планшетный компьютер.
Работа с родителями
Взаимодействие с родителями – одно из важнейших направлений в нашей работе по созданию благоприятных условий для математического развития.
Основные задачи на начальном этапе работы с родителями:
Формировать мотивационное отношение родителей к работе с их детьми.
Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта.
Работа с родителями
Выявить запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми
Провести анкетирование родителей по организации работы по развитию математических способностей детей
Сентябрь
Обогащать родительский опыт новыми интеллектуальными играми
Оформить папку передвижку на тему: «Математика и в шутку и всерьез»
октябрь
Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, выработать у каждого родителя умения организовывать с ребенком игры по развитию математических способностей
Провести родительское собрание на тему: ««Роль развивающих игр в процессе развития элементарных математических представлений у дошкольников».
ноябрь
Провести математический КВН
Цель: Проявлять находчивость, сообразительность и смекалку. Уметь работать в одной команде
Декабрь
Беседа на тему: «Какие математические игры вы используете дома».
Цель: Обогащать родительский опыт по использованию педагогически эффективных методов математического развития дошкольников. Повышать педагогическую культуру родителей
январь
Тренинги
Цель: Дать информацию по использованию интеллектуальных игр
Февраль
Консультации и беседы с родителями на тему: «Математические игры в жизни детей», «Развитие математических способностей детей»
Март
Показать достижения детей в области математики интеллектуальных игр.
апрель
Провести День открытых дверей
Цель: Познакомить родителей с эффективными методами обучения детей и подготовке их учебной деятельности
Работа с педагогами
Повышать общую и педагогическую культуру педагогического коллектива
Выступить на педагогическом совете с сообщением на тему: «Роль занимательных игр в развитии элементарных математических представлений дошкольников»
Провести КВН среди педагогов
Обобщить опыт работы.
Выступить МО на тему: «Математическая сказка представляет»
Перспективный план работы
Средняя группa - один год обучения
Сентябрь
«Геометрические фигуры»
Закрепить названия геометрических фигур: «треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «четырехугольник»; учить классифицировать фигуры по разным признакам: величине, цвету, форме, упражнять в счете в пределах 10.
Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов.
Уточнить представления о геометрических понятиях: точке, линии прямой, линии кривой, отрезке, луче, и их основных признаках.
Картотека дидактических игр «Геометрические фигуры», блоки Дьенеша, д/и «Лото с геометрическими фигурами», «Чудесный мешочек», детский планшетный компьютер.
Октябрь
«Длинный - короткий»
Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счёте предметов, учить видоизменять фигуру путём добавления счётных палочек. Закрепить с детьми понятие «длинный», «короткий».
Учить измерять с помощью условной меры длину предмета; учить показывать 1/5, 2/5 и т. д. ; продолжать учить понимать количественные отношения между числами первого десятка и уметь «записывать» это при помощи цифр и знаков; учить классифицировать фигуру по разным признакам: величине, форме, цвету.
«Палочки Кюизенера», блоки Дьенеша, д/и «Домики дорожки»
Ноябрь
«Величина предмета»
Учить детей сравнивать предметы по величине (размер, длина, высота, ширина, используя слова: шире – уже, длиннее - короче, выше - ниже, больше – меньше. Учить путем наложения и на «глаз» сравнивать контрастные предметы.
умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по величине.
Уточнить представление детей о величине предметов, учить находить сходство предметов по признаку величины.
Картотека дидактических игр по теме «Величина».
Д/и «Посчитай-ка», «Чудесный мешочек», «Разложи по размеру», «Четвертый лишний».
Блоки Дьенеша.
Декабрь
«Цветной город»
Развивать умения сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.
Закрепить представление о геометрических фигурах, умений сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.
Д/и «Математические планшеты», «Цвет, форма, размер», «Подбери по цвету и форме».
Январь
«Выше – ниже»
Развивать представление «высокий», «низкий», «выше», «ниже», «слева», «справа», «между».
Формировать у детей представление о свойствах предметов по величине: высокий – низкий. Формировать умение сравнивать предметы по высоте.
Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.
Игра «Высокий- низкий». Картотека дидактических игр по теме «Величина»
Февраль
«Гулливер и лилипуты»
Закреплять умение последовательно обследовать и описывать форму предметов с помощью тактильных ощущений.
Закрепить умение различать количество предметов, используя слова один, много. Продолжать учить детей понимать количественные отношения между числами в пределах 10; «записывать» при помощи знаков «>» и «<» и читать «записи»; познакомить детей со знаками «=» (равенство, неравенство); закрепить временные представления; учить называть «соседей» данного числа.
Д/и «Чудесный мешочек», «Большие и маленькие», «Противоположности».
Палочки Кюизенера.
Март
Пространство
Упражнять детей в нахождении местоположения: «впереди», «сзади», «слева», «справа», «перед», «за».
Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве, пользоваться словами: «слева», «справа», «внизу», «между»; употреблять слова: «ближе», «дальше»; упражнять в счёте; закрепить названия дней недели.
Картотека дидактических игр.
Д\и «Угадай, что изменилось».
Апрель
Счет
Закрепить количественный счет, умение соотносить число с количеством предметов.
Учить детей составлять число из двух меньших чисел; упражнять в обратном порядке счета; упражнять в счете по составленной мерке: счет двойками, тройками.
Палочки Кюизенера, д/и «Циферки», «Разноцветный счет».
Детский планшетный компьютер.
«Веселый поезд»
Май
Часть и целое
Формировать целостное восприятие предмета.
Учить детей делить целое на 2 и 4 равные и неравные части.
Вкладыши- геометрические фигуры, д/и «Часть- целое», «Составь фигуру», «Сложи узор».
Ожидаемые результаты:
– измеряют величины различными условными мерками;
– уверенно решают задачи на геометрическое построение и перестроение при помощи палочек;
– обследуют фигуры, выделяя их основные признаки;
– умеют словесно описывать фигуру;
– имеют широкий кругозор, умеют наблюдать, анализировать;
– классифицируют предметы по двум свойствам;
– активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;
– придумывают новые варианты игр, сюжетов совместно с взрослыми и другими детьми.
Список литературы
1. Логика и математика для дошкольников.
2. Е. А. Носова. Р. Л. Непомнящая. “Детство-Пресс”. 2006 г
3. Программа развития и воспитания детей в детском саду.
4. В. И. Логинова. Т. И. Бабаева. и др. Детство-Пресс. 2010 г.
5. Методические советы к программе “Детство”Детство-Пресс. 2007 г.
7. Как работать с палочками Кюизенера. Л. Д. Комарова. М. : 2008 г.
8. Комплект “Ступеньки к школе”. М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. Дрофа. 2000 г.
“Учимся находить одинаковые фигуры”; “Азбука счета”; “Цвет”; Учимся находить противоположности”; “Развиваем логическое мышление и память”.
9. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Детство-Пресс. 2007 г.