Нафига Галямова
Проект по ранней профориентации «Сбербанк»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по ранней профориентации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей № 10 «Кораблик» города Лесосибирска (МБДОУ «Детский сад № 10 «Кораблик»)
Проект по ранней профориентации : «СБЕРБАНК»
краткосрочный, групповой, социально - познавательный
(с 01.02.2021 –по 24.02.2021г)
Автор проекта :
Публикация «Проект по ранней профориентации „Сбербанк“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Галямова Нафига Шафигулловна, воспитатель, высшая категория
г. Лесосибирск 2021 год
Работать в банке я хочу,
Эта работа не всем по плечу!
Нужно очень много знать:
Нужно деньги выдавать,
Нужно деньги принимать,
Оформлять кредиты,
С людьми не быть сердитым.
Нужно хорошо учиться,
Чтоб ни в чем не ошибиться.
Нет на работе свободной минутки
Работа в банке — это не шутка!
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА :
Экономическое воспитание детей дошкольного возраста – глобальная социальная проблема, неотделимая от ребенка с самых ранних лет его жизни.
В процессе перехода к системе рыночных отношений возросла социальная необходимость в формировании слоев населения, способных адаптироваться к изменяющейся социально-экономической среде. Это становится возможным лишь на основе приобретения экономических знаний, экономической грамотности и соответствующей культуры поведения.
Сегодня экономическая подготовка стала необходимым условием любой целесообразной деятельности. До недавнего времени экономические проблемы не затрагивали дошкольника. Однако, сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы воспитанник уже в дошкольном возрасте знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать осознанный выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники.
Составным элементом экономического воспитания является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам.
Дети могут наблюдать за востребованностью услуг банка, но не имеют достаточно знаний в данной области. В связи с этим, в рамках ранней профессиональной ориентации, возникла необходимость разработать социально-познавательный проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с различными профессиями банковских работников.
Цель: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первичными представлениями о банке и производимых им операциях, профессиями банковских работников в рамках ранней профессиональной ориентации.
Задачи:
Расширять, уточнять и конкретизировать знания детей о банке: формировать знания о банковских операциях (снятие наличных, перевод денежных средств, оплата разных услуг, познакомить с профессиями людей, работающих в банке (администратор, кассир - оператор, консультант, менеджер, охранник, инкассатор, активизировать словарный запас по теме «Работник банка».
Организовать взаимодействие с родителями по теме проекта : совместное изготовление оборудования, атрибутов, пособий для познавательного центра «Сбербанк», обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Создать благоприятные условия для успешной реализации проекта.
Участники проекта :
Воспитатель, дети старшей группы «Морские звездочки», родители
Ожидаемые результаты проекта :
Дети: Расширение знаний о банке, как учреждении, которое оказывает различные услуги населению: платежи, переводы, кредиты, обмен валюты, оформление ипотеки и т. д.
Знают профессии банковских работников, различают профессии по существенным признакам, называют профессионально важные качества работника банка.
Сформированы элементарные знания об экономике и экономических понятиях.
Сформированы элементарные практические навыки в сфере банковских отношений: знание основных операций с наличными средствами.
Переносит знания о профессиональной деятельности работника банка в самостоятельную игровую деятельность.
Обладает установкой положительного отношения к разным видам труда, другим людям и самому себе: овладение нормами и правилами социального поведения, определенными умениями и навыками.
Родители: Сформированы педагогические знания и практические умения по формированию у детей экономических представлений, по ознакомлению с профессиями банковских работников.
Повышен интерес к знаниям о финансовой культуре, как части общей культуры человека.
Обогащены знания о деятельности дошкольного образовательного учреждения, которое посещает ребенок.
Развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ.
Установлено единство с воспитателем в вопросах ранней профориентации своего ребенка.
Укрепление детско-родительских взаимоотношений.
Для воспитателя:
Сформированы профессиональные компетенции по ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Разработан учебно-методический комплект: конспекты НОД, картотека различных игр экономического содержания, досуговых и образовательных мероприятий, консультации, презентации.
Проведены образовательные и досуговые мероприятия.
Обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме проекта.
Обеспечена психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах ранней профориентации своих детей.
Этапы реализации проекта.
1 этап – Организационный:
Изучение методической литературы, интернет – ресурсов.
Определение темы, цели, задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
Обсуждение с родителями содержания проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для его реализации, определение содержания деятельности всех участников проекта Подготовка методического материала:
Подборка художественной литературы, иллюстрированного и игрового дидактического материала;
Создание предметно – развивающей среды.
2 Этап – основной, практический:
Реализация проекта через различные образовательные области
Воспитатель и дети:
Познавательно-речевое развитие:
Рассказы воспитателя на темы: «Профессия - кассир-оператор», «Профессия - кредитный менеджер», «Профессия - консультант банка», «Охранник банка», «Инкассаторская служба»
Беседы:»Что такое деньги», «Зачем человеку деньги?»,»Что такое банк, его функции», «Кто работает в банке?»; «Валюта в разных странах», «Семейный бюджет: пополнение и распределение»; «Как я побывал в банке», «Для чего нужен банковский терминал»,
Проигрывание ситуаций: «Вежливый администратор», «Разговор консультанта с клиентом», «Работа кассира», «Разговор менеджера с клиентом», «Работа инкассатора», «Как оплатить квитанцию по квартплате в банке», «Как оформить кредит», «Как работает банкомат», «Оплата за детский садик», «Помоги бабушке получить пенсию и заплатить за квартиру».
Рассматривание альбомов: «Банк, сотрудники», «Города на купюрах», «Банки Лесосибирска»
Просмотры мультфильмов «Золотой ключик, или приключение Буратино»; «Уроки тетушки Совы. Осторожно: деньги!» (8-я серия, «Уроки тетушки Совы. Банк» (10-я серия,
Д/ игры: «Какой»,»Кому что нужно для работы» «Орудия труда служащих банка», «Кто что делает»
«Сделай покупку», «Рынок одного товара», «Цепочка экономических слов»
Строительные игры: «Строим новое здание банка»,
«Мебель для служащих банка».
Речевое развитие: Составление детьми рассказов на темы: «Как я с родителями ходил в банк», «Я – работник банка».
Художественная литература: Чтение сказки Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены», Т. В. Грекова «Сказка о монетках»,
Кнышов Л. «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»; Кларина Л. «Уроки Гнома Эко-нома и Феи Экономики»,
Лада И. «Новый дом»,
Бомент А. «Дом, в котором мы живем»,
Габе Д. «Работа»,
Липсиц И. «Удивительные приключения в стране экономики»,
Корчак Я. «Маленький бизнесмен»,
«Сказочное путешествие Экономикса и его друзей»
Художественно-эстетическое развитие:
Лепка «Монеты», аппликация «Банковские карты», рисование на тему «Предметы банка».
Воспитатель и родители:
Создание маркера игрового пространства «Сбербанк» :
Терминал «Банкомат», банковские карты, паспорта на каждого ребенка, буклеты, сейф, машинка для проверки денег на подлинность, изготовление денег, изготовление табличек - стоек, бейджики с наименованием специалистов, сумка инкассатора, спецформа служащих: галстуки зеленого цвета, накидка охранника, накидка инкассатора, атрибуты: компьютер, телефоны, бланки, ручки, кредитные карточки, квитанции на оплату коммунальных платежей, карточки для оформления кредитов ( с схематичным изображением: кредит на приобретение жилья, кредит на приобретение автомобиля и т. д.)
Участие в выставке кукол «Профессии»
Изготовление ширмы «Сбербанк»
Оформление видеоролика «Моя мама – сотрудник банка»
Консультации: «Зачем дошкольникам экономика» «Полезные привычки в быту — тоже экономика»
Родители и дети:
Беседы: «Профессии родителей», «Услуги банка» (какими услугами пользуются родители (ипотечный кредит, кредит на покупку машины, мебели, оплата за коммунальные услуги и т. д., «Семейный бюджет», «Доходы, расходы»
Экскурсия родителей с детьми в банк.
3 этап - Заключительный:
Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой игры «Банк».
Мониторинг: Диагностирование знаний у детей по теме
Презентация проекта «Сбербанк» на педсовете
Литература
1. Аблитарова А. Р., Саганджиева Э. Ш. Базисные экономические представления детей как педагогическая проблема в дошкольном образовании // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 36-39.
2. Богомолова М. И. Исходные аспекты экономического воспитания детей // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Материалы научно-практической конференци. Часть 1 / Под ред. О. В. Дыбиной, О. А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2006. – С. 29-34.
3. Дыбина О. В. Сидякина Е. А. Мир экономики глазами ребенка. Методический материал. – Тольятти, 2000.
4. Калмыковская М. Как знакомить детей с денежными знаками // Обруч, 1999. - №1. – С. 24-26.
4. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. - М. : Сфера, 2002.
5. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (4-7 лет) Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2011.
6. Поварницина Г. П., Киселева Ю. А. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. – Волгоград, Учитель, 2019.
7. Попова Т. Волшебный банкомат. Детям об экономике. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019.
8. Смоленцева А. А., Моисеева М. А. Экономическое воспитание дошкольника. Методические рекомендации. - Н. Новгород, 1999.
9. Узорова О. В., Нефедова Е. А. : 350 упражнений для развития логики и внимания. – М. : АСТ, 2017.
10. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ