Надежда Климовских
Проект по работе с семьей «Папа и я читаем всегда!»
▼ Скачать + Заказать документы
Не давно мне посчастливилось стать участником городского конкурса реализованных проектов для педагогов детских садов и школ "Молодая смена". Я представляла реализованный проект по работе с семьей.
Участники: МАДОУ «ЦРР – детский сад № 49» г. Перми,
воспитатель средней группы Климовских Н. Н., дети, семьи воспитанников.
По срокам реализации: долгосрочный (октябрь 2012 – апрель 2013г)
По составу участников: групповой проект
Публикация «Проект по работе с семьей „Папа и я читаем всегда!“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Партнеры: дети и воспитатели групп ДОУ, руководство ДОУ.
Актуальность проекта :
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. К сожалению, воспитательскую роль в основном выполняют мамы, а папы остаются в стороне.
Помочь папам установить дружеские отношения со своим ребенком поможет семейное чтение. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Многие мужчины уверены, что уход за ребенком — не мужская работа. Это неправильное представление. Можно быть нежным отцом и настоящим мужчиной одновременно. Известно, что духовная близость и дружеские отношения между отцом и детьми оказывают благотворное влияние на характер ребенка и на всю его последующую жизнь. Но так ли легко достичь духовной близости и взаимопонимания между папой и ребенком. Часто случается так, что отцы боятся того, что их дети, особенно сыновья, не станут любить их, если они будут слишком строгими. Поэтому они стараются в воспитании отойти на задний план. Исследования ученых — психологов и педагогов — показывают, что дети, как правило, меньше любят тех родителей, которые стоят в стороне от их воспитания.
Цель: оказание помощи родителям в осознании ценности семейного чтения, как средства воспитания и развития ребенка, как способа духовного сближения детей и родителей.
Задачи:
• создать условия для взаимодействия всех участников педагогического процесса по приобщению детей к художественной литературе;
• способствовать поддержанию традиций семейного чтения при участии пап;
• воспитывать бережное отношение к книге.
Ожидаемый результат:
• участие па в мероприятиях ДОУ;
• повышение интереса детей и пап к художественной литературе;
• возрождение традиции семейного чтения;
• обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе;
• повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
План мероприятий по реализации проекта :
Организационный этап
(октябрь – ноябрь2012 год)
1. Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.
2. Провести анкетирование родителей (пап).
3. Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
4. Разработать перспективное планирование по взаимодействию с папами.
5. Обновить развивающую среду. Провести педагогическую диагностику с детьми на начальном этапе.
Практический этап
(декабрь 2012г. – апрель 2013г.)
1. Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
2. Внедрить новые формы работы с детьми.
3. Внедрить перспективный план взаимодействия с папами.
4. Провести консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя.
5. Осуществить контроль реализации проекта.
Заключительный этап
(май – июнь 2013 года)
1. Провести педагогическую беседу (диагностику) детей на заключительном этапе.
2. Обработать результаты реализации проекта.
3. Оформить методические рекомендации «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению».
4. Провести презентацию проекта в рамках ДОУ.
5. Оформить выставку дидактических пособий и методических материалов.
Формы работы
с детьми с родителями с коллективом ДОУ
• Организация книжного уголка в группе;
• Дидактические игры «Сказочное домино», «Сказочные кубики», пазлы, игры-ходилки;
• Утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге»;
• Выставки детских рисунков «Сказка в дом ко мне приходит»;
• Игры-драматизации по желанию детей.
• Анкетирование родителей
(пап);
• Наглядное информирование;
• Организация книжного уголка с папиной помощью;
• Мастерская по созданию книжек-малышек «Папины реки, не знают скуки»;
• Игры-драматизации c участием пап «Под грибом» (по сказке В. Сутеева);
• Наглядное информирование для родителей;
• Консультации для пап;
• Традиции «Папа- гость группы»;
• Презентация опыта семейного воспитания «Мир моего ребенка». • День открытых дверей для родителей и педагогов ДОУ ФЭМП по русской народной сказке «Колобок» с использованием образовательных областей (познание, коммуникация);
• Презентации проекта в ДОУ.
Результат проекта :
1. Созданы условия для свободного доступа родителей к книжному уголку группы:
• с помощью родителей (пап) приобретены новые книги и отреставрированы уже имеющиеся;
• создана картотека мультфильмов по литературным произведениям для детей дошкольного возраста;
2. В семьях появилась традиция читать по вечерам (согласно опросу) :
• выяснилось, дома стали читать большинство пап (70%);
• повысился интерес детей и пап к художественной литературе;
3. Появились традиции группы:
• Создана ИЗО студия по прочитанным дома книгам «Сказка в дом ко мне приходит»;
• «Папа – гость группы» (каждый четверг).
4. Дети стали бережно относиться к книгам:
• дети организовывают совместные просмотры книг в установленном месте;
• соблюдают правила обращения с книгами (брать только чистыми руками, смотрим, не рвем, не мнем, не рисуем на листах).
Проблема, возникшая в реализации проекта :
• некомпетентность пап в воспитании грамотного читателя.
Способ решения проблемы: создание детско-родительских проектов в группах ДОУ, по изучению произведений одного автора.
Цель на 2103-2014 учебный год: организовать условия для мотивации родителей к созданию детско-родительских проектов по прочитанным произведениям одного автора.
Задачи на 2103-2014 учебный год:
• Развитие совместного творчества родителей и детей; способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
• Пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни;
• Формировать навыки сотрудничества, побуждать детей правильно обращаться к взрослым с вопросами; воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
Приложение 1
Литература
• Алиева Т. Н., Антонова Т. В. Программа «Истоки» - М. : Просвещение,
2003 г.
• Гриценко З. А. Положи твое сердце у чтения - М. : Просвещение, 2000г.
• Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребёнок и книга. - М. : Просвещение, 1992.
• Доронова Т. Н. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. «Из детства – в отрочество».- М. : Просвещение, 2002 г.
• Жукова Г. Д Родительское собрание по детскому чтению. - М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.
• Жукова Г. Д. Семейное чтение в год семьи. - М: Русская школьная ассоциация, 2007
• Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу. - М. : Просвещение, 2000г
• Международный день детской книги. - Ж. : Дошкольное образование,
2010. - №6.
• Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.
• Руденко Т., Мелик -Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж. : Дошкольное образование. 2010. - №6.
• Рубан Н., Семёнова В., Смоляк АС днем рождения, писатель! Составители: сотрудники российской государственной детской библиотеки. Ж. : Дошкольное образование. 2010. - №1
• Пушкин А. С. Сказки. - М. : Детская литература, 2007г.
• Ушакова О. С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» - М. : -2010 г
Приложение 2
Анкета для родителей
Дорогие наши папы!
Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно.
1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?
- несколько книжных полок;
- книжный шкаф;
- стеллажи с книгами;
- другое
2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?
- да;
- нет;
3. Часто ли вы читаете ребенку книги?
- каждый день;
- каждый вечер перед сном;
- когда попросит;
- иногда.
4. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка
5. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений:
6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?
- да;
- нет;
- иногда;
7. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?
- да;
- нет;
- не знаю;
8. Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?
9. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?
- да;
- нет;
- не знаю;
10. Выписываете ли вы детские журналы? Какие?
11. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?
13. Читает ли ваш ребенок детские книги самостоятельно?
- да; нет.