Получи документы

Проект по предметно-пространственной развивающей среде в старшей группе детского сада

Наталья Янушина
Проект по предметно-пространственной развивающей среде в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Проект по ППРС

Паспорт проекта :

Дата заполнения: С октября 2015

Идея принадлежит: Отделу Учебных Заведений

Ведущий проекта : Недбаева Н. С.

Руководитель проекта : Болычева Т. А., Янушина Н. В

Коллектив (участники) : воспитатели, родители

Тип проекта : профессионально - направленный, познавательно – образовательный

Проблема: Разделение группового пространства на три зоны. Наполняемость зон скудная.

Публикация «Проект по предметно-пространственной развивающей среде в старшей группе детского сада» размещена в разделах

Тема проекта : Подготовка условий к ППРС согласно ФГОС

Цель проекта : Создание среды в группе для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы «Детство» Создание познавательном центре – лаборатории.

Анализ среды :

Не было разделения по трем зонам. Не полное оснащение центров. Недоступность центров и не мобильность. Не удобство и не доступность некоторых центров и их оснащение. Не правильное расположение зоны уединения.

Задачи проекта :

1. Создавать атмосферу эмоционального комфорта.

2. Создавать условия для физического развития.

3. Создавать условия для творческого самовыражения.

4. Создавать условия для проявления познавательной активности детей.

5. Создавать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно – прикладного искусства, книжных иллюстраций, музыки.

6. Создавать условия для участия родителей в жизни группы.

7. Изучение особенностей детей с педагогической и психологической точки зрения.

Структура проекта :

- Определение ППРС

- Анализ среды

- Изучение нормативных документов по ППРС и повышение компетенций

- Проектирование ППРС (план, зонирование, центры)

- Подбор методик, подходов и технологий для оснащения центров оборудованием, материалами, пособиями, игрушками и т. д.

-Учет возрастных, сензитивных периодов развития детей, их индивидуальных особенностей.

- Учет национальных, культурных и семейных традиций.

Предполагаемые результаты :

I Интеллектуальные:

К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей. К 6—7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья. В играх дети 6—7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роль. Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребенок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками. В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения четче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6—7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия, классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6—7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения. К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и формальной сторонам — важнейший итог развития дошкольника-читателя. Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путем складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.

II Материальные :

С октября по декабрь оснащение:

Мячи большие, шахматная доска, кольцеброс, набор посуды, игра «крестики- нолики», ранец школьника, карнцтовары, развивающие игры, магнитные цифры и буквы.

С января по март:

Детский дартц, скакалки, конструктор, железная дорога, кубик-рубика, магнитная мозаика, глобус, вазы, магнитная азбука, обучающие плакаты, канцелярия.

III Кадровые :

Приглашение узких специалистов, самообразование

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ИЗМЕНЕНИЮ ППРС СОГЛАСНО ФГОС:

1) Определение ППРС – система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

2) Изучение нормативных документов по ППРС и повышение компетенций

3) Проектирование ППРС (план, зонирование, центры) (приложение №1)

4) Подбор методик, подходов и технологий для оснащения центров оборудованием, материалами, пособиями, игрушками и т. д.

Предметно-развивающая среда в группе делится на функциональные центры развития ребенка.

Центр двигательной деятельности Центр

сюжетной

игры Центр

«Зона познания» (экспериментирование,природа, математика) Центр «Творческая мастерская»

(музыкальная деятельность, ИЗО деятельность, театрализованная деятельность) Центр

грамотности

- Хоккей с мячом

- дорожка

- картотека игр

- тренажер

- коврик

- гантели

- шашки

- прогулочные карты

- массажный

- шнур длинный

- мяч-попрыгунчик

- скакалка короткая

- скакалка длинная

- кегли (набор)

- кольцебросы

- обруч большой

- обруч малый

- мячи из разных материалов

- мишени

- шнур короткий

- шнур длинный

- флажки

- массажор

-гимнастика пробуждения

- большой конструктор

- весы (для игры магазин)

- мягкий пазл-коврик

- магнитная мозаика

- конструктор «бусы»

- деревянный конструктор

- инструменты пластиковые

- конструктор железный

- куклы крупные

- куклы средние

- куклы разного пола

- мягкие животные крупные и средние

- звери и птицы объемные и плоскостные

- белая шапочка

- фуражка; бескозырка

- набор чайной и кухонной посуды

- молоток

- комплекты одежды для кукол комплект постельных принадлежностей для кукол

- грузовик (крупный)

- автомобиль, автобус

- пожарная машина

- машина «скорой помощи»

- набор «железная дорога»

- кораблики, самолеты

- автомобили мелкие

- танки

- кукольная коляска

- набор медицинских принадлежностей

- телефон

- сумки, корзинки,

- предметы бытовой техники

- набор мебели для кукол

- набор парикмахерской

- атрибуты для ряженья

- зеркало

Конструирование:

-напольные конструкторы

-наборы игрушек

- конструкторы

- конструкторы серии «ЛЕГО» («Город», «Железная дорога»)

-наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования

Уголок природы

- растения

- оборудование для труда

- одежда (фартуки)

- набор для экспериментирования с песком и водой, формочки, емкости, совочки, лопатки

- Подборка из природного материала: Шишки, камешки, семена, орехи, сухоцветы,

- Подборка из бросового материала:

Математический уголок:

-домино

Пазлы

- игры на развитие памяти,времена года, профессии

, ассоциации, учреждения

- игры для развития мышления и логики, лото, плакаты обучающие (цифры, буквы, настольные игры, времена года, глобус

-набор геометрических фигур

-набор объемных геометрических тел

-развивающие игры «Цвет и форма»,

-«Каждую фигуру на свое место»,

«Играем в математику», «Парочки» и др.

-«Пазлы»,

-«Мозаики»,

-цветные счетные палочки Кюизенера;

-Кубики «Геометрический пазл», «Сложи узор»

-веревочки разной длины и толщины,

ленты широкие и узкие, линейки

-набор кубиков с цифрами

-кассы настольные

-набор карточек с изображением количества предметов и цифр Музыкальный уголок

- Музыкальные инструменты: колокольчики, погремушки, барабаны, пищалки, трещотки, дудочка. фортепиано

- шумовые коробочки

- музыкальные игры

Уголок ИЗО

- набор цветных карандашей (24 цвета)

- гуашь(12 цветов)

- гуашь (белила)

- палитра

- губки

- круглые кисти

- емкости для промывания кисти от краски

- салфетка из ткани

- пластилин

- доски (20х20)

- печатки для нанесения узора

- стеки разной формы

- салфетки

- ножницы с тупыми концами

- наборы цветной бумаги, файлы

- щетинные кисти для клея

- клеевой карандаш шариковый

- подносы

- трафареты для создания рисунка

- трубоки коктейльные, вилки, мочало для создания фона

- Пазлы «Подбери по цвету»

Театрализованная деятельность

-стенд теремок

- Перчаточные куклы разных фактур к разным сказкам

- Настольный театр

- пальчиковый театр

- Маски Сборник сценариев сказок для театрализованной деятельности Книжный уголок: художественная литература

- Книги со стихами, рассказами и т. д.

- столик для общения с книгой

- детские книги по программе и любимые книги детей

- детские журналы

- энциклопедии

- песенники

- иллюстрированные альбомы

- аудиоматериал

- Дидактический материал

- Настольно-печатные игры

- наборы картинок для обобщения и группировки

- наборы парных картинок, типа «Лото»

- логические таблицы

- наборы предметных картинок для группировки по разным признакам

- серия картинок «Времена года»

- серии картинок для установления последовательности событий

- складные кубики с сюжетными картинками

- сюжетные картинки с разной тематикой

- разрезные сюжетные картинки

- графические головоломки

- карты по мнемотехнике

- набор кубиков с буквами

Используемые методики, подходы, программы и т,д. :

Палочки Джорджа Кьюзинера, блоки Золтан Пал Дьеныша, Су-Джок, здоровьесбережение, парциальные программы, И. А. Лыкова, Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова и т. д.

Предметно-игровая среда построена так, чтобы дети могли участвовать во всем

многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских,

театральных, народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях.

Атрибутика игр для старших дошкольников более детализирована. Размер оборудования и игрушек небольшой — для игр на столе. Допустимо и крупное напольное оборудование. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись для узнавания игры: дети самостоятельно определяют, в какие игры будут играть.

В группе есть бросовый материал, пластиковая и картонная

упаковка с отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и других материалов для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов, ножницы, клей, скотч, фломастеры и другие. В группе специальное место и оборудование выделено для игротеки. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника», на следование и чередование и др. Например, для развития логики это игры с логическими блоками Дьенеша, «Логический поезд», «Логический домик», «Четвертый — лишний», «Поиск девятого», «Найди отличия».

Есть тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников.

Также представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной

деятельности.

6) Учет возрастных, сензитивных периодов развития детей, их индивидуальных особенностей.

Возраст (6 – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.

Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

Развитие воображения идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.

В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.

Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

Формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т. е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.

Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.

Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т. к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки.

Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению?

Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты:

• личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности;

интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец, произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация.

социально-психологическая готовность этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы.

7) Учет национальных, культурных и семейных традиций:

Основной контингент – дети русскоязычных семей. Обучение и воспитание в группе проводится на русском языке.

8) Привлечение родителей к созданию ППРС:

В нашей группе 5-6 активных семей и за счет взаимопонимания родители проявили помощь в оформлении ППРС, а именно центров ближайшего развития ребенка, участие в выставках и т. д.

Публикации по теме:

Информационный проект «Основы безопасности» для детей старшей группы детского садаИнформационный проект «Основы безопасности» для детей старшей группы детского сада Автор проекта: воспитатель высшей категории Мамонова Галина Петровна Участники проекта:Дети, родители, воспитатель старшей группы. Тип проекта:По.

Проект «Пряники» в подготовительной группе детского сада По доминирующей деятельности данный проект – информационно-практико-ориентированный (дети собирают информацию и реализуют ее в различных.

Проект «Космос» в старшей группе детского сада 12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики. 55 лет назад (12 апреля 1961 года) Советский Союз вывел на орбиту Земли космический.

Проект «Мы — друзья птиц» в подготовительной группе детского сада авторы проекта воспитатели Запонова Е. В., Евстюнина Л. П. Данный проект составляет часть долгосрочного эколого-краеведческого проекта «Люби.

Проект по ПДД в старшей группе «Счастливая дорога от детского сада до моего дома» Тема: Счастливая дорога от детского сада до моего дома Вид проекта: информационно - познавательный. Сроки реализации: краткосрочный Объект.

Проект в подготовительной группе детского сада «Поклонимся великим тем годам» Поклонимся великим тем годам, Тем славным командирам и бойцам, И маршалам страны, и рядовым, Поклонимся и мертвым, и живым, Всем тем, которых.

Проект в подготовительной группе детского сада «Защитники Отечества» Проблема: несформированность у детей знаний о празднике "День защитника Отечества"; о людях-защитниках Родины, живших ранее и живущих сейчас;.

Проект в средней группе №6 детского сада №64 «Русские богатыри» 2014 год Тема: Знакомство с былинами. Русские богатыри. Проблема: Какими были первые защитники земли русской. Продолжительность: среднесрочный,.

Проект «Этих дней не смолкнет слава!» в старшей группе детского сада ПРОЕКТ «ЭТИХ ДНЕЙ НЕ СМОЛКНЕТ СЛАВА!» Вид проекта: интеллектуально-познавательный. Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели,.

Экологический проект «Комнатные растения» для педагогов ДОУ в старшей группе детского сада.Экологический проект «Комнатные растения» для педагогов ДОУ в старшей группе детского сада. Паспорт проекта: Вид проекта: познавательно-практико-информационно-исследовательский. Вид проекта: краткосрочный, групповой. Участники:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по предметно-пространственной развивающей среде в старшей группе детского сада
Опубликовано: 23 октября 2016 в 14:24
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по предметно-пространственной развивающей среде в старшей группе детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Янушина (УИ 629607) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД