Наталья Янушина
Проект по предметно-пространственной развивающей среде в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта :
Дата заполнения: С октября 2015
Идея принадлежит: Отделу Учебных Заведений
Ведущий проекта : Недбаева Н. С.
Руководитель проекта : Болычева Т. А., Янушина Н. В
Коллектив (участники) : воспитатели, родители
Тип проекта : профессионально - направленный, познавательно – образовательный
Проблема: Разделение группового пространства на три зоны. Наполняемость зон скудная.
Публикация «Проект по предметно-пространственной развивающей среде в старшей группе детского сада» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Тема проекта : Подготовка условий к ППРС согласно ФГОС
Цель проекта : Создание среды в группе для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы «Детство» Создание познавательном центре – лаборатории.
Анализ среды :
Не было разделения по трем зонам. Не полное оснащение центров. Недоступность центров и не мобильность. Не удобство и не доступность некоторых центров и их оснащение. Не правильное расположение зоны уединения.
Задачи проекта :
1. Создавать атмосферу эмоционального комфорта.
2. Создавать условия для физического развития.
3. Создавать условия для творческого самовыражения.
4. Создавать условия для проявления познавательной активности детей.
5. Создавать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно – прикладного искусства, книжных иллюстраций, музыки.
6. Создавать условия для участия родителей в жизни группы.
7. Изучение особенностей детей с педагогической и психологической точки зрения.
Структура проекта :
- Определение ППРС
- Анализ среды
- Изучение нормативных документов по ППРС и повышение компетенций
- Проектирование ППРС (план, зонирование, центры)
- Подбор методик, подходов и технологий для оснащения центров оборудованием, материалами, пособиями, игрушками и т. д.
-Учет возрастных, сензитивных периодов развития детей, их индивидуальных особенностей.
- Учет национальных, культурных и семейных традиций.
Предполагаемые результаты :
I Интеллектуальные:
К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей. К 6—7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья. В играх дети 6—7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роль. Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребенок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками. В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения четче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6—7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия, классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6—7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения. К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и формальной сторонам — важнейший итог развития дошкольника-читателя. Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путем складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.
II Материальные :
С октября по декабрь оснащение:
Мячи большие, шахматная доска, кольцеброс, набор посуды, игра «крестики- нолики», ранец школьника, карнцтовары, развивающие игры, магнитные цифры и буквы.
С января по март:
Детский дартц, скакалки, конструктор, железная дорога, кубик-рубика, магнитная мозаика, глобус, вазы, магнитная азбука, обучающие плакаты, канцелярия.
III Кадровые :
Приглашение узких специалистов, самообразование
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ИЗМЕНЕНИЮ ППРС СОГЛАСНО ФГОС:
1) Определение ППРС – система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
2) Изучение нормативных документов по ППРС и повышение компетенций
3) Проектирование ППРС (план, зонирование, центры) (приложение №1)
4) Подбор методик, подходов и технологий для оснащения центров оборудованием, материалами, пособиями, игрушками и т. д.
Предметно-развивающая среда в группе делится на функциональные центры развития ребенка.
Центр двигательной деятельности Центр
сюжетной
игры Центр
«Зона познания» (экспериментирование,природа, математика) Центр «Творческая мастерская»
(музыкальная деятельность, ИЗО деятельность, театрализованная деятельность) Центр
грамотности
- Хоккей с мячом
- дорожка
- картотека игр
- тренажер
- коврик
- гантели
- шашки
- прогулочные карты
- массажный
- шнур длинный
- мяч-попрыгунчик
- скакалка короткая
- скакалка длинная
- кегли (набор)
- кольцебросы
- обруч большой
- обруч малый
- мячи из разных материалов
- мишени
- шнур короткий
- шнур длинный
- флажки
- массажор
-гимнастика пробуждения
- большой конструктор
- весы (для игры магазин)
- мягкий пазл-коврик
- магнитная мозаика
- конструктор «бусы»
- деревянный конструктор
- инструменты пластиковые
- конструктор железный
- куклы крупные
- куклы средние
- куклы разного пола
- мягкие животные крупные и средние
- звери и птицы объемные и плоскостные
- белая шапочка
- фуражка; бескозырка
- набор чайной и кухонной посуды
- молоток
- комплекты одежды для кукол комплект постельных принадлежностей для кукол
- грузовик (крупный)
- автомобиль, автобус
- пожарная машина
- машина «скорой помощи»
- набор «железная дорога»
- кораблики, самолеты
- автомобили мелкие
- танки
- кукольная коляска
- набор медицинских принадлежностей
- телефон
- сумки, корзинки,
- предметы бытовой техники
- набор мебели для кукол
- набор парикмахерской
- атрибуты для ряженья
- зеркало
Конструирование:
-напольные конструкторы
-наборы игрушек
- конструкторы
- конструкторы серии «ЛЕГО» («Город», «Железная дорога»)
-наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования
Уголок природы
- растения
- оборудование для труда
- одежда (фартуки)
- набор для экспериментирования с песком и водой, формочки, емкости, совочки, лопатки
- Подборка из природного материала: Шишки, камешки, семена, орехи, сухоцветы,
- Подборка из бросового материала:
Математический уголок:
-домино
Пазлы
- игры на развитие памяти,времена года, профессии
, ассоциации, учреждения
- игры для развития мышления и логики, лото, плакаты обучающие (цифры, буквы, настольные игры, времена года, глобус
-набор геометрических фигур
-набор объемных геометрических тел
-развивающие игры «Цвет и форма»,
-«Каждую фигуру на свое место»,
«Играем в математику», «Парочки» и др.
-«Пазлы»,
-«Мозаики»,
-цветные счетные палочки Кюизенера;
-Кубики «Геометрический пазл», «Сложи узор»
-веревочки разной длины и толщины,
ленты широкие и узкие, линейки
-набор кубиков с цифрами
-кассы настольные
-набор карточек с изображением количества предметов и цифр Музыкальный уголок
- Музыкальные инструменты: колокольчики, погремушки, барабаны, пищалки, трещотки, дудочка. фортепиано
- шумовые коробочки
- музыкальные игры
Уголок ИЗО
- набор цветных карандашей (24 цвета)
- гуашь(12 цветов)
- гуашь (белила)
- палитра
- губки
- круглые кисти
- емкости для промывания кисти от краски
- салфетка из ткани
- пластилин
- доски (20х20)
- печатки для нанесения узора
- стеки разной формы
- салфетки
- ножницы с тупыми концами
- наборы цветной бумаги, файлы
- щетинные кисти для клея
- клеевой карандаш шариковый
- подносы
- трафареты для создания рисунка
- трубоки коктейльные, вилки, мочало для создания фона
- Пазлы «Подбери по цвету»
Театрализованная деятельность
-стенд теремок
- Перчаточные куклы разных фактур к разным сказкам
- Настольный театр
- пальчиковый театр
- Маски Сборник сценариев сказок для театрализованной деятельности Книжный уголок: художественная литература
- Книги со стихами, рассказами и т. д.
- столик для общения с книгой
- детские книги по программе и любимые книги детей
- детские журналы
- энциклопедии
- песенники
- иллюстрированные альбомы
- аудиоматериал
- Дидактический материал
- Настольно-печатные игры
- наборы картинок для обобщения и группировки
- наборы парных картинок, типа «Лото»
- логические таблицы
- наборы предметных картинок для группировки по разным признакам
- серия картинок «Времена года»
- серии картинок для установления последовательности событий
- складные кубики с сюжетными картинками
- сюжетные картинки с разной тематикой
- разрезные сюжетные картинки
- графические головоломки
- карты по мнемотехнике
- набор кубиков с буквами
Используемые методики, подходы, программы и т,д. :
Палочки Джорджа Кьюзинера, блоки Золтан Пал Дьеныша, Су-Джок, здоровьесбережение, парциальные программы, И. А. Лыкова, Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова и т. д.
Предметно-игровая среда построена так, чтобы дети могли участвовать во всем
многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских,
театральных, народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях.
Атрибутика игр для старших дошкольников более детализирована. Размер оборудования и игрушек небольшой — для игр на столе. Допустимо и крупное напольное оборудование. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись для узнавания игры: дети самостоятельно определяют, в какие игры будут играть.
В группе есть бросовый материал, пластиковая и картонная
упаковка с отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и других материалов для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов, ножницы, клей, скотч, фломастеры и другие. В группе специальное место и оборудование выделено для игротеки. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника», на следование и чередование и др. Например, для развития логики это игры с логическими блоками Дьенеша, «Логический поезд», «Логический домик», «Четвертый — лишний», «Поиск девятого», «Найди отличия».
Есть тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников.
Также представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной
деятельности.
6) Учет возрастных, сензитивных периодов развития детей, их индивидуальных особенностей.
Возраст (6 – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.
Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.
Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.
Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.
Развитие воображения идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.
В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.
Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
Формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т. е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.
Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.
Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т. к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки.
Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению?
Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты:
• личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности;
интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец, произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация.
социально-психологическая готовность этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы.
7) Учет национальных, культурных и семейных традиций:
Основной контингент – дети русскоязычных семей. Обучение и воспитание в группе проводится на русском языке.
8) Привлечение родителей к созданию ППРС:
В нашей группе 5-6 активных семей и за счет взаимопонимания родители проявили помощь в оформлении ППРС, а именно центров ближайшего развития ребенка, участие в выставках и т. д.