Елена Швецова
Занятие-беседа «Куклы из бабушкиного сундука» в рамках проекта по продуктивной деятельности «Кукла моя изначальная»
▼ Скачать + Заказать документы
Кукольный дизайн. Салон «Бабушкин сундук».
5. Занятие-беседа. «Куклы из бабушкиного сундука»
Задачи. Познакомить с историей и традициями казаков, культурой и бытом кубанского казачества. Продолжить знакомство с русской народной игрушкой, выполненной из мягких материалов бесшовным способом.
Материал, инструменты, оборудование. Мультимедийное оборудование, презентация «Жизнь и обычаи кубанских казаков», макет бабушкиного сундука с различными тряпичными куклами.
Публикация «Занятие-беседа „Куклы из бабушкиного сундука“ в рамках проекта по продуктивной деятельности „Кукла моя изначальная“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
Предварительная работа. Экскурсия в музей дошкольного учреждения и знакомство с народной игрушкой; беседа о старинных детских игрушках «Куклы наших бабушек», «Моя любимая кукла», «Тряпичные куклы»; создание коллекции лоскутков; пеленание кукол и других игрушек;
Содержание совместной продуктивной деятельности педагога и детей.
Педагог в казачьем народном костюме встречает детей, приглашает в мини-музей ДОУ и предлагает посидеть рядком да поговорить ладком.
Педагог: «Дорогие ребята! Мы с вами живем в огромной и красивой стране. Скажите, как она называется? (Россия). Наша Родина – матушка-Россия. Так с любовью называли её наши предки. Дети, а как называется край, в котором мы живет? (Кубань). Это наша малая Родина.
Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Кубань увидим.
“Катись, катись яблочко по блюдечку,
Покажи нам Кубань-матушку”.
Педагог демонстрирует детям на мультимедийном экране презентацию «Наша малая Родина – Кубань!».
Каждый слайд комментируется рассказом:
(Слайд 1) Мы живем в благодатном и красивом крае. (Слайд 2).
Наша Кубань богата традициями, обычаями, обрядами и промыслами, которые сохраняются и бережно передаются из поколения в поколение. Я думаю, вам будет интересно узнать о том, как жили казаки.
А начиналось все с Указа царицы Екатерины 2. (Слайд 3). Она даровала казакам кубанские земли в благодарность за их добросовестную службу. (Слайд 4).
И потянулись обозы по пыльным степным дорогам. (Слайд 5). И стали стекаться на необжитые земли переселенцы из Запорожской Сечи - казаки-запорожцы. Так появились наши предки-казаки на Кубани.
Казаки начали обживать кубанские земли. Это была настоящая военная крепость. Они насыпали вокруг нее земляной вал, установили сторожевые вышки и орудия. Буйная река Кубань охватывала крепость с трех сторон и надежно защищала от врагов. (Слайд 6).
Обживая земли, казаки строили себе дома (жилье) их называли мазанки, хаты. Хаты строили из самана. Саман-это строительный материал, который делали из глины, соломы и воды. Месили саман лошади. (Слайд 7).
Вот так выглядело казачье подворье. (Слайд 8).
Во дворе для казачки строили печь, которую закрывали сверху соломой или камышом, называли ее КАБИЦА. (Слайд 9).
Хата внутри и снаружи обязательно белилась. Белый цвет – это символ чистоты и опрятности. Крыши крыли камышом и соломой. Пол обмазывали глиной. (Слайд 10).
Хату огораживали вот таким плетнем. (Слайд 11).
Стучимся в двери, нам открывают радушные хозяева, на Кубани встречали всегда гостей радушно. (Слайд12).
Все гости, которые заходили в дом, крестились на правый угол, красный угол его называли, где находились иконы, убранные вышитым рушником. (Слайд 13).
Рушники были украшением кубанского жилища. Их делали из тканей, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью по краю полотенца. На вышивках преобладал растительный рисунок, геометрические фигуры, парное изображение птиц. (Слайд 14).
Такие же рушники развешивались по стенам для украшения. Вышивались салфетки, скатерти, занавески. (Слайд 15-16).
На голове казака головной убор - кубанка, одет казак в бешмет – это рубашка, поверх которой одевался синий кунтуш – куртка. На куртке навешаны газыри, раньше они служили для меры пороха, а сейчас для украшения. Обязательно казак подпоясывался ремнем, украшенным металлическими накладками, на него вешался кинжал, сабля. Обут казак в шаровары, на ногах - сапоги. (Слайд 17-18-19-20).
Женщина-казачка была одета в нижнюю рубашку –спидницу, рукава и низ которой был вышит крестиком. Наверх надеты блузки и юбки с вышивками и оборками. Замужние женщины носили платок на голове или шлычки - на волос собранный в узелок одевалась шапочка. (Слайд 21-22).
Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми.
Казаки издревле сеяли пшеницу, (Слайд 23) и пекли свой хлеб. (Слайд 24).
Люди занимались гончарным делом. (Слайд 25-26-27).
Занимались кузнечным делом - каждый шестой казак был отличным кузнецом. Они ковали подковы для лошадей, оружие, сабли, плуги, лопаты, вилы и т. д. (Слайд 28).
Казаки занимались ткацким делом. Умели и половики ткать на загляденье, и рушники вышивать. В каждом дворе женщины умели плести кружева. Да какие красивые! Украшали ими полотенца, накидки. Всюду были кружевные салфетки. (Слайд 29-30).
Занимались плетением. Плели из камыша, тростника, прутьев. Мастера плели корзины, лукошки, колыбели, стулья, изгороди. Ничего подобного в то время в магазинах не было. Удобные, легкие, вместительные. Побольше – для взрослых, поменьше - для детей. (Слайд 31-32).
Девочки же с самого раннего детства приучались к хозяйству: шили, вышивали, рукодельничали, любили украшать вышивками свою одежду. (Слайд 33).
Взрослые учили их мастерить своими руками кукол, вкладывая в них частичку своего тепла и души. Тряпичных кукол берегли, хранили, передавая из поколения в поколение. (Слайд 34-35).
Как и по всей России, казаки чтили и широко праздновали календарные праздники – Рождество Христово, Масленицу, Пасху. (Слайд 36-37-38).
Сейчас на Кубани снова возрождаются традиции казачества. (Слайд 39).
Сегодня мы с вами на одно мгновение вернёмся в тот мир и познакомимся с куклами из бабушкиного сундука.
Звучит русская народная музыка, хозяюшка идёт и берёт сундучок со словами:
Посмотрите, у нас в мастерской сундук стоит,
Я уверена, много тайн он хранит.
К сундуку я сейчас пойду
Может, что-нибудь в нём найду.
Педагог достаёт тряпичные куклы и показывает детям – кукла Полешко, Пеленашка, Колокольчик, Бессонница, Зернушку, Масленницу и другие.
Педагог показывает куклы и ставит их на выставку в мини-музей ОУ.
После занятия. В свободном доступе детей находятся лоскутки и нитки, чтобы дети моли самостоятельно (по своему желанию) мастерить тряпичные куклы.
Интеграция с разными видами деятельности. Педагог создает условия для включения детьми самодельных тряпичных кукол в свободную игровую деятельность. На занятиях по развитию речи и художественной литературе дети рассказывают потешки или эпизоды русских народных сказок от лица своих кукол. Тряпичные куклы могут быть включены в театрализованную деятельность по фольклорным мотивам.