Папки-передвижки

Проект по продуктивной деятельности «Кукла моя изначальная». Часть I.

Елена Швецова
Проект по продуктивной деятельности «Кукла моя изначальная». Часть I.
▼ Скачать + Заказать документы

Проект по продуктивной деятельности . Часть

часть 2

часть 3

часть 4

часть 5

Проект

по продуктивной деятельности

Публикация «Проект по продуктивной деятельности „Кукла моя изначальная“, Часть I,» размещена в разделах

«Кукла моя изначальная»

«Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям».

В. Н. Сорока-Россинский

Автор: Швецова Елена Николаевна, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 7».

Вид проекта: информационно-творческий.

Возраст детей: 5-7 лет.

Место проведения: МБДОУ МО «Детский сад № 7»,группа старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет.

Продолжительность проекта: 3 месяца.

Вид проекта: краткосрочный проект с заданным результатом и элементами творчества для детей.

Участники проекта: дети старшей и подготовительной к школе групп, родители детей, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель, воспитатели ДОУ.

Актуальность проекта:

С введением в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) освоение интегративного подхода становится ключевой проблемой. Принцип интеграции, предполагающий взаимодействие образовательных областей, требует переориентации педагогов ДОУ с учебной модели организации образовательного процесса на совместную деятельность взрослых и детей. Деятельность, основанную на адекватных возрасту формах образовательной работы с дошкольниками – экспериментировании, проектировании, наблюдениях, введении проблемных ситуаций и др. Известно, что вышеназванные формы работы позволяют решать задачи разных образовательных областей и органично вписываются в рамки проектной технологии.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Для дошкольного периода ребенка характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено им в этот период – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребёнок приобретает важнейшие человеческие качества.

Решая проблему воспитания маленького гражданина, главная цель работы – формирование у ребёнка активной социальной позиции, воспитание гуманной, самостоятельной, интеллектуально - развитой творческой личности.

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?

Вопрос в том, как, какими методами воспитывать нравственность. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням народа, изучение его культуры и быта способствуют сохранению русских традиций и обычаев.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения культуры малой Родины, в нашем случае – Кубани.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство молодых людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Какие сказки рассказывали родители свои детям? Ответить на эти вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В основе сюжетно-ролевых игр у детей лежат боевики и конкурсы красоты. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. Учеными уже доказано, что громадные куклы, которыми «кишат» наши магазины и которые стоят больших денег, вредны для психики детей. А что может быть ближе и дороже вещи, сделанной своими руками? Я решила помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях. Но как этот процесс ознакомления сделать понятным, увлекательным и творческим? Многое о том, как жили люди в старину, детям могут рассказать книги, мультфильмы, кинофильмы, но, к сожалению, не дадут стать участником событий и проявить своё творчество. Именно поэтому в изостудии появился мини-музей текстильной куклы. Сделанные мной куклы привлекли внимание детей, и каждый ребёнок проявлял себя в умении разыгрывать сказки и сценки с использованием текстильных кукол. Более глубокое изучение истории куклы продолжилось в кружковых занятиях «Тряпичная кукла».

Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект.

Это стихотворение посвящается всем, кто воссоздаёт образ древней славянской куклы и сохраняет традиции своих предков.

"Фея кукол создавала, мастерила, колдовала.

Всё, чего она касалась - оживало, просыпалось.

И в её руках послушных обретали куклы души.

Ведь у кукол судьбы тоже с человеческими схожи.

А потом свои трофеи раздавала людям фея.

Потому что это средство, чтобы вечно помнить детство! "

Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе и понятнее детям…

Цель проекта: формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной русской куклы.

Задачи проекта:

1. Знакомить детей с устным народным творчеством и народно-декоративным искусством;

2. Воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа, укладу жизни, к своему родному краю – Кубани;

3. Формировать у детей чувство причастности к духовному наследию прошлого, чувства сопричастности с ним;

4. Формировать нравственные качества для установления положительных межличностных отношений;

5. Создавать благоприятный психологический климата в группе;

6. Способствовать сплочению детского коллектива;

7. Познакомить с историей возникновения русских тряпичных кукол-оберегов, их многообразием, изготовлением и наделением определенных качеств у каждой.

8. Обучить технике изготовления традиционной куклы и изготовить её с наделением своих качеств.

9. Проявить фантазию и творчество при изготовлении куклы, сохраняя традиции изготовления русских тряпичных кукол.

10. Развивать и обогащать знания детей о куклах, истории их возникновения, видах кукол;

11. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

12. Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов;

13. Создавать условия для творческого самовыражения детей.

Материалы и оборудование:

Прочные нитки, пряжа, различные лоскутки ткани, шитьё, кружево, тесьма, вата или синтепон, ленты, солома, лыко, ножницы, крупа, душистые лечебные травы и др.

Реализация проекта

Подготовительный этап

Гипотеза: В современном мире игрушки наших детей стилизованы под героев американских мультфильмов и ребёнок не владеет информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки.

Мы решили помочь своим воспитанникам расширить знания о традициях русского народа в использовании кукол, развить интерес к их изготовлению и использованию их в детской деятельности.

В работе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников использовались следующие методы:

1. Рассказ, объяснения педагога в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

4. Беседы с детьми о Краснодаре - столице Кубани, о культуре и быте кубанских казаков;

5. Использование презентаций «Жизнь и обычаи кубанских казаков»,»Наша малая Родина – Кубань!», «Мини-музей кукол. Куклы из бабушкиного сундука», «Русские текстильные куклы», «Наша гирлянда Дружбы», «Мастер класс Катюши. Мои куколки Кувадки за мир!», чтение детских художественных произведений, просмотр диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение);

6. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

7. «Кукольный дизайн» - привлечение детей к изготовлению образцов изделий декоративно-прикладного искусства;

Для развития нравственно-патриотического воспитания применялись следующие формы работы с детьми:

- тематические занятия;

- встречи с интересными людьми;

- выставки творческих работ;

- экскурсии;

- просмотр презентаций по темам;

- театрализованная деятельность;

- беседы;

- игры;

- праздники для воспитанников детского сада, для ветеранов, совместные праздники;

- планирование совместной работы с детьми и родителями;

- анкетирование детей и родителей;

- обсуждение проблемы с детьми, постановка цели и задач.

Продукт детской деятельности по проекту:

1. Выставка тряпичных кукол «Кукла моя изначальная», выполненных детьми.

2. Выставка рисунков на тему «Край мой казачий», выполненных детьми и родителями.

3. Создание мини-музея «Куклы-обереги».

4. Оформление альбомов «Куклы русского народа» для группы и методического кабинета.

5. Выставка семейных раритетов «Секреты бабушкиного сундука»;

6. Выпуск стенгазеты «Роль куклы в жизни ребёнка».

Публикации по теме:

Статья «Роль устного народного творчества в воспитании дошкольников»Статья «Роль устного народного творчества в воспитании дошкольников» «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически.

Весенние куклы на основе Кувадки. Семинар-практикум для воспитателей ДОУВесенние куклы на основе Кувадки. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ Весенние куклы на основе Кувадки. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Здравствуйте, уважаемые коллеги! На базе нашего дошкольного учреждения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по продуктивной деятельности «Кукла моя изначальная». Часть I.
Опубликовано: 9 июня 2014 в 14:19
+51Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по продуктивной деятельности «Кукла моя изначальная». Часть I.» (включая файлы) размещена пользователем Елена Швецова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 45.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД