Анастасия Евдокимова
Проект по правовому воспитанию дошкольников в старшей группе «Маленьким детям — большие права»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта :
Актуальность: В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка, состоящая из 54 статей и закрепляющая права ребёнка. В 1990 году наша страна ратифицировала этот важнейший международный документ. С наступлением XXI века проблема защиты детей обострилась и в мире, и в России:
Темочки:
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
1. Институт семьи и права в Российской Федерации становится всё менее популярен, растёт число неполных семей и число семей, проживающих за чертой бедности.
2. Снижается воспитательный потенциал семьи – появились «социальные сироты» - сироты при живых родителях.
3. Родители нередко используют методы физического и психологического давления на ребёнка, что наносит ущерб физическому, умственному, моральному и социальному развитию детей. При этом образование родителей значения не имеет.
4. Участились природные и экономические бедствия, вооружённые конфликты.
5. Похищение и эксплуатация детей, торговля детьми в любых целях и в любой форме принимают угрожающий характер для прогрессивного развития всего общества.
Ситуация в современном обществе отражается в первую очередь на детях. Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, независимо от политического строя и вероисповедания. Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека. Это время формирования здоровья, развития личности, время, когда ребёнок полностью зависит от окружающих его взрослых – родителей и воспитателей. Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо воспитывать у детей чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим, приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно. Всё это – основа правового воспитания дошкольников. Знание прав – щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых.
Идея проекта :
Признание ребенка полноценной и полноправной личностью, свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим, способной на собственный выбор и с пониманием воспринимающей мнения и предпочтения окружающих.
Цель проекта :
Формирование основ правового воспитания старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
Образовательные:
1. Познакомить детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека;
2. Формировать у детей представление о правах человека;
3. Сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка;
4. Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознанию своих прав;
5. Совершенствовать умение выражать своё мнение.
Развивающие:
1. Развивать умение рассуждать, сопоставлять права и правила, анализировать и делать выводы;
2. Развивать любознательность, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей;
3. Развивать воображение, речь, коммуникабельные качества.
Воспитательные :
1. Воспитывать опыт деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам;
2. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека;
3. Воспитывать уважение и терпимость, независимо от пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физического недостатка.
Задачи для родителей:
1. Улучшение детско - родительских отношений;
2. Привлечение родителей к жизнедеятельности группы, совместному сотрудничеству.
Вид проекта : Информационно – образовательный.
Время реализации проекта : долгосрочный (сентябрь - апрель).
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.
Организованная форма ознакомления с правами включает в себя : Знакомство с правами человека; Беседы на этические темы; Чтение правовых рассказов; Чтение сказок; Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры; Физкультурно-оздоровительная деятельность; Изобразительная, трудовая деятельность; Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков; Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций, конфликтов).
Этапы реализации проекта :
1 этап проекта : подготовительный.
Изучение нормативно-правовых документов по соблюдению прав ребёнка в РФ.
Создание подборки методической литературы и пособий по ознакомлению детей с правами (на имя, семью, жизнь, жилище (дом, здравоохранение, защиту от жестокого обращения и отдых).
Проведение анкетирования среди родителей с целью выявления их отношения к нарушению прав ребёнка, их юридической грамотности и компетентности.
Беседа с детьми по выявлению их представлений о собственных правах.
Разработка программы проекта «Маленьким детям – большие права» по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.
2 этап проекта : практический.
Ознакомление детей и родителей с правами ребёнка на имя, семью, жизнь, жилище (дом, здравоохранение, защиту от жестокого обращения и отдых, опираясь на Конвенцию по правам ребёнка и нормативно-правовые документы РФ по данной теме, через различные формы обучения и воспитания.
Развитие у детей нравственных представлений (забота, доброта, внимание к окружающим, ответственность за другого человека, желание защитить слабого).
Воспитание чувства самоуважения и уважения к другим.
3 этап проекта : заключительный.
Обобщение знаний детей и родителей об их гражданских правах и обязанностях.
Анализ, оценка совместной работы.
Выявление и оформление проблемы на следующий год.
Презентация проекта «Маленьким детям – большие права».
План – схема проекта :
Мероприятия Цель Сроки
1. Знакомство с правами детей (совместное занятие с работниками библиотеки школы).
Беседа: «Права детей».
Просмотр презентации: «Ваши права, дети!»
Просмотр мультфильма: «Смешарики».
2. Изучение Конвенции и нормативно-правовых документов по правам ребёнка в РФ.
3. Создание подборки методической литературы и пособий.
4. Ознакомление родителей с проектом.
5. Анкетирование родителей: «Знаете ли Вы права ребёнка?» Разработка программы проекта : «Ваши права, дети!» по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка. сентябрь
«Право на имя».
1. Беседа: «Значение имён».
2. Составление рассказа: «Моё имя».
3. Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снегурочка».
4. игра: «Имена на букву….».
5. игра: «Как растёт имя».
6. Рисование: «Цветок моего имени».
7. Огадывание загадок о сказочных героях.
8. Подвижная игра: «Угадай, кто позвал».
Консультации для родителей:«Воспитание мальчиков и девочек». Закрепление знаний о том, что у каждого человека есть имя, на которое он имеет право. сентябрь, октябрь
«Право на семью».
1. Беседа: «Моя семья».
2. Беседа: «Как зовут твоих родителей?»
3. Чтение сказки «Гуси - лебеди».
4. Составление рассказа: «Члены моей семьи».
5. игра: «Кто что делает».
6. Пословицы о семье.
7. игра: «Путешествие в будущее».
8. Рисование: «Моя семья».
Совместная деятельность с родителями «Герб семьи». Закрепление и расширение представлений о семье. сентябрь, октябрь
«Право на жизнь».
1. Беседа: «Я родился».
2. Чтение сказки: «Серая шейка».
3. игра: «Собери пазл».
4. игра: «Подумаем вместе».
5. Словесная игра: «Закончи предложение».
6. Обсуждение ситуаций: «Опасно для жизни».
7. игра: «Запомни эти номера».
8. Инценировка сказки: «Волк и семеро козлят». Закрепление знаний детей о правилах безопасной жизни. ноябрь
«Право на жильё и его неприкосновенность».
1. Беседа: «Дом, в котором мы живём».
2. Чтение сказки: «Три поросёнка».
3. Беседа: «Где живёт человек».
4. Конструирование: «Мебель для моего дома».
5. игра: «Чей дом».
6. Игровое упражнение: «Назови свой адрес».
7. «Теремок».
8.«Постройки из конструктора». Расширение представлений детей о праве на жильё и неприкосновенность. декабрь
«Право на медицинский уход и сохранение здоровья».
1. Беседа: «Почему человек болеет?»
2. Чтение: «Айболит».
3. Беседа: «Защита здоровья».
4. Лепка: «Здоровое питание».
5. Игра: «Составь свой полезный рацион».
6. Подвижная игра: «Съедобное, несъедобное».
7. игра: «Четвёртый лишний».
8. с. р. и: «На приёме у врача». Формирование убеждений о необходимости сохранения здоровья. январь
«Право на защиту от жестокого обращения, всех видов насилия и эксплуатации».
1. Беседа: «Я наказан».
2. Чтение сказки: «Золушка».
3. Чтение сказки: «Дюймовочка».
4. Рисование: «Спасатели в сказках».
5. игра: «Хорошо, плохо».
6. Решение проблемной ситуации: «Меня наказали».
7. Беседа: «Почему нельзя обзываться».
8. Игровое упражнение: «Цвета и ассоциации». Предоставление возможности подумать о различных формах насилия и выработать правила ответственного и безопасного поведения. февраль
«Право на отдых».
1. Беседа: «Отдых человека».
2. Беседа: «Мои любимые праздники».
3. Составление рассказов: «Отдых моей мечты».
4. Чтение стихотворения: Е. Благинина «Мама спит, она устала».
5. Рисование: «Подарок другу».
6. Составление рассказов: «Я придумал праздник, которого нет».
7. Пожвижная игра: «Поздравляем с днём рождения».
8. Фотовыставка: «Отдыхаем, сохраняя здоровье». Расширение представлений о том, что отдых необходим для сохранения здоровья. март
Итоговое мероприятие:
1. интегрированное занятие: «Маленьким детям – большие права».
2. презентация проекта : «Маленьким детям – большие права». Обобщение знаний детей и родителей об их гражданских правах и обязанностях апрель
Ожидаемые результаты: Дети ознакомлены в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека; Осуществляют перенос опыта знаний и представлений о правах человека в игру; У детей сформированы первоначальные правовые знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка; Возросла самостоятельность, ответственность за свои действия; Дети научились сопоставлять права и правила, анализировать и делать выводы; Дошкольники стали с уважением и терпимостью относиться к одногруппникам, независимо от пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физического недостатка.
Перспективы: Продолжать работу по формированию правового сознания, на основе разработанного плана с детьми и родителями, используя разнообразные подходы по организации детей; Составить перспективный план по данному вопросу для детей подготовительной группы; Продолжить тесное сотрудничество со специалистами детского сада по правовому воспитанию; Пополнить копилку практического и наглядного материала по социально-правовому воспитанию детей и правовому просвещению родителей.
Итоговые мероприятия проекта :
1. Интегрированное занятие «Маленьким детям - большие права».
2. Презентация проекта на круглом столе «Маленьким детям - большие права».
Конечные продукты проектной деятельности :
1. Организация выставки детских работ.
2. Презентация «Правовое воспитание дошкольников».
3. Дидактическая игра «Я и мои права».
4. Дидактическая игра «Я знаю свои права».
6. Альбом «Герб моей семьи».
7. Ширмы - передвижки: «Права детей».
8. Макет: «Мой район».