Диана Сулейманян
Проект по правилам дорожного движения «Дорожная азбука»
Актуальность проекта.
Проект, посвящен актуальной проблеме: воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города и соблюдение правил дорожного движения. Актуальность проекта связана ещё и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку. Желание постоянно открывать для себя что – то новое часто ставит детей перед реальными опасностями, в том числе и на улице. Основными причинами детского дорожно – транспортного травматизма является, незнание и нарушение правил дорожного движения.
Публикация «Проект по правилам дорожного движения „Дорожная азбука“» размещена в разделах
Вид проекта: Информационно-познавательный
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.
Сроки реализации проекта: 2 недели
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.
Цель проекта:Формирование у детей осознанного выполнения правил дорожного движения на улице. Привлечение родителей к совместной творческой деятельности по созданию карт-схем, рисунков, изготовлению игр.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей старшего дошкольного возраста потребность в усвоении правил дорожного и пешеходного движения на улице, дороге.
2. Прививать детям практические навыки ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке на дороге, через информационно-поисковую деятельность.
3. Оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребёнка и закреплению представлений о правилах дорожного движения.
4. Развивать познавательный интерес, умение детей своевременно и самостоятельно указывать на проблемную ситуацию и делиться с окружающими людьми приобретённым опытом.
5. Создавать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи.
Аннотация проекта:
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагогов, родителей, детей в рамках работы ДОУ, в которой пропагандируется осознанное соблюдение ПДД и безопасного образа жизни, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми.
Мероприятия проводятся в организованной образовательной деятельности, а также в свободное от занятий время как совместная деятельность воспитателя и детей в виде бесед, викторин, наблюдений за движением транспорта, чтения художественной литературы, отгадывания загадок, кроссвордов; развивающих, познавательных, сюжетно-ролевых, подвижных игр, игр-соревнований, оформления центра по Правилам дорожного движения в группе, а также дома совместно с родителями.
Ожидаемые результаты проекта:
1. Сформировать у детей осознанное отношение к выполнению правил поведения в современных условиях улицы, транспорта.
2. Сформировать простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение жизни и здоровья.
Мероприятия проекта:
Познавательное развитие.
Беседа: «Зачем нужны правила дорожного движения?», «Почему светофор наш помощник?», «Пешеходы и водители».
Рассматривание сюжетных картинок на тему: «Улица города», «Транспорт на улице города», «Перекрёсток», «Дети на улице города»
Настольно-печатные игры: «Умный пешеход», «Дети на улице города», «Исправь ситуацию», «Мы идём в детский сад», Умный светофор», «Лото «Дорожные знаки»,
Игровая ситуация: «Мяч покатился на проезжую часть», «Как перейти улицу?»,
НОД : «В гости к Крокодилу Гене», «Наша улица», «Путешествие с Красной Шапочкой», «Школа пешеходных наук», «Улица полна неожиданностей».
Игра-тренинг»: «Светофор», «Игры во дворе», «Пешеходный переход».
Целевая прогулка: «Правила для пешехода», «Автобусная остановка».
Художественно-эстетическое развитие
НОД (рисование): «Мой путь из дома до детского сада», «Светофор на перекрёстке», «Специальные машины на улицах города».
Создание схем безопасного пути следования.
Аппликация: «Весёлый светофорчик на пешеходном переходе», «Дорожные знаки – наши друзья».
Лепка: «Веселый свтофор».
Коллективная работа по аппликации: «Улицы нашего города».
Закрашивание раскрасок на тему ПДД.
Речевое развитие
Беседы : «Что мы знаем, мы расскажем», «Специальный транспорт», «Кто следит за порядком на дороге?», «Мой путь от дома до детского сада».
Составление сказок на воображение: Лесной светофорчик», «Незнайка потерялся на улице», «Как Светофор с Автомобилем разговаривал», «Приключения дорожных знаков».
Чтение детской литературы: Н. Носов «Автомобиль», С. Михалков «Светофор», «Моя улица», «Шагая осторожно», Я. Репин «Дорожная азбука», С. Волков «Про правила дорожного движения»
Г. Демыкина «Песенка дорожных знаков», А. Сидорова «Правила дорожного движения для детей».
Словесные игры: «Чего не стало», «Что изменилось», «Специальный транспорт», «Будь внимателен!», «Зеваки»
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры: «Поездка в общественном транспорте», «Шофер», «Автосалон», «На перекрестке».
Индивидуальные беседы: «Дорожные знаки», «Как перейти улицу?», «Сигналы светофора».
Рассказ из личного опыта на тему: «Почему нельзя бежать через улицу», «Игра на тротуаре: можно или нельзя?», «Для кого проезжая часть?», «Где мы ждём автобус, как ведём себя при этом?», «Ты вошел в автобус, что дальше?», «Ты вышел из автобуса, как перейти дорогу?».
Дидактические игры: «Как бы ты поступил?», «Можно и нельзя», «Угадай, какой знак», «Улица города», «Светофор и постовой», «Разрешается-запрещается», «Смоделируй знак», лэпбук «ПДД», «Безопасность на дороге».
Загадывание загадок на тему «ПДД», «Транспорт».
Трудовые поручения: помыть игрушки- транспорт в игровом центре, расставить дорожные знаки в уголке «ПДД».
Физическое развитие
Подвижные игры: «Светофор», «Стоп», «Найди себе пару», «Перемени предмет», «Уголки», «Перебежки», «Жёлтый, красный и зелёный», «Такси»
Физкультминутки, разминки: «Весёлые пешеходы»
«На лошадке ехали», «Велосипедисты»
Игровые упражнения:«Пешеходы – автомобили», «Переходим улицу», «Попробуем завести мотор»
Пальчиковые гимнастики: «Мы едем-едем-едем»
Взаимодействие с родителями •
Рекомендации «Дети и дорога».
Фото- отчет по проекту.
Участие в выставке в группе "Дорожные правила"
Индивидуальные консультации: «Как научить ребенка соблюдать ПДД?», «Опасность и ваш ребенок».
Достигнутые образовательные результаты:
Данный проект представляет собой систему работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения.
Знание с соблюдения ПДД помогает снизить процент дорожно – транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать ещё в раннем детстве, когда усвоенные правила в дальнейшем становятся нормой поведения.
Итог: в результате работы поставленные задачи выполнены. Цель
данного проекта достигнута частично, т. к. работа по воспитанию у детей
навыков безопасного поведения на улице, формирование сознательного
отношения к соблюдению правил дорожного движения не должна быть
одноразовой акцией. Эту работу надо проводить планово, систематически.
Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы
полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность,
реализовывал в играх и повседневной жизни.