Наталья Филюшина
Проект по познавательному развитию «Занимательные эксперименты с водой»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад № 24 «Малыш»
ПРОЕКТ
«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОДОЙ»
Время реализации проекта : 14 сентября – 28 сентября 2022 г.
Результативность проекта : создание ЛЕПБУКА «Секреты воды».
Вашему вниманию представлен проект «Занимательные эксперименты с водой».
Публикация «Проект по познавательному развитию „Занимательные эксперименты с водой“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Проекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
В рамках исследовательской работы и реализации проекта воспитанники были ознакомлены с тем, что такое вода, состояние воды, свойства воды, с помощью экспериментов определили, что вода переходит из одного состояния в другое, что вода прозрачна, не имеет формы, вкуса, запаха, цвета, узнали простейшие способы очистки воды.
Снова вода… «избитая тема» - скажете вы….Так почему же вода? Поясняю… Вода известна детям с детства, но качественно оценить ее можно только на практических групповых занятиях в дошкольном учреждении. С водой можно проводить десятки и сотни экспериментов — опыты с водой не несут никакой опасности для детей. Поэтому для исследования вода в детском саду подходит идеально по всем параметрам. Очень важно научить детей, наше будущее поколение, бережному отношению к воде. Мы не можем прожить без воды. Вода - это озера, реки, океаны, моря. Кажется, что воды на земле очень много, и ее должно хватить всем. Но это не так: пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей планете немного. И с каждым годом такой чистой воды становится все меньше, так как люди загрязняют водоемы. Исходя из этого, важно познакомить детей дошкольного возраста со свойствами воды и необходимостью бережного к ней отношения в процессе образовательной и экспериментальной деятельности.
Далее…возраст детей. Психологические особенности детей среднего возраста. Типом мышления, характерным для ребенка среднего дошкольного возраста, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Теперь ребёнка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребёнка 4-х лет становится вопрос «почему?».
Участники проекта : дети среднего возраста, воспитатель Филюшина Н. Б., родители.
Тип проекта : краткосрочный (3-4 неделя сентября)
Вид проекта : познавательный, исследовательски-творческий.
Образовательные области: познавательное развитие, социально – коммуникативное и речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Оборудование: Комплект пробирок на крутящейся подставке, емкость для воды, пробирки для экспериментов с цветными крышками, набор полых геометрических тел, стаканчики, набор пробирок на подставке (4 шт., пипетки, ложечки, воронки, мерные стаканчики с разноцветными крышками, комплект пробирок «Гигант», стол для игр с песком и водой.
Цель проекта :
Развитие у детей интереса к познанию и практическому исследованию воды, как важнейшему источнику жизни на Земле.
Задачи проекта :
Образовательные:
Уточнить и расширить представление детей о воде, как об основном источнике жизни на Земле.
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть и т. д.) путем организации опытно-экспериментальной деятельности;
Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.
Стимулировать у детей процессы познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность.
Развивающие :
Развивать любознательность и познавательную активность.
Развивать наблюдательность и творческое воображение.
Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, в процессе экспериментирования.
Повысить уровень речевой активности в процессе экспериментальной деятельностью.
Развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к воде.
Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Повысить воспитательную компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Сотрудничество с родителями.
Привлечение родителей к проведению совместно с детьми опытов с водой в домашних условиях с последующем оформлением результатов в виде альбома по проведению опытов.
Актуальность проекта
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологии обучения дошкольников. В условиях динамично меняющегося мира во все области жизнедеятельности человека внедряются новые технологии. Исследователи убеждены, что 65% современных дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует. В перспективе молодым специалистам потребуются навыки и умения из разных технологических областей, как естественных наук, так и инженерии.
Что на данный момент может заинтересовать наших воспитанников в условиях дошкольной организации? STEM-технологии. Именно они позволят педагогам новой формации вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков. Более эффективным методом, позволяющим строить педагогический процесс на основе развивающего обучения, является детское экспериментирование.
В своей педагогической практике я решила работать именно с этим образовательным модулем «Экспериментирование с живой и неживой природой». Дошкольники любят экспериментировать — эта деятельность отвечает возрастным особенностям их мышления: наглядно-образного и наглядно-действенного. Их экспериментирование сходно с игрой, а также с манипулированием предметами, которые являются основными способами познания окружающего мира в дошкольном детстве. Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах предметов и явлений, об их взаимоотношениях с другими предметами, явлениями и со средой, в которой они находятся.
Благодаря протяжённым во времени экспериментам развивается память; в связи с необходимостью совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения активизируются мыслительные процессы. Желание рассказать об увиденном, обсудить обнаруженные закономерности и выводы развивает речь. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций. Учёные отмечают положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, развитие творческих способностей и познавательного интереса к окружающему.
В области экологического воспитания метод экспериментирования особенно важен. Одной из задач воспитания экологической культуры дошкольников является ознакомление детей с взаимосвязями, существующими в природе. Именно осознание единства природы, тесной связи всего со всем, позволит ребёнку в настоящем, а главное, в будущем правильно строить свое поведение по отношению к природе.
План реализации проекта
Организационно-подготовительный этап проекта :
Определение темы, цели, задач проекта.
Определение участников проекта.
Определение содержания, методов, форм работы с детьми, родителям по проекту
Выявление у детей имеющихся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой
Подбор детских литературных произведений, видеозаписей, мультфильмов, иллюстраций о неживой природе.
Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.
Составление и создание опытов, экспериментов с водой.
Подбор подвижных и речевых игр.
Подбор дидактического материала по данной теме.
Познавательно-практический этап проекта : организация исследования в рамках проекта.
1 неделя:
Раздел Содержание Задачи
1 неделя «Знакомство с водой»
Ознакомление с окружающим миром (беседы, презентации) Беседы:
«Что мы знаем о воде»
«Для чего нужна вода?»
«Всем нужна вода»
(Приложение№1)
«Что растет в воде?»
ММ презентация
«Вода»
Уточнить значение её для всего живого. Воспитывать бережное отношение к воде.
Чтение художественной литературы Рассказы:
Н. А. Рыжова «Как люди речку обидели», Т. Крюкова «Дождик», «Маленькие человечки»,
Стихотворения:
С. Олегова «Я по воде могу ходить», «Ручеек и речка», «Что может быть в прозрачной капельке воды?»,«Берегите воду»; С. Погореловский В. Минькова «Дождик»; «Ах, ты девочка чумазая», «Замарашка» Демьянов. И., «Как умывается ёжик» Григоре В.
Заучивание потешек «Водичка, водичка», Побуждать детей внимательно слушать литературное произведение, отвечать на вопросы по содержанию, делать простейшие выводы с помощью наводящих вопросов, развивать логическое мышление, речь, фантазию и воображение.
Наблюдения в природе Наблюдения за лужами, дождиком.
Наблюдение за облаками. Уточнить признаки осени. Учить выстраивать простейшие причинно-следственные связи. Пополнять и развивать словарный запас детей, речь. Развивать внимательность, сообразительность, логическое мышление.
Игровая деятельность Дидактические игры:
«Подскажи словечко»,
«Узнай по вкусу»,
«Моем наши ручки»,
«Горячо-холодно», «Мыло мыльное»,
«Какой формы?»,
«Назови ласково»
Сюжетно-ролевые игры: «Я ухаживаю за цветами»,
Подвижные игры:
«Караси и щука»
Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности, развивать речь, моторику речевого аппарата, воображение детей, творчество, пластичность движений.
Изобразительная деятельность Рисование:
«Дождик»,
«Капелька».
(Фотоприложение) Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, учить правильно располагать предметы на листе бумаги, подбирать и смешивать краски, передавать свойства воды – в разных природных явлениях.
Экспериментальная деятельность «Какого цвета вода?»
Опыт, доказывающий прозрачность (отсутствие цвета) воды; окрашивание воды в пробирках в разные цвета. Смешивание разноцветной воды.
(Фотоприложение)
«Какой формы вода?»
Опыт, доказывающий, что собственной формы у жидкой воды нет: наливание воды в сосуды различной формы).
(Приложение № 2)
«Тонет-не тонет»
Перед опытом дети сортируют предметы по материалу, из которого они сделаны, делают предположения).
(Фотоприложение) Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
Выяснить, что вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который налита.
Выяснить, что одни предметы легче, другие тяжелее воды (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)
Консультация для родителей: «Экспериментирование с водой»
2 неделя:
Раздел Содержание Задачи
2 неделя «Свойства воды»
Ознакомление с окружающим миром (беседы, презентации) Беседы:
«Свойства воды»,
«Вода в жизни человека»,
«Если б не было воды»,
«Почему воду надо беречь?»
мультимедийные презентации
«Свойства воды»
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. Воспитывать бережное отношение к воде.
Чтение художественной литературы Рассказы: И. Ревю «Путешествие Капельки», Эстер Адам «Сказка о ручейке».
Стихотворения: «Разговор»; Т. Жиброва «Ручеек»; В. Минькова «Дождик»; А. Тараскин «Сколько я знаю дождей».
Загадки о воде. Побуждать детей внимательно слушать литературное произведение, отвечать на вопросы по содержанию, делать простейшие выводы с помощью наводящих вопросов, развивать логическое мышление, речь, фантазию и воображение.
Наблюдения в природе Наблюдения за лужами, дождиком, наблюдение за облаками. Уточнить признаки осени. Учить выстраивать простейшие причинно-следственные связи. Пополнять и развивать словарный запас детей, речь. Развивать внимательность, сообразительность, логическое мышление.
Игровая деятельность Дидактические игры:
«Где живет вода?», «Свойства воды»,
«Берегите воду»,
Сюжетно-ролевые игры:
«Умываем куклу Машу»,
Подвижные игры:
«Ручеек»,
«На болоте»
Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности, развивать речь, моторику речевого аппарата, воображение детей, творчество, пластичность движений.
Изобразительная деятельность Лепка:
«Рыбки»
(Фотоприложение) Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус.
Экспериментальная деятельность «Чем пахнет водичка и какой у нее вкус?»
(Приложение № 2)
Опыт с растворением в воде соли, сахара, лимонного сока. Свойство воды приобретать вкус и запах растворенных в ней веществ, при этом собственного вкуса и запаха вода не имеет
«Холодная, теплая и горячая вода»
Опыт по нахождению пар стаканчиков по температуре: одеть на них одинаковые по цвету крышки.
«Как очистить воду»
Опыт по фильтрованию воды через вату
(Фотоприложение) Определить вместе с детьми вкус и запах воды; подвести к выводу, что собственного вкуса и запаха вода не имеет, но являясь прекрасным растворителем, вода приобретает вкус и запах растворенных в ней веществ; познакомить детей с понятием «пресная вода», воспитывать бережное отношение к воде.
Продолжать знакомить со свойствами воды.
Познакомить с простейшим способом очистки воды.
Консультация для родителей: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Задание для родителей: провести один из опытов с водой (из консультации) в домашних условиях совместно с ребенком (Фотоприложение).
Предполагаемый результат:
- расширятся и углубятся знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;
- будет развит интерес и познавательные умения детей через экспериментальную деятельность;
- у родителей сформируется интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;
- будет воспитано бережное отношение к воде.
Результат проекта : создание лепбука «Секреты воды» : экспериментальная деятельность с фотографиями, совместные работы детей и их родителей (рисунки, аппликации, поделки, стихотворения, загадки, рассказы и сказки о воде.
Приложение № 1
Беседа: «Всем нужна вода!»
(В беседе встречается Капелька, это героиня, которая присутствует во всей работе по экспериментированию)
Цель: Формирование у детей представлений о воде, как жизненно необходимом ресурсе для всего живого
О чем будет наша беседа сегодня, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Она и в озере, она и в лужице
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, шуршит.
Что это?
Д: вода.
В: - Правильно. Сегодня мы с вами постараемся вспомнить, что мы знаем о воде, и узнать немало нового о ней.
- Где можно встретить Капельку, воду в природе?
Д: вода в луже, в тучке, болоте, озере, реке, море, океане.
В: - Сейчас мы послушаем запись, а вы скажите, что вы услышали, где живут Капельки.
Звучит фонограмма «Шум капель», «Шум дождя», «Шум моря».
Дети определяют, что они слышат.
В: Молодцы, ребята! Вы такие внимательные.
- Сейчас скажите мне - Кому нужна вода?
Д: животным, растениям, людям.
Игра: «Кому нужна вода?»
(На магнитной доске карточка с изображением воды, на столе – карточки растений, птиц, зверей, рыб, насекомых. Воспитатель ставит в центр картинку с изображением воды, и дети должны рассказать, кому из живых существ нужна вода).
В: Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна насекомым, птицам, животным, растениям.
В: А может ли человек жить без воды?
Д: нет
В: Все живые существа не могут прожить без воды. Вода – это жизнь.
В: А для чего нам нужна вода? Где мы ее используем?
Д: Вода нужна для приготовления пищи, ей моют посуду, пол, стирают одежду, поливают растения и т. д.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить
Без нее нам не прожить.
Приложение № 2
Опыт ««Чем пахнет водичка и какой у нее вкус?»
Оборудование: набор пробирок на подставке (4 шт., пипетки, ложечки, воронки, емкость с солью, песком, лимонным соком.
В: Сегодня мы с вами познакомимся с новым свойством воды и узнаем, есть ли у воды запах и какова она на вкус. Ребята, как вы думаете, какой у воды вкус?
Детям предлагается налить в стакан из графина немного чистой воды и попробовать ее на вкус. Предложить детям не спешить и немного подержать воду во рту, что бы как следует ее распробовать.
В: Какой же вкус у воды?
Д: «простой», «обычный»
В: А хотите узнать, может ли вода изменить свой вкус? Тогда, используя воронку, налейте во все пробирки воду так, чтобы сверху осталось немного места. В первую пробирку, насыпьте ложечку соли и размешайте, чтобы кристаллики соли растворились. Попробуйте воду на вкус. Что вы можете сказать?
Д: Вода стала соленой.
В: В следующую пробирку добавьте ложечку сахара. Какой вкус приобрела вода?
Д: стала сладкой.
В: В третью пробирку, используя пипетку, капните несколько капель лимонного сока и размешайте. При помощи ложечки попробуйте, какой стала вода.
Д: вода стала кислой.
В: Ребята, вы сейчас изменили вкус воды на соленый, сладкий и кислый. Но куда же делись кристаллики соли, сахара и почему не виден лимонный сок?
Д: все растворилось в воде.
В: Правильно, вода – прекрасный растворитель, она может растворять в себе некоторые вещества и приобретать их вкус. Так, например, вода в море растворила в себе большое количество соли, она соленая. Если вода чистая, не имеет никаких примесей – то она пресная. Именно пресная вода самая большая драгоценность нашей планеты, ведь именно она необходима для жизни всему живому.
В: А теперь попробуйте воду в четвертой пробирке, где ничего не растворяли.
Дети пробуют
В: А какую воду выбрали бы вы, если бы очень хотелось пить?
Д: воду из последней пробирки.
В: А сейчас давайте узнаем, есть ли у воды запах. Ученые, изучая запахи разных веществ, никогда не нюхают незнакомое вещество, приближая к нему нос, потому что это опасно. Есть такие вещества, которые уже своим запахом могут обжечь нос или глаза. Поэтому, чтобы узнать запах незнакомого вещества, они машут ладонью от пробирки к носу, что бы получился легкий ветерок, который переносит запах к носу, но не дает обжечь нос и глаза. Пусть и у вас войдет в привычку все незнакомые вещества нюхать осторожно, помогая себе ладонью (показ). Попробуйте понюхать так воду во всех пробирках. Чувствуете запах? Вода в наших пробирках не опасна. Чистая вода ничем не пахнет. В пробирке, где мы растворили лимонный сок, вода пахнет лимоном, а в остальных пробирках у воды нет запаха. Оказывается, вода – вещество без запаха, но если в ней растворить пахучие вещества, то она станет ими пахнуть. Так, лимонный сок придал воде аромат лимона.
В: Как вы думаете, почему соль и сахар не дали воде никакого запаха?
Д: Они ничем не пахнут.
Вывод: своего вкуса и запаха вода не имеет – она пресная. Но, растворяя в себе некоторые вещества, (например, соль, сахар, лимонный сок, вода приобретает их вкус, а в некоторых случаях еще и запах. Чистая вода – самая большая драгоценность нашей планеты, ведь без нее была бы невозможна жизнь на Земле. Воду нужно беречь: не загрязнять мусором водоемы, не лить попусту из кр –
Опыт «Какой формы вода?»
Оборудование: емкость с водой, набор полых геометрических тел, мерные стаканчики
В: Ребята, на столах у вас лежат предметы. Какой они формы?
Д: шар, куб, цилиндр
В: А есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос, я вам предлагаю провести следующий эксперимент. Будем наливать воду в разные емкости.
Дети наливают воду в полый шар.
В: Что мы наблюдаем, какая форма у воды?
Д: Как у шара, вода стала круглой.
Далее дети наливают воду в форму куб.
В: Что случилось с формой воды теперь?
Д: вода стала квадратной, как куб.
Дети переливают воду в форму цилиндр.
В: А теперь какую форму приняла вода?
Д: Вода стала как столб, вытянутая.
Вывод: Данный эксперимент нам показал, что вода не имеет собственной формы и приобретает форму того сосуда, в который она налита.