Перевезенцева Елена Юрьевна
Проект по познавательному развитию «Почемучки — исследователи»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 города Данкова Липецкой области
Проект по познавательному развитию
(развитие познавательно-исследовательской деятельности)
«Почемучки - исследователи»
для детей средней группы
Разработчик:
Перевезенцева Елена Юрьевна,
воспитатель первой квалификационной категории
Актуальность проекта
Публикация «Проект по познавательному развитию „Почемучки — исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2022
Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. В работе с детьми необходимо уделить большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы. При формировании основ естественно научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Ведь знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д Ушинский и другие. Обобщая собственный богатый фактический материал, Н. Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как принято считать, а экспериментирование: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования» (1997 г.). Его исследования доказали, что лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, способности обучаться в дальнейшем.
Следует учесть и возрастные особенности маленьких экспериментаторов, уровень психического развития и мышления :
• Высокая степень любознательности. Ребёнка 4–5 лет легко увлечь каким-либо предметом или процессом, вот почему знания не предлагают заучивать, а побуждают их добывать.
• Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Средние дошкольники экспериментируют осознанно, для выяснения конечного результата опытного действия. В этом возрасте дети делают первые попытки самостоятельного анализа исследования и формулировки выводов.
• Стремление к активной коммуникации. У детей появляется желание не только задавать вопросы, но и высказывать собственные предположения. К периоду старшего дошкольного возраста у них будет развита способность к выдвижению гипотез. Для формирования этого умения в средней группе важно совершенствовать навыки устной речи, проводить развёрнутые беседы познавательной направленности.
• Достаточная развитость мелкой моторики. Средние дошкольники отлично управляются с различными инструментами, приборами и мелкими элементами. Для совершенствования работы кистей обеих рук и координации движений следует задействовать в опытно-экспериментальной деятельности разнообразные материалы (песок, в т. ч. кинетический, глина, камешки и др.) и инструменты (лупы, пипетки, совочки и др.).
Гипотеза.
Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». И если в ходе реализации проекта пополним головы детей и интересным содержанием, дадим им знания, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний. это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Он по своей природе - исследователь. Чего только мы не находим в его карманах, какие только не слышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.
Главное достоинство применения этого метода заключается в том, что в процессе эксперимента:
• дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
•идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы;
•развивается речь;
•формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
• формируются трудовые навыки;
•развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности;
• укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Несмотря на многие позитивные стороны, метод экспериментирования пока не получил широкого распространения. Это объясняется следующими причинами:
• Отсутствием полных систематизированных разработок методики организации детского экспериментирования;
• Нехваткой методической литературы;
• Недостаточным информированием педагогов в области физических природных явлений и биологических связей в мире растений;
• Отсутствием специального оборудования для проведения опытов;
• Недостаточной грамотностью педагогов в выборе средств фиксации опытов.
• Многие дошкольники не проявляют устойчивого интереса к экспериментированию, отказываются от исследовательского поиска, ограничиваются простым манипулированием с предметами и материалами, при первых трудностях прекращают экспериментировать.
Именно этот факт был взят за основу проекта.
Цель проекта : Формирование у детей познавательного интереса, Обогащение опыта познавательно - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов с различными материалами.
Задачи проекта :
Для работы с детьми
1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через: наблюдения за объектами неживой природы;
2. Воспитывать экологическую культуру у детей и бережное отношение к окружающему миру.
3. Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.
4. Формировать коммуникативные навыки.
Для работы с родителями
1. Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.
2. Выполнять совместные задания по проекту.
Для педагога
1. Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
2. Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.
3. Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта.
4. Помогать детям добывать знания.
Материально – техническое обеспечение проекта :
- подборка консультативного материала для педагогов и родителей;
- разработка группового проекта, конспектов занятий, картотек и игр;
- экспериментирование;
- подбор иллюстраций, детской литературы;
- подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной
деятельности детей;
- оформление «детской лаборатории» в группе.
Технологии, формы, методы, приёмы проекта.
Беседы, дидактические игры, метод трех вопросов, игровая деятельность, продуктивная деятельность, метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении; объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами); эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т. д.); проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми; репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности; частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога; поисковый – самостоятельное решение проблем; совместное мероприятие с родителями, презентация.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
Для детей:
- у детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.
- дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.
- формируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.
Для педагога:
- обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.
- повышение теоретического и профессионального уровня педагога через овладение метода проекта в работе с детьми.
Для родителей:
- повысится уровень участия родителей в формировании у детей исследовательского поведения.
Итоговым результатом будет являться диагностика в ходе, которой определяется уровень знаний у детей и устанавливается личностный компонент.
Риски проекта.
Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях проекта.
Предупреждение рисков в реализации проекта.
- Разработка стратегий и тактики привлечение родителей.
- Опора на помощь родительского комитета.
- Высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают, зазывают,
заинтересовывают родителей.
- Изготовление наглядных пособий, атрибутов по поисково-исследовательской деятельности
своими руками с привлечением родителей.
Этапы реализации проекта :
I этап –установочный (сентябрь)
-Диагностирование детей, анализ полученных результатов;
-Анкетирование родителей;
-Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.
II этап – подготовительный (сентябрь)
-Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, основного оборудования и материала для оснащения детской экспериментальной лаборатории.
-Составление плана работы над проектом.
- Определение времени в режиме дня группы для реализации проекта.
- Разработка игр, конспектов занятий с элементами экспериментирования.
III этап – реализация проекта (октябрь – май)
Месяц Тема Формы работы Содержание работы
Сентябрь
Воздух
Экскурсия в научную лабораторию.
Исследовательская деятельность «Знакомство со свойствами воздуха» :
Опыт №1 «Поймай воздух».
Опыт №2 «Есть ли воздух в стаканчике?».
Опыт №3 «Воздух в человеке».
Опыт №4 «Есть ли запах у воздуха?».
Опыт №5 «Движение воздуха».
Опыт №6 «Слышим воздух».
Беседа «Расскажу о воздухе».
Дыхательная гимнастика «Смешные мордашки».
Игры с воздушными шарами, ленточками, вертушками, мыльными пузырями.
Рисование «Нарисуй ветер».
Бизиборд «Воздух» - самостоятельные исследования.
Уточнить представление о том,
кто такие учёные, о назначении лаборатории и культуре
поведения в ней.
Познакомить детей со свойствами воздуха: откуда берётся, как используется человеком, имеет ли форму, цвет и запах.
Дать представление о роли воздуха в жизни человека, растений, животных.
Организация самостоятельной деятельности детей.
Октябрь Песок, глина, грунт Занятие «Путешествие к Песочной фее»
Занятие «Удивительная почва»
Беседы: «Животные и песок», «Где используют песок».
Чтение Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки» : «О связи неживой и живой природы».
«Наша кормилица – земля», «Дождевой червяк»
Исследовательская деятельность
Опыт 1. «Из чего состоит песок»
Опыт 2. «Легко ли сыпется песок»
Опыт 3. «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком»
Опыт 4. «Окраска песка гуашью»
Опыт 5. «Лепим из песка»
Опыт 6. «Мокрый песок принимает любую нужную форму»
Опыт 7. «Какими свойствами обладает глина?»
Опыт 8. «Как сравнить влажный песок и влажную глину?»
Опыт 9. «Как сравнить сухой песок и сухую глину?»
Опыт 10. «Земля. Какая она?»
Опыт 11. «Есть ли в почве воздух?»
Дидактическое упражнение «Узнай на ощупь».
Моделирование из песка и глины.
Создание «Песчаных картин».
Бизиборд «Песок, глина, грунт» - самостоятельные исследования.
Расширение представлений о различных видах почвы.
Экспериментирование в игровой форме: рисование и лепка из глины и песка, игры в песочнице; экспериментирование с «живым» песком.
Дать представление о том, что песок – сыпучее вещество и состоит из мельчайших камушков, движение песка похоже на течение.
Определить, что песок впитывает и пропускает воду.
Дать представления о сходствах и различиях песка и слоя плодородной почвы. Развивать наблюдательность, коммуникативные способности, умение сравнивать.
Дать представление о глине, местах её нахождения. Развивать наблюдательность, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.
Познакомить детей со свойствами глины: размокает, мнётся, бьётся.
Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются, найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни.
Организация самостоятельной деятельности детей.
Ноябрь Опыты с различными материалами: стекло, бумага, мыло и др. Занятие «Знакомство с мелом и углем».
Занятие «Приключение карандаша».
Занятие «В мире пластмассы»
Чтение стихотворения «Бумага» С. Михалкова, К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе».
Чтение сказок «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Три поросёнка»
Исследовательская деятельность.
Опыт 1. «Бумага мнётся и шуршит»
Опыт 2. «Бумага намокает, рвётся»
Опыт 3.
Опыт 4. «Необычные кораблики»
Опыт 5. «Волшебные монетки»
Опыт 6. «Тонет – плавает»
Опыт 7. «Мыло – фокусник»
Пальчиковая гимнастика «Мышка мыла мылом лапу».
Дидактическая игра «Разные предметы»
Загадки по теме. Поговорки
Танцы с деревянными ложками, платочками из ткани.
Динамическое упражнение «Деревянные лошадки», «Резиновые мячики»
. Сформировать представление детей о свойствах мела и угля, рассмотреть данные породы, сравнить их. Организовать для детей рисование мелом и углем.
Систематизировать и уточнить представления о свойствах и качествах дерева; развивать логическое мышление.
Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная). Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги; учить определять её качества и свойства.
Познакомить со свойствами стеклянных предметов. Учить соблюдать правила безопасности в обращении со стеклом.
Узнавать предметы из металла, определять его свойство теплопроводности.
Дать детям понять, что металл тонет, а дерево нет.
Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность.
Учить соблюдать правила безопасности в обращении со стеклом, мылом.
Декабрь Свет и тень Занятие «Краденое солнце»
Занятие «В гостях у профессора Всезнайки»
Беседа «Что такое тень и что такое свет?»
Отгадывание загадок про свет и тень.
Исследовательская деятельность
Опыт 1. «Как образуется тень?»
Опыт 2. «На что похожа тень?»
Опыт 3. «Все ли предметы имеют тень?»
Опыт 4. «Свет повсюду»
Опыт 5. «Пускаем солнечные зайчики»
Опыт 6. «Игры с фонариком»
Опыт 7. «Расчёска и тени»
Игры – драматизации «Теневой театр»
Дидактическая игра «Найди картинку»
Музыкально – дидактическая игра «Найди тень музыкального инструмента»
Рисование по контуру тени.
Бизиборд «Свет и тень» - самостоятельные исследования Опыты с различными
источниками света: солнцем, лунным светом в зимнее время на вечерней прогулке, лампой или фонариком, свечой.
Опыты по расщеплению света на цвета спектра, моделирование радуги.
Игры-эксперименты в рамках театра теней.
Дать понятие о возникновении света и тени
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
Познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него
Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.
Воспитывать самостоятельность, активность.
Январь Вода, снег, лед Занятие «Ходят капельки по кругу»
Занятие «Чтение рассказа Д. Перина «Живая вода»;
Беседа по рассказу «Как люди речку обидели»
Исследовательская деятельность
Опыт №1 «Вода жидкая, она льется»
Опыт №2 «Прозрачная вода».
Опыт №3 «У воды нет запаха и вкуса».
Опыт №4 «У воды нет формы»
Чтение стихотворения Б. Заходера «Течет река».
Отгадывание загадок, заучивание потешек, стихов о воде, чтение текстов из энциклопедий с рассматриванием иллюстраций.
Исследовательская
деятельность
Опыт№1 «Замораживание воды»
Опыт №2 «Таяние снега»
Опыт №3 «В какой воде снег тает быстрее»
Опыт №4 «Сравнение кусочка льда и кусочка снега»
Чтение: Е. Благина «Снег», А. Дэви «Зима», «Снежинка», Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», М. Лесна-Раунио «Мы снежинки, мы пушинки»
Игра с водой «Тонет – не тонет», «Разноцветная вода»
Эксперименты «Цветочек распускается». «Где быстрее исчезнет вода: в тени или на солнце»
Наблюдение за облаками, сосульками, морозными узорами на окне.
Опыты с водой, льдом
П/и «Ручеек», «Мы–капельки
Наблюдение за падающими снежинками.
Рассматривание альбома «Зима».
Лепка «Снеговик» (из снега)
Рассматривание снежинок через лупу.
Игра «Пройди по следам на снегу»
Бизиборд «Вода, снег, лёд» Формировать представления о значении воды в жизни человека, продолжить знакомить детей со свойствами воды. Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Формировать представления о снеге и льде, их свойствах.
изучение процесса испарения воды.
Игры-эксперименты с водой: переливание жидкости на скорость, действия с водяными игрушками (мельницей, брызгалками)
Экспериментирование со снегом во время прогулок: наблюдение за изменением снега под куском фольги и чёрной тканью в солнечный день. Опыты по определению условий перехода от твёрдого состояния к жидкому и наоборот;
игры-эксперименты по созданию построек и фигур из снега и льда.
Февраль Живая природа
Мини-проект «Огород на окне» Беседа «Маленький росточек»
Занятие «Всё начинается с семечки»
Беседа «Солнце, воздух и вода»
Рассматривание иллюстраций растений, которые можно вырастить на подоконнике.
Чтение сказок «Вершки и корешки», «Репка»
Отгадывание загадок о растениях.
Дидактические и настольно-печатные игры «Что где растёт?», «Чудесный мешочек»
Настольный театр «Репка»
Трудовые поручения Развитие интереса детей к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений. Расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям. Экспериментирование с проращиванием семян;
опыты по наблюдению за изменением природных объектов под воздействием воды (шишки, ветки с почками, стебля с бутоном).
Развивать мелкую моторику, творческие способности детей, любознательность.
Март Магнит НОД «Магнит – фокусник»
Беседа «Использование магнита в медицине, технике, быту, группе»
Исследовательская деятельность
Опыт№1 «Притягиваются – не притягиваются»
Опыт№2 «Намагничивание предметов»
Опыт №3 «Действие магнита через разные вещества»
Фокусы: «Как достать иголку со дна стакана, не замочив рук?»; «Можно ли найти металлические предметы в песке?»
Представление для кукол «Мы – фокусники».
Бизиборд «Магнит» - самостоятельное исследование Игры-эксперименты с магнитом: притягивание металлических предметов через различные материалы (лист бумаги, картон, ткань, лист дерева, передвижение металлического предмета на поверхности стола, под которым водят магнитом, притягивание предметов, находящихся на дне сосуда с водой;
Экспериментирование с магнитной стружкой ( действие от обратного: при помощи металлического предмета собирается рассыпанная стружка).
Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами
Апрель Крупы Беседа о свойстве круп.
Занятие «Сыпучие вещества»
Чтение сказки «Золушка».
Исследовательская деятельность.
Опыт 1. «Волшебное сито»
Опыт 2. «Красим манную крупу и фасоль»
Опыт 3. «Музыкальная крупа»
Отгадывание загадок.
Сюжетно – ролевая игра «Магазин».
Игра на развитие мелкой моторики «Что пересыпать, что засыпать, что рассыпать?»
Рисование: «Тарелка с кашей, пакет с сахаром, пачка соды, тесто в кастрюле»
Экскурсия на кухню дома.
Физкультминутка подвижная игра с мячом «Варим кашу»
Пальчиковая гимнастика «Горох»
Бизиборд «Крупы» - самостоятельное исследование Формировать представление детей о некоторых видах сыпучих веществ, которые они употребляют в быту (сахарный песок, перец, мука, крупы, соль)
Познакомить детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сито. Развивать у детей самостоятельность в использовании сито.
Познакомить детей со свойствами круп с помощью красок. Развивать познавательный интерес.
Развивать чувство восприятия при звучании разных круп, а также умения использовать в игре, экспериментировании предметы – заместители.
Май Краски Слушание стихотворения «В разноцветных баночках» М. Балаева.
Занятие «Путешествие в страну красок».
Опыт 1. «Рисование на мокром листе»
Опыт 2. «Разноцветные шарики»
Опыт 3. «Как окрасить воду?»
Малоподвижная игра «Смешайте краски»
Бизиборд «Краски» - самостоятельное исследование Формирование представлений о свойствах различных видов красок: акварели, гуаши, акриловых и масляных красок.
Экспериментирование со смешиванием красок, получением новых оттенков и цветов.
Экспериментирование с рисованием на различных материалах: бумаге сухой и мокрой, снегу, ткани.
Формировать представления детей о зависимости интенсивности цвета окраски воды от количества пищевого красителя.
Тематический план работы с родителями по опытно – экспериментальной деятельности
Месяц Формы работы
Сентябрь Консультация «Чего нельзя и что можно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
Изготовление книжек – малышек «Горошек, фасоль и бобовое зёрнышко»
Создание аппликации из растений
Октябрь Рекомендации «Проведите с детьми дома то, что может удивить»
Создание домашнего огорода на окне «Весёлый лучок»
Семейная выставка «Чудеса огородные»
Ноябрь Памятка «Неизведанное рядом»
Рекомендации по созданию домашней лаборатории.
Декабрь Консультация «Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на прогулке»
Просмотр мультфильма познавательного характера «Научные опыты дома» (Чудики)
Январь Семейный конкурс «Самый интересный опыт дома»
Помощь в создание картотеки опытов – экспериментов с ребёнком в домашних условиях»
Февраль Образовательный маршрут для родителей «Такой важный воздух»
Изготовление с детьми вертушек и вееров.
Март Мастер – класс «Экспериментирование в различных видах деятельности»
Фотовыставка «Мои эксперименты дома»
Апрель Лаборатория для родителей «Как с помощью экспериментов можно познать мир» (из семейного опыта)
Папка-передвижка «Соблюдайте правила безопасности»
Май Детско – родительский досуг «В гости к профессору Знайкину»
Анкетирование родителей по итогам