Ольга Елистратова
Проект по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Крупы»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность разрабатываемого проекта :
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Публикация «Проект по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему „Крупы“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Каша. Опыты, эксперименты, исследования
- Каша. Проекты
- Крупы. Поделки из круп
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность заявленной проблемы:
На сегодняшний период в дошкольном образовании в свете ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка так же как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Цель проекта :
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Задачи экспериментальной деятельности :
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с крупами;
- развитие элементарных представлений об основных свойствах крупы.
2. Развитие умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развитие умственных способностей:
- мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа.
Социально-личностное развитие каждого ребё нка:
- коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Сроки проекта :
Проект рассчитан на 1 месяц для детей старшей группы. Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется 1 раз в неделю по 20-25 минут.
Формы работы:
1. Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
2. Фронтальная работа.
3. Индивидуальная работа.
Вид проекта : исследовательский.
Предполагаемые результаты:
В свободной атмосфере работы дети развивают свои умения:
Коммуникативные: умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею;
Манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и технологиями;
Социальные: совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина.
Игры с крупами –это универсальное средство. У каждой крупы разная текстура, разный цвет, разный запах. Дети смотрят, трогают и чувствуют запах. А вкус каши дети могут попробовать дома или в детском саду.
Перед тем как начать игры с крупами, идет предварительная работа с детьми
по ознакомлению с названием круп, их свойств. Для детей старшего возраста
–способами приготовления. Детям рассказали историю о крупах, где произростают, рассказали о пользе крупы для организма. Также используется литературное слово: сказки про кашу («Каша из топора», загадки, поговорки, стихи. Просмотр мультфильма «Геркулес».
Для этого разработаны дидактические пособия: «Какая бывает крупа», «Рассказ о каше», оформили информационный стенд в группе
«Каждая крупа, по своему хороша»
Работа с родителями:
Содержание деятельности воспитателя в процессе взаимодействия с семьей включает следующее:
-анкетирование родителей,
-ознакомление родителей с результатами мониторинга в рамках опытно-экспериментального проекта,
-участие в постоянно действующем круглом столе «Здоровый ребёнок»
-комплектование фонда справочных пособий и информационного материала для родителей в рамках проекта.
основной этап проектно-исследовательской деятельности
1. Изготовление смешариков путем наполнения воздушных шариков с помощью воронки. Цель опыта: развитие координации движения пальцев, тактильные ощущения. Умение эстетично оформлять.
2. Аппликация с помощью круп. Цель опыта: развитие общей моторики пальце рук, учить брать небольшой щепоткой крупу, развитие аккуратности в работе.
(Насыпаем крупы на рисунок придавливаем крупу, лишнюю стряхиваем)
3. Опыт на липкость, склеивание крупы-манная, гречневая, кукурузная. ( Результат работы: манная крупа хорошо склеивается, мягкая; кукурузная и гречневая рассыпаются)
4. «Волшебное сито». Цель опыта: учить просеивать разные крупы с помощью сита (кукурузная, манная, перловая, гречневая, рисовая, овсяная) Результат: манная и кукурузная крупы оказались самыми сыпучими.
5. «Подарочная баночка» Цель: развитие координации движений рук, меткости, глазомера, эстетического вкуса
Вывод: В результате работы над проектом, удалось показать, что такой современный инновационный метод обучения, как экспериментальная деятельность, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению.
- повысилась любознательность, пытливость;
- сформировались знания об определенных сенсорных эталонах;
- дети овладевают рациональными приемами обследования;
- дети активны при взаимодействии со взрослым в экспериментальном уголке;
- проявляется желание творить;
- повысился интерес к опытно -экспериментальной деятельности.