Жанна Шаманова
Проект по патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ "Я, МОЯ СЕМЬЯ, МОЙ ГОРОД!"
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В последнее время заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений: стали проводиться конкурсы на соискание гранта по организации работы по патриотическому воспитанию, конференции, появилось разнообразие методической литературы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ.
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные учреждения развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание, включающее региональный компонент. Тем не менее, ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем, поэтому педагоги самостоятельно разрабатывают и систематизируют практический материал.
С целью обеспечения нравственно-патриотического воспитания дошкольников в нашем дошкольном учреждении проводится работа на основе регионального компонента. Деятельность педагогов по патриотическому воспитанию детей включает в себя совместную деятельность педагогов, детей и их родителей.
В организации работы по данному направлению нам помог проект «Я, моя семья, мой город».
Проблемы, на решение которых был направлен проект :
отсутствие связей между поколениями, исчезновение семейных традиций;
тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка;
эмоциональное неблагополучие ребенка, приводящее к стрессам, неврозам, агрессивности у детей;
нехватка методических материалов для педагогов по изучению с детьми истории, географии, культуры города Иркутска;
отсутствие доступной литературы с разработками для родителей по изучению с детьми истории города и, как ее части, семейной истории, возрождению семейных традиций и передачи их своим детям.
Срок: учебный год
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Продукт проекта : «Путеводитель города Иркутска», изготовленный руками детей, педагогов и родителей. Путеводитель включает в себя:
• детские рисунки,
• схемы улиц города,
• фотографии города в разное время года,
• достопримечательности города (короткие рассказы для детей, рисунки, фотографии,
• информацию о музеях города (фотографии совместных выходов детей, педагогов и родителей,
• рисунки детей и рассказы родителей о предприятиях, фабриках и заводах, на которых работают родители,
• фотографии, рассказы родителей об известных людях, семьях города «Наша гордость».
Реализация проекта предусматривает наличие соответствующей развивающей среды:
в группах созданы центры краеведения, которые включают в себя: дидактические игры, методические пособия «Мой город Иркутск», «Наш край», «Деревянное зодчество Иркутска», «Музеи города»; альбомы с фотографиями «Я и мой город», «Предприятия города», «Профессии моих родителей», «Иркутск – середина земли»;
атрибуты к сюжетно–ролевым играм, макеты улиц и достопримечательностей Иркутска;
мини–музей Иркутска, в котором собраны геральдика, флаги, значки, открытки, буклеты, вымпелы, книги, газеты, фотографии, иллюстрации, рисунки детей,
Этапы проекта :
1-й этап: подготовительный
• разработка этапов проектной деятельности;
• создание предметно-развивающей среды (центров краеведения, мини-музея «Любимый город»);
• разработка примерных конспектов совместных мероприятий и экскурсий;
• разработка дидактических игр;
• оформление сюжетно-ролевых игр «Семья», «Школа», «Детский сад», «Театр», «Защитники Отечества» и др. ;
• составление сценариев праздника на темы: «С днём рождения, Иркутск!», «Мы - будущие защитники Отечества», «День Победы»; конкурс – викторина «Ты, знаешь свой город?», «Рассказы о папе», «Моя родословная»; литературные композиции «Гордость нашего города».
• выставки детских работ на тему «Мой любимый город», «Наш край», «Моя семья», «Они защищали Родину», «День Победы». Фотовыставки на тему «Я и мой город», «Туристические прогулки по городу», «Мы городом родным, должны гордиться!»;
• составление информаций, консультаций, тематических родительских собраний.
2-й этап: основной - «Деятельность педагогов, детей и родителей»
Предлагаемые мероприятия интегрируют основные направления нравственного, патриотического и умственного развития.
Кроме совместных мероприятий дети с родителями занимаются исследовательской деятельностью (узнают истории названия улиц, изучают историю города, в честь кого названы улицы, знакомятся с достопримечательностями, знакомятся с известными жителями города; проводят туристические прогулки по городу, составляют информацию о достопримечательностях, рисуют схемы округа, наблюдают красоту природы в разные времена года; составляют семейные родословные, рисуют герб семьи, составляют иллюстрированные рассказы о предприятиях города и профессиях родителей и т. д.
3-й этап: итоговый
• Презентация путеводителя - развлечение «Я, моя семья, мой город»
• Создание мини-музея в детском саду «Иркутск - любимый город»
Таким образом, созданные оптимальные условия для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через построение целостного педагогического процесса взаимодействия педагогов, детей и родителей на основе синтеза и интеграции видов деятельности помогают заложить нравственные основы и воспитанию патриотических чувств дошкольников.