Полина Потетюнко
Проект по патриотическому воспитанию «Маленькие патриоты большой страны»
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий для становления основ патриотического воспитания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морального и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, в буквальном смысле, сможет «оживить» значительную социально-коммуникативную область, благодаря чему и возникла идея разработки и реализации долгосрочного проекта «Маленькие патриоты большой страны» в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении города Ростова-на-Дону «Детский сад № 85» (далее – ДОУ).
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию „Маленькие патриоты большой страны“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2024
Важными особенностями проекта являются :
преемственность поколений;
усиление и укрепление связей между семейным и дошкольным воспитанием;
поддержка проявления у детей первичной социальной активности: желание принять участие в значимых событиях, переживание эмоций, связанных с событиями военных лет и подвигами горожан (чествование ветеранов, социальные акции и пр.).
Участниками проекта являются дети дошкольного возраста 5-7 лет, педагоги, родители, ветераны ВОВ, участники СВО. Концепция проекта – создание платформы по патриотическому воспитанию дошкольников. Для формирования чувства патриотизма очень важно обеспечить дошкольников знаниями о Родине, дать представления о родном крае, стране, народе, обычаях, истории, культуре.
Цель проекта :
воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям.
Основные задачи проекта :
знакомить детей с содержанием и расширять представления детей о государственных праздниках;
поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране;
развивать чувство гордости за достижения страны в области спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны;
развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев Отечества;
знакомить с целями и доступными практиками волонтерства в России и включать детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО и в городе (поселке);
развивать интерес детей к родному городу (поселку, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего; поощрять активное участие в праздновании событий, связанных с его местом проживания;
воспитывать уважительное отношение к Родине, к людям разных национальностей, проживающим на территории России, их культурному наследию;
поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявления красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы.
Актуальность
Своевременное и грамотное патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение людей, небезразличных к истории родной страны, её культуре, традициям и идеалам. Поэтому актуальность проекта в создании и использовании универсального мобиля «ПАТРИОТ» и обусловлена всеми этими условиями. При этом данная разработка настолько «пластична», что может позволить работать с детьми разного возраста, с разным количеством участников и, даже, может трансформироваться на разные промежутки времени. Можно адаптировать площадку мобиля под любые материально-технические условия.
Содержание проекта
Дорожная карта проекта патриотического воспитания «Маленькие патриоты большой страны» содержит календарно – тематическое планирование по нравственно – патриотическому воспитанию, где работа в данном направлении планируется по месяцам с использованием различных видов деятельности.
Принцип тематического планирования материала по патриотическому воспитанию предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам проекта «Маленькие патриоты большой страны» в определённой системе с учётом культурных, исторических традиций, осуществляя тесный контакт с семьями воспитанников, используя разнообразные практики работы.
Теоретическая значимость. Результаты работы над данным проектом расширят представления детей о Родине, мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; повысится чувство гордости за свою Родину.
Использование в работе модуля «Патриот» для педагогов будет способствовать повышению уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства в вопросах гражданско-патриотического воспитания детей.
Теги направления мобиля «ПАТРИОТ» Основные характеристики направлений (блоков) Цель работы с детьми по направлению
П «ПАМЯТЬ» представляет собой блок мероприятий, посвященных Великой Победе. Воспитание уважения к подвигу народа в годы самой страшной войны в истории человечества – Великой Отечественной.
А «АВТОГРАФ» предполагает знакомство с людьми различных профессий как гражданских, так и военных. Повышение интереса к очевидцам различных событий, профориентационная направленность, изучение событий Афганской и Чеченской войн.
Т «ТВОРЧЕСТВО» дает возможность проявить творческие задатки всех участников коллектива в различных видах искусств, посвященных патриотическому направлению. Развитие творческого потенциала, конкурсная деятельность.
Р «РОДИНА МОЯ» дает возможность знакомиться с историей городов – героев. Повышение интереса подрастающего поколения к изучению военной истории городов-героев.
И «ИГРА» включает в себя игры и квесты спортивного, военно-прикладного и патриотического направления. Привлечение к ЗОЖ и военно-прикладным дисциплинам.
О «ОТЧИЗНА» помогает выстроить работу по знакомству с государственной символикой, народами, обычаями и традициями. Формирование интереса к изучению появлению государственных символов; воспитание толерантности к народам, живущим в России.
Т «ТВОРИ ДОБРО» содержит цикл мероприятий на формирование трудовых навыков, взаимовыручки и взаимопомощи. Воспитание навыков социально-значимой деятельности.
Блок «ПАМЯТЬ» – в рамках подготовки к конкурсу «Спасибо деду за победу», происходит сплочение семьи: мамы, папы, бабушки, дедушки вместе вспоминали былое, рассматривая семейные фотоальбомы, оформляли свои семейные реликвии, готовили портрет Героя – были охвачены общим делом, их ребёнок представлял результаты семейной работы. Дети гордились своими прадедушками и прабабушками, и перед сверстниками в своих выступлениях рассказывали о прадедах – героях. Дети научились сопереживать и уважительно относиться к ветеранам, понимать, какой подвиг и какой ценой был совершен, чтобы освободить нашу Родину и родной город от врагов. В ходе работы над этим блоком дошкольники научились совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями, выступать с докладами. Родители активно принимали участие в реализации проекта, осознавали важность патриотического воспитания у детей. Все это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважении. Высокая результативность блока подтверждается активным участием воспитанников и педагогов в творческих конкурсах патриотической направленности. С целью сохранения исторической памяти и празднования 78-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне проведен праздничный концерт «Они живы пока, мы их помним». Воспитатели, педагоги и воспитанники провели кропотливую работу над подготовкой к такому ответственному мероприятию. Командная вовлеченность в работу дает высокий результат. «Если все вместе идут вперед, то успех позаботится о себе сам».
Блок «АВТОГРАФ» – в рамках реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования, вступившей в силу с 01.09.2023 года, которая ориентирует дошкольное образование на патриотическое воспитание, формирование основ гражданской и культурной идентичности дошкольников совместно с родителями проведены встречи с участниками СВО, недавно вернувшихся с мест, где участвовали в специальной военной операции. Они рассказали о том, что солдаты очень благодарны детям за поддержку, их открытки, рисунки, игрушки, которые совсем недавно воспитанники детского сада подготовили и отправили в зону СВО. Такие творческие работы согревают солдат и очень нужны всем. Никогда детям не приходилось видеть так близко настоящих военных, одетых в камуфляж и форму. Не передать, как светились глаза дошкольников, ведь рядом были настоящие солдаты: сильные, храбрые, надежные. Наши Герои говорили о том, что нужно любить и защищать свою Родину, стремиться быть сильными, смелыми, честными. Важность таких встреч неоценима в воспитании у детей патриотических чувств и формирования у родителей представлений о содержании деятельности в детском саду в рамках ФОП ДО.
Блок «ТВОРЧЕСТВО» – Результатом проектной деятельности стало активное участие воспитанников ДОУ в конкурсах и фестивалях патриотической направленности. В ходе реализации модуля «Школа маленьких патриотов» муниципального патриотического проекта «Юнармейский марш» воспитанник подготовительной группы Сухинов Прохор принял участие в районном (муниципальном) этапе городского конкурса творческих работ «Я горжусь моей семьей» и стал обладателем 2 места. Прохор читал стихотворение «Я горжусь своей семьей» автор Виктория Майнина. Участие в открытом городском конкурсе стихов и рисунков «С чего начинается Родина?» способствует формированию активной гражданской позиции подрастающего поколения, чувство гордости за свою Родину; раскрытию духовных и нравственных истоков патриотизма; в ходе подготовки к конкурсу с дошкольниками проведены тематические беседы, просмотр иллюстраций, а также виртуальная экскурсия в картинную галерею. После чего у воспитанников проявлен интерес и желание продолжить знакомство с героическими событиями нашей страны.
В рамках цикла мероприятий, посвященных 81-ой годовщине второго освобождения города Ростова от немецко-фашистских захватчиков, состоялось открытое занятие «Ростов освобождённый», где воспитанники узнали о героических подвигах советских солдат, при освобождении города в 1943 году. Видеоматериал открытого занятия был представлен на Всероссийский конкурс «Я расскажу вам о войне», где среди дошкольных образовательных учреждений, наш сад стал победителем, и награжден Дипломом Лауреата 1 степени. Конкурс театральных любительских коллективов «Браво, дети» : в районном этапе - Лауреат 1 степени литературно-музыкальная композиция и спецприз Лысенко Владимиру воспитаннику подготовительной группы № 4 и спецдиплом за лучшую режиссерскую постановку Потетюнко Полине Владимировне.
В городском конкурсе «Птицы Родного края» посвященного «Международному Дню птиц» (1 апреля 2024 г.) приняла участие Мерзленко Милана с рисунком «Птичка-Синичка», где завоевала 2 место среди дошколят.
Результатом проектной деятельности стало активное участие воспитанников ДОУ в конкурсах и фестивалях патриотической направленности.
Блок «РОДИНА МОЯ» – предусматривает знакомство дошкольников с историей Донского края, изобразительными, музыкальными, литературными произведениями, архитектурой и градостроительством Донского края, монументальной скульптурой, представляет региональный компонент художественно-эстетического образования дошкольников. В ходе реализации блока проведена видео – экскурсия (виртуальная) с использованием квест – технологий, задачами которой являются:
знакомство с понятием «виртуальная экскурсия»;
закрепление понятия: Родина, родной город, исторические памятники – достопримечательности, памятные места.
Дети и родители подготовили видеоматериал о городе Ростове-на-Дону, его достопримечательностях, памятных, дорогих и любимых местах, что воодушевило всех на создание маршрутного листа МБДОУ № 85 под названием «Большая прогулка», а также объединение всех видеороликов в большой экскурсионный видеоматериал.
Наиболее любимая тема для детей — это проведение православных календарных праздников. Наши родители стали нашими единомышленниками и помощниками в подготовке к праздникам. Наиболее яркие праздники — это Масленица и Пасха, которые особенно нравятся детям. На Масленицу обязательно печем блины для угощения детей. Праздники играли и продолжают играть большую роль в жизни людей. Они способствуют сближению всех членов семьи, родственников. Одновременно выполняют и информационную функцию патриотического воспитания.
В настоящее время мало кто из родителей приобщает детей к национальной культуре, традициям нашего народа, а возможно и не знает как это делать. Мы решили с помощью осуществления данного проекта вызвать познавательный интерес у детей и их родителей через национальную игрушку матрешку. Кукла матрешка самая древняя и популярная детская игрушка, не стоит забывать, что матрешка – это детская развивающая игрушка, матрешка удивляет собой, что же таится внутри какая она самая маленькая куколка, когда главный секрет открыт, начинается игра: ребенок учится сравнивать фигуры по высоте, размеру, цвету, объему, развивает мышление и логику, а также мелкую моторику рук. А также в ходе реализации модуля «Школа маленьких патриотов» муниципального патриотического проекта «Юнармейский марш» воспитанники приняли участие в конкурсе творческих работ «Моя военная игрушка (рисунок, поделка)» задачами которого является: формирование гражданской и нравственной позиции дошкольников, воспитание детей в духе патриотизма; популяризация творческой деятельности среди детей; реализация творческого потенциала воспитанников; формирование интереса детей к военной истории, военной техники, развитие преемственности поколений.
Блок «ИГРА» – с целью создания эмоционально положительной основы для развития патриотических чувств через народные подвижные игры, знакомства детей с играми народов, проживающих в России, а также формированию интереса и уважения к другим национальным культурам проведен праздник - фестиваль «Народов Дона дружная семья», воспитанники водили хороводы, играли в народные игры, пели песни.
Подвижные игры народов России для детей-дошкольников становятся замечательной возможностью наладить контакт друг с другом. Полученные совместно положительные эмоции и проявленная в игре взаимопомощь очень сближает детей. Именно поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, в дальнейшем это послужит основой для уважительного отношения к культурным традициям своего и других народов. Педагоги и воспитанники представляли костюмы не только русские народные, но и других национальностей. С удовольствием дошкольники наряжались в народные костюмы, рассматривали их, сравнивали с современной одеждой, находили сходства и отличия. Дети ощутили чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих в России. Благодаря участию детей, педагогов и родителей в данном мероприятии, нам удалось создать колоритную атмосферу, определяющую характер и индивидуальность каждого народа, проживающего на донской земле, познакомить дошкольников с историей, языком, обычаями, песнями, танцами, национальной кухней и элементами одежды, самобытностью многогранной российской культуры.
Дети, родители и педагоги получили взаимное удовольствие от совместной деятельности над реализацией блока «Игра». В ходе работы создалась благоприятная атмосфера сотрудничества с семьями.
Блок «ОТЧИЗНА» – в городском конкурсе чтецов и литературно-музыкальных композиций «Браво, дети!» принимал участие воспитанник подготовительной группы Уваров Даниил, исполнив стихотворение Эдуарда Успенского «Про Сидорова Вову». Даниил награжден Дипломом Лауреата 2 степени в номинации поэзия, в номинации Литературно-музыкальная композиция воспитанники МБДОУ № 85 представили номер «Жил в Ростове Витя Черевичкин», стали победителями районного этапа, а в городском туре награждены Дипломом Лауреата 2 степени. Фестиваль-конкурс призван способствовать формированию патриотических чувств у детей и молодежи через театральное искусство; развитию эстетической культуры и художественного восприятия, воспитанию нравственных и культурных ценностей у детей; пропаганде здорового образа жизни. В целях гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, активного участия детских дошкольных творческих коллективов в проведении мероприятий, посвященных 82-й годовщине первого освобождения города Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков проведен фестиваль патриотической песни среди детей дошкольного возраста «Мир глазами детей». В районном этапе фестиваля воспитанники представили номер «Родина сильна» музыка А. Церпята, слова Е. Олейник.
Блок «ТВОРИ ДОБРО» – приобщение дошкольников к ценностям нравственно-патриотической культуры будет осуществляться успешно, если работа будет реализовываться посредством театральной деятельности, а также при совместной театрализованной деятельности дошкольников и родителей в рамках семьи. В результате работы над блоком у детей сформирован более высокий уровень осмысления патриотических и нравственных ценностей, повысится нравственная культура воспитанников, у дошкольников ярче сформированы нравственные качества. Сформирована уверенность в своих силах, творческих способностей, коммуникативных навыков, уважительное отношение друг к другу. Дети проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач; Дети разыгрывают несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты); Дети понимают эмоциональное состояние героев, вступают в ролевое взаимодействие с другими персонажами; Дети выступают перед сверстниками, детьми других групп, родителями; У детей происходит развитие личностных качеств (дружеские партнёрские взаимоотношения, коммуникативные навыки). Дети проявляют интерес к истории Родины и обладают определенной базой знаний. Дети научились использовать полученные знания в театрализованных играх. В девятом городском фестивале-конкурсе детских и юношеских любительских театральных коллективов «Браво, дети!» воспитанники показали спектакль «Спишите делать добро» по мотивам сказки Валентина Катаева «Цветик-Семицветик». Дошколята награждены кубком и Дипломом Лауреата 2 степени. Итоги диагностики нравственных и патриотических понятий и норм позволяют сделать выводы о позитивных результатах планомерной и систематической работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников посредством вовлечения их в театрализованную деятельность.