Ирина Карпеш
Проект по патриотическому воспитанию «Князь Александр Невский»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Карпеш Ирина Владимировна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»
Проект по патриотическому воспитанию «Князь Александр Невский»
Цель проекта: Создание условий для знакомства детей с историей родного края.
Задачи проекта:
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию „Князь Александр Невский“» размещена в разделах
- Александр Невский
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- формировать у детей гражданскую позицию, патриотические чувства, желание быть защитником Земли на которой родился и вырос;
- вызвать чувство гордости за соотечественников, служивших Родине и повлиявших на ход истории;
- развивать устную речь, художественное восприятие и эстетический вкус.
Сроки реализации проекта: долгосрочный (6 месяцев).
Тип проекта: Информационно- творческий.
Актуальность темы
«У того, кто не помнит своей истории - нет будущего»
А. С. Пушкин
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности.
Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны.
Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота-гражданина такие составляющие, как любовь к Родине, к родным местам, родному языку, знания об истории, культуре, традициях своего Отечества, проявление познавательного интереса и уважения к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа.
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного самоуправления. Отошли в прошлое многие известные праздники, появились новые; неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней; в молодёжной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни.
Можно с уверенностью говорить о том, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России.
Поэтому на современном этапе так актуальна проблема воспитания гражданина страны – настоящего патриота своей Родины.
Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны.
Так, С. И. Ожегов определял патриотизм как «… преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «… не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».
В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.
Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Врач и педагог М. Монтессори в своей книге «Дом ребёнка» в 1915 году писала: «Главное в работе с детьми 5 -7 лет – воспитание чувств, т. е. динамика от чувств к идеям».
Развитие у современных дошкольников представлений о родной стране, отношение к событиям ее прошлого и современности зависят от позиции близких взрослых и происходит под влиянием близкого окружения - родителей и педагогов.
Главное условие успеха работы - добровольность и взаимная заинтересованность.
Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является метод проектной деятельности.
"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин… Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", - эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать воспитателю при работе с детьми и их родителями.
Итак, делая вывод из всего вышесказанного, хотелось бы закончить следующими словами: важность воспитания гражданственности огромна, не только для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом.
Воспитательно-образовательная работа дошкольного учреждения должна быть направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства; привитие любви к Отечеству и родному краю, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину.
Работу по данному направлению была представлена как интеграция различных видов детской деятельности. Интеграция в этом случае представляет собой организованную деятельность детей на основе определенной проблемы. Для ее решения был использован проектный метод деятельности.
В основе проекта лежит идея погружения детей в историю прошлого страны, которая даёт возможность глубоко осознать и почувствовать полученную информацию. Вся проектная деятельность была направлена на основную цель: формирование желания быть защитником земли, на которой ты родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки; понимания того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своему народу, из чувства ответственности перед ним.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Сохранение исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к истории, культуре, наследию России.
2. Повышение познавательного интереса дошкольников к истории Родины. Формирование основ гражданской позиции.
3. Накопление практического материала по патриотическому воспитанию детей и речевому развитию.
4. Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с МДОУ.
Проект имеет три этапа реализации: подготовительный, информационный; практический, познавательный; завершающий.
1 этап. Подготовительный, информационный
Деятельность педагога
- Планирование деятельности.
- Планирование работы на занятиях и в свободное время.
- Разработка конспектов познавательно-творческих мероприятий.
- Сбор информации, материалов к занятиям и подготовка методической литературы по теме проекта.
- Поиск материалов к беседам по циклу занятий «Александр Невский – душа России» Биографические данные; орден св. А. Невского; военный орден А. Невского; Триптих «Александр Невский» - художник П. Д. Корин).
- Поиск художественной литературы для чтения детям:
- Поиск видеоматериалов видеоролика «История Александра Невского для малышей», «Вставайте, люди русские» отрывок из х/ф «А. Невский» и т. д.
- Подготовка презентаций «Александр Невский - История войн» и др.
1. Занятие «Святой благоверный князь Александр Невский»
Программное содержание: познакомить детей с историей жизни, родословной Александра Невского. Рассказать о его подвигах во имя святой Руси.
2. Занятие «Великий русский князь Александр Невский»
Программное содержание. Закреплять знания детей о творчестве С. Прокофьева; познакомить с новым музыкальным жанром – кантатой; продолжать формировать чувство гордости и уважения к верным сынам Отечества – великому русскому полководцу Александру Невскому и композитору С. Прокофьеву, увековечившему в музыке память о подвиге русского воинства.
3. Занятие «Александр Невский – великий полководец»
Программное содержание. Познакомить детей с великим полководцем – Александром Невским; рассказать о его роли в истории нашей Родины; о том, что народ с благодарностью чтит память защитников Отечества. Воспитывать интерес к истории своей страны на примере исторических событий и личностей.
4. Поисковая ситуация. Каждое имя имеет смысл. Что означает имя Александр?
Деятельность детей
- Участие в городских исторических чтениях-2019 «Отечества великие сыны» Киреева Маргарита - 2 место.
- Конструирование «Город славный, город древний». Участие в международном творческом конкурсе «Мир конструирования» - 1 место.
- Знакомство с биографией великого русского полководца Александра Невского, историей и бытом русского народа 12 столетия, основными историческими событиями; просматривание презентации, видеоролика «Александр Невский. История войн», рассматривание иллюстраций, произведений живописи; прослушивание музыкальные произведения; знакомство с творчеством композитора С. Прокофьева и его кантатой «Александр Невский»; просмотр симфонической сказки на музыку С. Прокофьева «Петя и волк»; знакомство с литературными произведениями «Крупеничка» и Авдотья Рязаночка»;
- Отображение полученных сведений в продуктивной деятельности.
2 этап. Практический, познавательный
Деятельность педагога
Практическая помощь детям, создание условий и мотивации для осуществления проекта. Сбор информации, материалов к занятиям. Подготовка презентаций «Одежда и вооружение русских воинов» и «Русское оружие», видеоролика «Александр. Невская битва»,
1. Занятие «За правое дело сражайся смело»
Программное содержание. Познакомить детей с одеждой русских воинов, ее назначением, функциональными возможностями и материалами, из которых она изготавливалась. Закреплять названия предметов защитного вооружения русских воинов (шлем, доспехи, кольчуга, меч, копье, палица и т. д.).
2. Занятие «Русский военный костюм»
Программное содержание. Дать детям представление о костюмах жителей Древней Руси. Учить воспринимать картинки, аккумулировать, сравнивать, обобщать; отвечать на вопросы, составлять описательные рассказы по картинкам. Формировать патриотические чувства.
3. Рисование «Дружина Александра Невского»
Деятельность детей
- Слушание музыкального отрывка из кантаты С. С. Прокофьева «Вставайте, люди русские») — песня из советского кинофильма «Александр Невский» (1938) режиссёра С. Эйзенштейна.
- Просмотр мультфильма «Лебеди Непрядвы» (1980)
- Экскурсия в библиотеку №2 им А. Невского: «Князь Александр Невский»
- Участие в муниципальном ежегодном конкурсе-выставке технического прикладного творчества приуроченного к празднованию Дня Защитника Отечества «Защитники Отечества с давних времён до наших дней». Кокорина Таисия -1 место.
- Чтение рассказа о битве на реке Неве. (из книги «Герои русской истории»)
- Знакомятся с одеждой русских воинов, ее назначением, функциональными возможностями и материалами, из которых она изготавливалась. Закрепляют названия предметов защитного вооружения русских воинов (шлем, доспехи, кольчуга, меч, копье, палица и т. д.). Рассматривают иллюстрации с изображением войска Александра Невского.
- Знакомятся с костюмами жителей Древней Руси. Учатся воспринимать картинки, аккумулировать, сравнивать, обобщать; отвечать на вопросы, составлять описательные рассказы по картинкам. Смотрят презентацию «Одежда и вооружение русских воинов» и «Русское оружие», видеоролик «Александр. Невская битва». Отображают полученные сведения в продуктивной деятельности
3 этап. Завершающий
Деятельность педагога
- Подготовка и сбор материалов для мини- музея «Переславль-Залесский — Родина Александра Невского»
https://www.maam.ru/detskijsad/mini-muzei-pereslavl-zaleskii-rodina-aleksandra-nevskogo.html
- Аппликация (коллективная композиция) «Дружина Александра Невского»
- Экскурсия в музей Александра Невского.
- Экскурсия совместно с родителями на Красную площадь г. Переславля- Залесского и по валовому кольцу - «Детство Александра Невского»
- Проведение экскурсий в групповом мини-музее для других групп и родителей.
Занятие «Александр Невский – солнце Отчизны»
Программное содержание. Дать детям представление о том, как изменилась в течение веков одежда русских воинов. Пробуждать интерес к истории Отечества. Учить воспринимать рисунки, анализировать и сравнивать их; отвечать на вопросы. Развивать диалогическую речь, учить составлять рассказ-осмысление по картинкам.
Деятельность детей
- Смотрят презентации «Ледовая дружина Александра Невского. Какие доспехи защищали участников Ледового побоища» и «Александр Невский – полководец, воин и дипломат», видеоролик «Александр Невский. Финал». Узнают о том, как изменилась в течение веков одежда русских воинов. Учатся воспринимать рисунки, анализировать и сравнивать их; отвечать на вопросы. Развивают диалогическую речь, учатся составлять рассказ-осмысление по картинкам.
Совместно с родителями подготовка и сбор материалов для мини- музея «Переславль-Залесский — Родина Александра Невского»
В музее представлены различные виды экспонатов, а именно: портрет Александра Невского; фотографии с видом памятника А. Невскому и Спасо-Преображенского собора, (в котором были крещены многие переславские князья, в том числе А. Невский, родившийся в Переславле в 1221 году); книги; фотографии; фотоальбомы; путеводители; рисунки; картины и репродукции с видами монастырей и храмов Переславля-Залесского; макеты оружия той эпохи (булава и кистень); карта города древнего и современного; иллюстрации и планы исторических сражений; посуда в различном проявлении как промышленном, так и авторском (кувшины, кружки, миски (керамика); коллекция значков с городами Ярославской области и достопримечательностями Переславля; старинный утюг на углях; современная сувенирная продукция в различном исполнении, рассказывающая об истории родного города Александра Невского; и т. д.
Заключение
История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства.
Воспитательно-образовательная работа дошкольного учреждения должна быть направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства; привитие любви к Отечеству и родному краю, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину.
Работу по данному направлению мы представили как интеграцию различных видов детской деятельностей. Интеграция в этом случае представляет собой организованную деятельность детей на основе определенной проблемы. Для ее решения мы использовали проектный метод деятельности. Для реализации проекта мы спланировали свою и детскую деятельность; интеграция происходила и в деятельности детей, содержании подготавливаемых мероприятий.
Проект был творческим и познавательным. С целью реализации поставленных перед собой задач мной разработан план, где предусматривалось обогащение детей новыми знаниями и закрепление имеющихся знаний; формирование умения организовать деятельность и обеспечить ее разнообразие, развить творческий потенциал и привлечь родителей к осуществлению проекта. Вся проектная деятельность была направлена на основную цель: формирование желания быть защитником земли, на которой ты родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки; понимания того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своему народу, из чувства ответственности перед ним.
Александр Невский - одно из тех имён, что известны каждому в нашем Отечестве. Князь, покрытый воинской славой, удостоившийся литературной повести о своих деяниях, вскоре после смерти канонизированный церковью; человек, чьё имя продолжало вдохновлять поколения, жившие много веков спустя. Жизнь князя Александра всегда была освещена высокой целью – служить Родине и охранять её от посягательства чужеземцев.
Князя именуют благоверным в память о его верности Православию, Отчизне, русскому народу в тяжёлые годы междоусобных браней среди князей и внешнеполитических конфликтов.
В начале XVIII века император Пётр I выбрал Александра Невского небесным покровителем для Санкт-Петербурга. В 2008 году личность великого князя была признана достойной носить звание «Имя России».
XXI век - время актуализации вопросов национальной самоидентификации в России. Изучение историко-культурного прошлого страны, биографии знаковых личностей, чей пример верного служения Родине прошёл через века, служит патриотическому воспитанию подрастающего поколения, формированию гражданской позиции и целостному личностному развитию.