валентина петровна яушкина
Проект по ОЗОЖ детей 3–4 лет на тему «Здоровый образ жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №42»
Проект по ОЗОЖ детей 3-4 лет.
Тема: «Здоровый образ жизни».
Составитель:
Яушкина В П.
воспитатель
Саранск
2023.
Тема проекта : «Здоровый образ жизни»
Автор проекта : воспитатель МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД №42» Яушкина В. П.
Участники проекта : воспитанники группы №3, педагоги,родители.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2023
База исследования проекта : МАДОУ «Детский сад №42»
Сроки реализации проекта : краткосрочный 1 неделя
Вид проекта : познавательно - игровой
Тип проекта : информационно – творческий.
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить :забота о здоровье,ребенка – это важнейший труд воспитателя» В. А. Сухомлинский.
Актуальность проекта :
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепления здоровья детей – подрастающего поколения нашей страны.
Эти вопросы актуальны, прежде всего, потому, что идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. И если современные стандарты образования обязывают педагогов более тщательно и активно участвовать в области здоровьесбережения детей, то родители воспитанников ДОУ часто игнорируют советы воспитателей, предпочитая более легкий путь в этом направлении. Вместо систематического закаливания, бесед о пользе свежего воздуха и подвижных игр, четкого соблюдения режима дня и режима питания сердобольные мамы и бабушки «кормят» малышей синтетическими лекарственными препаратами, которые согласно рекламе «помогают восстанавливать жизненные силы организма».
Формирование же отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе не только педагогов и всего персонала детского сада, но и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения дошкольников и их родителей к собственному здоровью.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. При профессиональном подходе к вопросам здоровьесбережения у каждого ребенка укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим.
С помощью взрослого ребенок осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой помещения, а также соблюдать правила гигиены.
Таким образом, проблема формирования у дошкольников культуры здоровья очень важна. От её решения зависит будущее нации и государства.
Новизна проекта.
Представленный проект отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения.
Гипотеза проекта :
Процесс формирования здорового образа жизни среди детей будет эффективным при условии. если;
- учитывать возрастные особенности детей ;
-создать условия для формирования здорового образа жизни ;
-совершенствовать формы работы по формированию здорового образа жизни.
Цель проекта :
Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей привычки к здоровому образу жизни.
Задачи проекта :
Образовательные.
1. Дать представление о здоровом образе жизни.
2. Формировать правила в соблюдении личной гигиены.
3. Укреплять здоровье детей через образовательно-воспитательный процесс.
Развивающие:
1. Развивать культурно-гигиенические навыки у детей.
2. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
3. Развивать у детей умения выполнять правильно дыхательные гимнастики и упражнения.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес детей к здоровому образу жизни.
2. Воспитывать у детей желание заниматься физкультурой, спортом, закаляться, заботиться о своем здоровье, заботливо относиться к своему телу и организму.
3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистым, аккуратным и опрятным.
4. Укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Интеграция образовательных областей :
ОО «Социально-коммуникативное развитие» – воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте,прививать культурно- гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.
ОО «Познавательное развитие» – формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни ; познакомить детей с полезными продуктами.
ОО «Речевое развитие» – формирование у детей интереса к детской литературе.
Обогащение и активизация словаря. Развитие артикуляционного аппарата.
ОО «Художественно-эстетическое развитие» – формирование навыков лепить.
ОО «Физическое развитие» – развитие самостоятельности и творчества при
Выполнении физических упражнений в подвижных играх,прививать любовь к физическим упражнения.
Предварительная работа:
Подбор методической и художественной литературы, изготовление наглядного материала,презентации по темам «Здоровый образ жизни», изготовление лэпбука «Уголок здоровья» ,настольно- печатных и дидактических игр, пополнения физкультурного уголка.
Методы и приемы реализации проекта :
-метод обследования,наглядности;
-словесный (объяснение, беседа, рассказ, чтение худ. литературы, стихотворений);
-практический (самостоятельная деятельность при выполнении работы);
-мотивационный (убеждение,поощрение).
-Беседа на тему «Со спортом дружить – здоровым быть»
-) практический (рассматривание);
-игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры) метод обучения.
Проект построен на основе методических принципов:
-учет возрастных особенностей детей ;
-доступность материала;
- постепенность его усложнения.
Ресурсное обеспечение проекта : ресурсы интернета (картинки,презентации, информация,компьютер,телевизор,литература, настольные и дидактические игры.
Ожидаемые результаты проекта.
- Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы;
- Создание предметной развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы;
- Активное вовлечение родителей в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ;
- Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей.
Поэтапный план реализации проекта :
Этапы реализации проекта
Этап 1 Организационный
Изучение методической,научно – популярной,художественной литературы.
Оформление папок- передвижек.
Дидактическое и методическое оснащение проекта (составление плана проекта,составление конспектов занятий и бесед,оснащение развивающей среды, подборка игр.)
Групповая консультация для родителей о целях и задачах проекта ;анкетирование родителей.
Этап 2 практический.
Мероприятия по реализации проекта с детьми.
Привлечение родителей к работе по реализации проекта.
Мероприятия с родителями.
Этап 3 Обобщающий.
-соотнесение результатов с поставленными целями, задачами;
-обобщение и распространение опыта работы на педагогические сайтах;
Рекомендации родителями.
День недели Виды деятельности в течении дня Задачи
День 1 Беседа «Как можно заботиться о своем здоровье».
Закреплять представления о допустимых пониманиях детей способах укрепления и сохранения здоровья.
Дидактическая игра «Витаминная семья» (о фруктах и ягодах);
Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день для здоровья;
Подвижная игра «Лиса и зайцы»
Развитие у детей слухового внимания, умения двигаться в соответствии со словами
НОД «Таблетки растут на ветке»
Сформировать у детей понятие о витаминах. Развивать знания об овощах и фруктах, об их значении в питании. Воспитывать у детей культуру еды, чувство меры.
Игра-конструирование «Больница для зверят» Развитие способностей к конструированию.
Чтение: Сказка С. Могилевская «Про Машеньку и зубную щетку».
Приобщать к здоровому образу жизни.
День 2 Беседа «Чистота и здоровье».
Формировать представления о гигиенических основах безопасной жизнедеятельности
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Сформировать умение детей различать овощи, растущие в нашей местности по цвету, форме и величине.
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».
Развивать быстроту,ловкость.
НОД «Наши куклы врачи» Развивать умение детей составлять самостоятельно короткий рассказ, слушать рассказы других детей.
Пополнять словарный запас детей медицинской терминология.
Чтение Сказка К. Чуковского «Доктор Айболит»
Приобщать к здоровому образу жизни.
Сюжетно ролевая игра «Доктор»
Побуждать детей творческие воспроизвести в игре общественнополезный труд медицинских работников.
День 3. Рассматривание альбома «Виды спорта» (для малышей) Вызвать познавательный интерес к разным видами спорта и к здоровому образу жизни.
Беседа «Полезно – не полезно». Дать понятие о правильном питании.
Подвижная игра «Попади в цель». Упражнять детей в метании в вертикальную цель.
Физкультурное развлечение «В стране спортландия» Формирование интереса к движениям и здоровому образу,жизни,спорту и достижениям спортсменов.
Чтение :Сказка Л. Воронкова «Маша растеряша» Формировать умение детей слушать произведение,оценивать поступки героев.
День 4. Беседа «Как надо закаляться». Создание условий для расширения знаний о ЗОЖ
Подвижная игра «Зайка- серенький» Развивать потребность в двигательной активности.
Рисование НОД «В нашем саду растут витамины» Формировать умение детей передавать образ фруктовых деревьев.
День5. Чтение :Сказка К. Чуковского «Мойдодыр». Приобщать к здоровому образу жизни.
Сюжетно – ролевая игра «Семья» (купание малышей). Развивать игровые умения и навыки, обогащать словарный запас мыло полотенце,кошик.
Беседа «Личная гигиена».
Сформировать ценностное отношение к своему здоровью;
Дидактическая игра «Узнай и назови овощи»
развивать у детей умение узнавать и называть овощи
Подвижная игра «Солнышко и дождик».
Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом.
НОД Аппликация «Строим детскую больницу»
Продолжать знакомство с профессией врача.
Презентация «Если хочешь быть здоров» с использованием мультимедийного оборудования
Развитие познавательной активности в образовательных областях «Здоровье», «Безопасность», «Физическая культура», Речевое развитие, «Познание».
Вывод
Для определения результативности будет проведен диагностический мониторинг, который позволил сделать вывод об успешности реализации проекта.
В течение реализации проекта была направлена работа на укрепления здоровья и профилактики заболеваний через проведение закаливающих процедур в ДОУ, формированию понимания необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни. Повышению грамотности родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников. Совместно с родителями были оформлены фотогазета «Первые шаги ребенка к здоровью», книга полезных рецептов. Кроме этого, для родителей проводились специальные консультации по формированию здорового образа жизни детей младшего возраста, оформлялся наглядный материал в родительском уголке о значении режима и здорового питания для детей.
Предложенный проект является попыткой сплотить детей родителей и и воспитателей, научить детей бережно относиться к здоровью.
Используемой литературы:
• Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду» Изд. : Москва Линка – Пресс 2009 г.
• Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики». Изд. : Санкт – Петербург Детство – Пресс 2010 г.
• Черенкова Е. Ф. «Развивающие игры с пальчиками». Изд. : Москва Рипол Классик Дом 21 век 2010 г.
• Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами. Изд. Мозаика-Синтез, Москва 2010 г.
• Бабенкова Е. А. Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие М., 2004 г.
• Дик Н. Ф., Жердева Е. В. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005 г.
• Оздоровление детей в условиях детского сада. Под редакцией Л. В. Кочетковой. М., 2007 г.
• Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Изд. Мозаика-Синтез, Москва 2010 г.
• Савельева Н. В. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005 г.
К. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр»
.Л. Воронкова «Маша растеряша»
. С. Могилевская «Про Машеньку и зубную щетку»
. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (младшая группа). Изд. : ЦГЛ Москва 2003 г.
. Интернет – ресурсы