Олеся В
Проект по ознакомлению с правилами дорожной безопасности детей 6–7 лет «Дорога без опасностей»
▼ Скачать
Проект «Дорога без опасностей»
Содержание
1. Введение.
2. Актуальность проекта.
3. Тип, вид проекта
4. Участники проекта.
5. Цель и задачи проекта.
6. Предполагаемые результаты.
7. Условия реализации проекта.
8. Наличие ресурсной базы.
9. Интеграция образовательных областей.
10. Формы работы.
11. Этапы проекта.
12. Вывод.
13. Список использованной литературы.
Введение
Публикация «Проект по ознакомлению с правилами дорожной безопасности детей 6–7 лет „Дорога без опасностей“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Данная работа посвящена обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Ведь ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Улицы современных городов не очень приспособлены для детей. Ребёнок, оказавшийся на улице, автоматически может считаться в состоянии опасности. Дорожно-транспортные происшествия - это самая частая причина гибели детей на улице, а травмы ДТП - самые тяжёлые. Поэтому обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача.
Актуальность
Скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенок пойдет в школу. Этот этап его жизни будет связан с рядом проблем, из которых наиболее острыми являются проблемы безопасности ребенка на дороге. Так вот задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, и порой опасными ситуациями на дороге, привить ребёнку навыки правильного поведения на улице. Ведь помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной. Актуальность этой проблемы связана ещё и с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит детей перед реальными опасностями, в частности, на улицах.
Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать исподволь готовить их со встречей с улицей, с движением транспорта. Приучать обращаться за помощью к старшим, рассчитывая на их отзывчивость.
Чем раньше мы познакомим детей с правилами дорожного движения, сформируем у них навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше будет каких-либо происшествий с ними на дороге.
Тип, вид проекта : творческо-познавательный.
Продолжительность проекта : краткосрочный с 22.11.2021 – 26.11.2021.
Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной группы «Солнышко», родители.
Цели проекта : создание условий для усвоения и закрепления детьми навыков безопасного осознанного поведения на улицах города. Формирование у дошкольников умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи проекта
Образовательные
- Закреплять знания о правилах дорожного движения.
- Расширять знания о светофоре.
- Закреплять знания детей о специальном транспорте.
- Закреплять знания о правилах поведения в общественном транспорте.
- Формировать навыки правильного поведения на дороге.
- Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД.
- Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков.
- Систематизировать знания детей о ПДД путем проигрывания проблемных ситуаций.
Развивающие
- Развивать ориентировку в пространстве.
- развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
- Формировать личностные качества: внимание, ответственность за своё поведение - уверенность в своих действиях.
Воспитательные
- Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.
Предполагаемые результаты
Дети:
к окончанию проекта ребёнок должен :
- знать алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»;
- уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик, а так же дорожные знаки;
- знать правила перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходным переходам, сформированные знания о дорожных знаках;
- соблюдать правила культурного поведения на улице и в транспорте,
умение предвидеть возможную опасность, правильно реагировать на нее и выполнять действия в зависимости от ситуации.
Родители:
- тесное сотрудничество с педагогами;
- расширение педагогической грамотности родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.
Воспитатель:
- повышение знаний по безопасности;
- взаимосвязь с родителями по созданию совместных проектов.
Условия реализации проекта :
• заинтересованность детей и родителей;
• регулярность и систематичность работы;
• осуществление через все виды детской деятельности.
Наличие ресурсной базы
• Макеты дорожных знаков, разметка перекрестка и прилегающих к ней дрог, а также пешеходных переходов, тротуаров, макеты транспортных средств;
• макет с соответствующей разметкой и дорожными знаками;
• детская литература по ПДД;
• компьютер, мультимедийные презентации;
• дидактические игры;
• иллюстрации, картины;
• атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Дорожное движение», «Путешествие на автобусе» и др.
Интеграция образовательных областей:
При реализации проекта осуществляется интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Формы работы:
Непосредственно образовательная деятельность, беседы, целевая прогулка, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, подвижные игры.
Этапы проекта
I. Подготовительный этап
1.1. Организация предметно-развивающей среды
• Определение цели и задач проекта.
• Разработка перспективного плана работы с детьми.
• Разработка конспектов занятий с детьми по ПДД.
• Организация развивающей среды в группе - оформление уголка безопасности. (В группе был расширен и обогащен новыми материалами уголок ПДД. В прямом доступе для детей находились все материалы для самостоятельной и совместной работы. В родительском уголке периодически менялись памятки и все возможные рекомендации.)
• Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, интернет - ресурсов по теме проекта.
• Подборка художественной литературы по теме проекта.
1.2. Работа с родителями:
• оформление родительского уголка по теме проекта;
• консультация для родителей для повышения уровня знаний по данной теме;
• создание безопасного маршрута «Дом- Сад- Дом».
II. Основной этап
2.1. Организация совместной деятельности с детьми, проведение познавательных мероприятий.
Речевое развитие
- Беседы: «Зачем нужны правила дорожного движения», «Наш друг светофор», «Светоотражатель – зачем ты нам?».
- Чтение художественной литературы: Михалков С. «Дядя Степа», «Моя улица», «Три чудесных цвета», «Скверная история»; В. Кожевников «Светофор», Я. Пишумов «Посмотрите постовой…», О. Бедарев «Азбука безопасности», С. Волкова «Про правила дорожного движения»;
- Отгадывание загадок по ПДД.
Социально – коммуникативное развитие
- Рассматривание сюжетных картин по ПДД, и составление по ним описательных рассказов.
- Дидактические игры: «Наша улица», «Умелый пешеход», «Азбука пешехода», «Транспорт», лото «Дорожные знаки», «Поставь дорожный знак», «Правильно разложи», «Светофор».
- Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по городу».
Художественно – эстетическое развитие
- Рисование: «Улицы города»;
- Лепка: «Постовой»;
- Аппликация: «Дорожный знак».
Познавательное развитие
Организованная образовательная деятельность:
- НОД: «Путешествие в страну правил дорожного движения»;
- Игра – викторина «Пешеход на улице»;
Разбор проблемных ситуаций:
- «Как правильно перейти через дорогу?», «Какие знаки помогают пешеходу в пути?», «Чего не должно быть?», «Что нужно знать, если находишься на улице один?».
Встреча с сотрудником ГИБДД:
- Беседа по правилам ПДД с проведением мастер класса по изготовлению световозвращающих элементов.
Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД: «Смешарики: Азбука безопасности».
Целевая прогулка:
- «К остановке общественного транспорта «Гостиница Северная».
Физическое развитие
- Подвижные игры: «Цветные автомобили», «Светофор», «Перекресток», «К своим знакам», «К своим флажкам».
- Физкультминутка: «Постовой».
2.2. Работа с родителями:
- создание памяток безопасного поведения на дорогах «Осторожно, улица»;
- консультация «Создание безопасного маршрута «Дом-Детский сад-Дом»
III. Этап подведения итогов деятельности
Итоговое мероприятие
1. Игра-викторина «Пешеход на улице»
2. Выставка рисунков «Дорожные знаки – наши друзья»
3. Создание альбома «Безопасный маршрут «Дом- Детский сад- Дом»
Ожидаемый результат
Положительные результаты проекта можно оценить по следующим показателям
1. Высокий уровень знаний детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах (в соответствии с возрастными требованиями).
2. Наличие у детей мотивации к самостоятельной работе по данной теме.
3. Уровень вовлеченности детей к решению данной проблемы.
4. Проявление у детей негативного отношения к нарушениям ПДД.
5. Активность детей при проведении конкурсов и различных мероприятий.
6. Умение детей быстро и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях (в различных игровых ситуациях);
7. Активизация родителей и детей на мероприятиях.
Результат по окончанию проекта
По завершению проекта можно отметить следующее:
- дети хорошо знают правила безопасного дорожного движения в роли пешехода и пассажира транспортного средства;
- соблюдают элементарные общепринятые нормы, имеют первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо, и что такое плохо», стремятся поступать хорошо;
- овладели основными культурными средствами, способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др, способны выбирать себе род занятий, участников для совместной деятельности; способны сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
Вывод
Чем раньше дети научаться культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет происшествий на проезжей части улиц. Ребенок - новый участник дорожного движения, дисциплинированный пешеход, культурный пассажир.
По результатам мониторинга я пришла к выводу, что в результате реализация данного проекта у детей сформировались необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
Разработанный план работы с детьми подготовительной группы и их родителями в рамках закрепления знаний детей ПДД успешно выполняется, поставленные цели достигаются.
Особое значение, исходя из особенностей возраста детей, для проекта имела игровая деятельность, где с помощью моделирования, распределения ролей, делегирования определенных полномочий детям были закреплены теоретические знания о правилах безопасного поведения на дороге, в транспорте, в пути.
Список литературы
• Лыкова И. А. Дорожная азбука. Детская безопасность : учебно-методическое пособие для педагогов, практическое пособие для родителей. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2013.
• Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.
• Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения : Для занятий с детьми 3-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
• Правила дорожного движения для детей 3-7 лет : занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии / авт. - сост. Г. Д. Беляевскова. – Волгоград: Учитель, 2016.
• Скоролупова О. А. Правила и безопасность дорожного движения. Тематические недели в детском саду: М. : Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2015.
• Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
• Старцева О. Ю. Школа дорожных наук : Дошкольникам о правилах дорожного движения. 4-е изд., дополн. – М. : ТЦ Сфера, 2017.
• Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет : «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры/авт. -сост. Н. В. Коломеец. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2015.
• Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2014.
•
Учебно-наглядные пособия
• «Азбука пешеходов» - пособие по обучению дошкольников ПДД;
• «Безопасность на дороге» - дидактический материал И. А. Лыкова, В. А. Шипунова;
«Изучаем правила дорожного движения» – альбом иллюстраций;
• Виды транспорта – альбом для рассматривания;
• История Светофора;
• Правила дорожного движения – плакаты;
• Безопасность на дороге «Сложные ситуации».
Приложения
Календарный перспективный план работы по реализации проекта в НОД
День недели Форма работы Тема
Понедельник
22.11 «Формирование целостной картины мира» «Путешествие в страну правил дорожного движения»
Ситуативная беседа «Зачем нужны правила дорожного движения?»
Подвижная игра «Цветные автомобили»
Рисование «Улицы города»
Вторник
23.11 Проблемные ситуации «Как правильно перейти через дорогу», «Какие знаки помогают пешеходам?»
Встреча с инспектором ГИБДД «Беседа о правилах ПДД. Мастер-класс по изготовлению светвозвращающих элементов»
Ситуативная беседа «Наш друг – светофор»
Подвижная игра «Светофор»
Среда
24.11 Лепка «Постовой»
Ситуативная беседа «Световозвращатель- зачем он нам?»
Дидактические игры «Поставь дорожный знак», «Правильно разложи»
Подвижная игра «К своим знакам»
Четверг
25.11 Аппликация «Дорожный знак»
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу»
Дидактические игры «Транспорт», «Наша улица», «Умелый пешеход»
Физкультминутка «Постовой»
Просмотр обучающих мультфильмов «Смешарики. Азбука безопасности»
Пятница
26.11 Игра - викторина «Пешеход на улице»
Подвижная игра «К своим флажкам»
Целевая прогулка «К остановке общественного транспорта «Гостиница Северная»
Ситуативная беседа «Наш друг светофор»