Галина Борисова
Проект по ознакомлению детей с природой родного края, формированию у них предпосылок экологического сознания. Старшая группа.
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Ознакомление детей с природой родного края, формирование у них предпосылок экологического сознания
Тип проекта : информационно-практический.
Вид проекта : информационно - познавательный
По продолжительности: долгосрочный (учебный год).
Участники проекта : дети старшей группы, педагоги, родители
Публикация «Проект по ознакомлению детей с природой родного края, формированию у них предпосылок экологического сознания, Старшая группа,» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2013
ЦЕЛЬ: формирование у детей познавательного интереса к природе родного края, предпосылок экологического сознания, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности, создание в группе «Уголка природы родного края» .
Интеграция образовательных областей:
1. Познание;
2. Художественное творчество;
3. Социализация;
4. Коммуникация;
5. Художественная литература;
6. Безопасность;
7. Физическая культура;
8. Музыка;
9. Труд.
Задачи проекта :
Познакомить детей с животными, рыбами, птицами, деревьями, ягодами, грибами родного края.
Познакомить с картой Прибайкалья.
Развивать интерес к природе Сибири, народным промыслам.
Развивать художественное творчество детей.
Осуществлять нравственное, патриотическое, социальное, коммуникативное и эстетическое развитие личности ребенка.
Развивать речь детей : обогащать и активизировать словарь, способствовать повышению выразительности речи.
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к красоте и богатству родного края;
Воспитывать у детей бережное отношение к природе, чувство ответственности и гордости за свой край.
В перспективе - продолжать пополнять знания детей о своей «Малой Родине»; продолжить оснащение «Уголка природы родного края» дидактическими играми, наглядным материалом.
Ожидаемый результат:
Создание «Уголка природы родного края»;
Приобретение детьми знаний о природе родного края;
Начальные предпосылки экологического сознания;
Проявления у детей бережного отношения к природе;
Расширение словарного запаса, через беседы и чтение художественной литературы о родном крае;
Оснащение предметно-развивающей среды, через изготовление дидактических игр, наглядного материала, костюмов и создание презентаций по данной теме.
Этапы работы:
На подготовительном этапе -
Изучение педагогической и краеведческой литературы по данной теме;
Определение направлений по работе с детьми и родителями; Подбор наглядного демонстрационного материала;
Подбор детской художественной литературы о родном крае;
Подбор подвижных игр по данной тематике;
Составление плана экскурсий в пределах города.
На практическом этапе -
Проведение с детьми НОД по теме проекта (в каждом месяце в течение одной недели);
Изготовление папок с демонстрационным материалом: «Дикие животные Сибири», «Рыбы Байкала», «Растения Сибири», «Ягоды и грибы», «Профессии», «Туризм», «Байкальские промыслы».
Художественно-продуктивная деятельность по теме недели, изготовление книжек – малышек в «Уголок природы», изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм;
Создание подборки художественной литературы, чтение сказок, рассказав, стихов по теме;
Работа с родителями по изготовлению наглядного материала в «Уголок природы»;
Создание «Уголка природы родного края» в группе;
Консультации для родителей о значимости и необходимости знакомства детей с Малой Родиной;
Помещение в уголок для родителей информации по теме недели и проводимых по данной теме НОД, цели и задачи поставленные НОД.
На заключительном этапе -
Сообщение из опыта работы на тему «Реализация регионального компонента» для педагогов;
Презентация «Уголка природы родного края» для родителей и педагогов;
Выставка детских работ;
Открытое педагогическое мероприятие для родителей и педагогов «Я люблю свой край»;
Анализ работы по реализации проекта;
Мероприятия по реализации проекта по образовательным областям -
НОД
Познание
«Животные Сибири»; «Озеро Байкал – жемчужина Сибири»; «Деревья Сибири»; «Воды – реки Байкала»; «Богатства лесов Прибайкалья»; «Прогулка в весенний лес»; «Наши пернатые друзья» и др.
Дидактические игр ы–
«Пятый лишний» (животные родного края + животное Африки, или рыбы Байкала + акула и т. п.); «Кто, где живёт?»; «Собери рыбака на рыбалку»; «Будь внимательным» (какой рыбки (животного, цветка, дерева… не стало); «Рыбалка» (назови, какую рыбку поймал, «Съедобные – несъедобные грибы, ягоды»;
Коммуникация
Беседы –
«Растительный мир Прибайкалья»; «Мой родной Байкальск»; «Люди труда на Байкале»; «Наш БЦБК» - деревоперерабатывающее производство; «Зимний парк»; «Краса ненаглядная – байкальские промыслы»; «Придумываем сказки о Байкале» и др.
Словесные игры –
«Я знаю десять названий (животных, птиц, деревьев, рыб и т. п.)», «Бегает, летает, плавает», «Отгадай, какая птица (животное, дерево, рыба?» - ребёнок описывает птицу, дети отгадывают, «Овощи – фрукты», «Что, где растёт? (на огороде, в саду, в лесу)», «Назови детёныша».
Художественное творчество
Рисование – «Плыви, плыви кораблик», «Золотая Хохлома в Байкальске», «Нерпёнок», «Зимний лес», «Цветы на лугу», «Сосна», «Букет из вербы».
Лепка – «Нерпа на камне» (солёное тесто, «Животные леса» (пластилин, «Горы и Байкал» (налеп, «К кормушке прилетели птицы».
Аппликация – «Реки Байкала», «Рыбы в озере», «Снегири на ветке рябины», «Ёлочки и ели», «Цветы багульника».
Детское творчество – «Книжки – малышки», в которых дети сами придумывали рассказы о родном крае и рисовали сюжеты к своим сочинениям.
Ручной труд – поделки из природного материала (шишки ели, сосны, семена ясеня, кормушки для птиц (пластиковые бутылки, коробки из под сока, проволока).
Социализация –
сюжетно–ролевые игры «Исследователи на Байкале»; «Путешествие по Байкалу»; «Магазин сувениров»; «Рыбаки»; «Экологи».
Художественная литература –
чтение сказок, стихов, притч о Сибири, озере Байкал (В. Стародумов «Ангарские бусы», «Хвойная невеста», «Омулёвая бочка»; М. Митюков «Беречь Байкал - святое дело!»; Т. Долбунова «Вдоль Байкала…»; А. Кузнецова «Детёныш нерпы…» и др.).
Безопасность – «Ядовитые грибы (ягода, растения)»; «Взаимосвязи и взаимодействие в природе»; «Будем беречь, и охранять природу»; «Правила поведения в лесу»; «После отдыха на Байкале» - воспитание природоохранного поведения; «Безопасность у воды» и др. .
Физическая культура –
подвижные игры – «Рыбаки и рыбки», «С кочки на кочку», «Совушка», «Караси и щука», «Перелёт птиц», «К дереву беги», «Охотники и зайцы», «Лисонька, ты где?», «Ручеёк», «Удочка».
Музыка –
Слушание - музыки «Времена года», песни «Славное море – священный Байкал», подборку звуков природы, русских народных мелодий, голоса птиц, животных.
Труд –
«Убираем листву»; «Собираем мусор»; «Высаживаем рассаду на клумбу»; «Огород на окне»; «Садим горох, укроп, лук»; «Утепляем корни деревьев снегом»…
Работа с родителями -
Родителям предлагалось :
1. Помочь в изготовлении макетов - «Животные Прибайкалья», «Озеро Байкал»;
2. Помочь детям разучивать стихи;
3. Помочь в сборе картинок для дид. игр, сувениров, поделок для «Уголка природы»;
4. Приносить в группу для чтения и рассматривания книг, энциклопедий о родном крае;
5. Сшить костюмы для с- ролевых игр (плащи рыбаков, клубничка, рыбка);
6. Помочь в изготовлении масок-шапочек для п/игр;
7. Принять участие в экскурсиях в парк (развешивание кормушек, на речку Харлахта, горнолыжную базу (во время новогодних праздников);
8. Напоминать детям, ежедневно брать корм для птиц (зимой);
9. Активно интересоваться жизнью ребёнка в группе.