Светлана Пискарева
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Родной свой край люби и знай»
▼ Скачать + Заказать документы
«Родной свой край люби и знай!»
«Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо голубое-
Это все мое, родное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!»
(В. Орлов)
АКТУАЛЬНОСТЬ
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе „Родной свой край люби и знай“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
· воспитывать любовь и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
· расширить представления о городах России;
· знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
· развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;
· развивать интерес к русским традициям, обычаям, промыслам;
· формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям;
· формировать нравственно-патриотические чувства посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
· формировать бережное, заботливое отношение к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Тип проекта : тематический.
Срок проекта : долгосрочный
Участники проекта : педагоги, дети, родители
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей :
- Семья
- Детский сад
- Родная улица, район
- Родной город, село
- Страна, ее столица, символика
- Права и обязанности (Конституция)
- Права ребенка (конвенция)
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.
Формы работы с детьми:
Беседы;
Занятия;
Рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;
Выставки детских работ по проекту «Вместе дружная семья» в ДОУ;
Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
Творческая речевая деятельность;
Утренники, развлечения, конкурсы;
Дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Вместе дружная семья»;
Сочинение рассказов и сказок о семье;
Создание мини-проектов;
С родителями.
Беседы, консультации;
Анкетирование;
Фотоконкурсы;
Праздники;
Сентябрь
«Моя семья»
Дата Цель
1. Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей». расширять круг представлений о некоторых видах труда взрослых на заводах, в быту, в сельском хозяйстве, о значении той или иной работы; обобщить представления о труде взрослых
2. Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому». Помочь детям в самосознании и самовосприятии своего имени. Активизировать творческий потенциал.
3. Рисование на тему «Я и моя семья». Закрепить умения изображать группу людей – семью, передавая характерные особенности каждого члена семьи.
4. Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.
5. Работа с родителями: анкетирование «Семейные традиции»
Октябрь
«Я люблю свой детский сад и город, где я живу».
1. Беседа на тему «Наши добрые дела» Создание положительного эмоционального фона в группе. Формирование дружеских взаимоотношений, осознанного отношения к социальным нормам поведения, развитие навыков сотрудничества, общения в повседневной жизни.
2. Экскурсия в мини-музей «Русская изба»
3. Рисование на тему «Там, где я живу, красиво» формировать умение самостоятельно рисовать красками, опираясь на образец воспитателя.
4. Работа с родителями: консультация
5. Оформление папки-передвижки «Мой любимый город» расширить и уточнить знания детей о родном городе.
Ноябрь
1. Игра – путешествие «Я живу в Красноярском крае»»
2. Рассматривание альбома «город Ачинск»
3. Беседа на тему «Красная книга края» Формирование у воспитанников бережного отношения к природе родного края, знакомство детей с Красной книгой и ее представителями.
4. Прогулка «Белая берёза под моим окном» продолжать знакомить с деревом, ставшим символом России; рассказать о том, какую пользу приносит береза людям; воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края
5. Работа с родителями: выставка фотографий на тему «Мой город-Ачинск»
Декабрь
«Наша Родина – Россия»
1. Беседа на тему «Я люблю тебя, Россия» воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну Россию; познакомить детей с российскими гербом, флагом, гимном; развивать интерес к историческому прошлому России.
2. Дидактическая игра «Кто живёт в нашей республике» Формирование у детей представления о семье, доме, детском саде, о стране, в которой он живёт
3. Беседа «Государственная символика России» познакомить детей с государственными символами России: флагом, гербом, гимном.
4. Рассматривание альбома «Москва – столица нашей Родины»
5. Рисование «Русский национальный костюм» Формировать интерес к русскому искусству, расширять представления о русской народной культуре.
6. Работа с родителями: конкурс поделок «Флаг»
Январь
«Краса ненаглядная»
1. Беседа на тему «Народно-прикладное искусство России» Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства
2. Рисование «Золотая хохлома» Приобщение детей к истокам народного декоративно - прикладного искусства, развитие творческих способностей
3. Аппликация «Гжельская роза» продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами; на примере гжельских мастеров
4. Лепка дымковской игрушки «Индюк»
5. Рисование «Тверская матрёшка»
6. Работа с родителями: консультация «Народные промыслы»
Февраль
«День защитника Отечества»
1. Беседа на тему «Что лучше – худой мир или хорошая война?»
2. Рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту»
3. Подвижная игра «Защита границы»
4. Ручной труд: «Бескозырка, пилотка, бинокль»
5. Рассматривание картины «Богатыри»
6. Работа с родителями: выставка армейских фото пап : «Есть такая профессия – Родину защищать».
Март
«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
1. Беседа на тему «Мама – самое прекрасное слово на земле»
2. Составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех»
3. Рисование «Портрет моей мамы»
4. Игра «Я забыл поздравить маму. Как исправить положение?»
5. Чтение стихов о маме
6. Работа с родителями: тематический вечер «Тепло материнского сердца»
Апрель
«Издалека течет река Чулым».
1. Беседа о Чулыме, показ иллюстраций и фотографий о красоте реки.
2. Рисование на тему «Река Чулым»
3. Аппликация «Подводное царство»
4. Беседа на тему «Как мы отдыхали на реке»
5. Работа с родителями: фото выставка «Чулым» (любое время года)
Май
«Этот день победы»
1. Беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава»
2. Аппликация «георгиевская лента»
3. Тематическое развлечение «День Победы»
4. Рисование на тему «Салют в честь дня Победы»
5. Слушание и пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне
6. Работа с родителями: выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике.
ПРОДУКТ ПРОЕКТА :
- альбом рисунков «Я, и моя семья»
- фото-альбом «Город Ачинск»
- Выставка поделок «Флаг»
- фото-альбом «Есть такая профессия-Родину защищать»
- фото-альбом «Мамочка любимая»
- фото выставка «Чулым»
- альбом рисунков «Военная техника»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.
Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.
Ключевую роль играет семья, т. к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.