Вера Татаринова
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «С Чего начинается Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
«С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять…»
М. Матусовский
Актуальность разработки и реализации проекта
Малая Родина. У каждого человека она своя. Край, где родился и вырос — именно это необходимо каждому человеку. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: „С Чего начинается Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Цель проекта:
* Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.
Задачи:
1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края;
2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям;
3. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города, района;
4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном районе,городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.
5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.
6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
7. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.
Формы работы с детьми:
• непосредственно образовательная деятельность;
• тематические беседы;
• презентации;
• календарные праздники;
• развлечения, досуги;
• экскурсии;
• пополнение развивающей среды,
* выставки детских работ, семейных коллекций
Ожидаемые результаты:
Прогнозируемый результат на уровне ребенка:
- освоение детьми доступных знаний об истории родного края;
- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;
- расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
- расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;
- сформированность системы понятий духовных семейных ценностей,
самовыражение творческих способностей детей;
-обогащение знаний детей о музейной культуре;
-сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;
Прогнозируемый результат на уровне родителей:
- повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно- патриотического воспитания.
- активизирован интерес родителей к себе как к педагогам-воспитателям.
- обогащен опыт психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями.
- развиты исследовательские, проектировочные, коммуникативные, организаторские, рефлексивные способности;
- сформировано желание сотрудничества с детским садом;
- укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.
Прогнозируемый результат на уровне педагогов:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
- творческая самореализация в профессиональной деятельности.
Прогнозируемый результат на уровне ДОУ:
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности;
- создание мини-музея «Мой город в истории Великой Отечественной войны» для обогащения развивающей среды по гражданско-нравственному воспитанию дошкольников;
-создание единого социума: педагоги-дети-родители-общественность в сфере гражданско-патриотического развития личности дошкольника.
Целевые участники проекта:
• Дети подготовительной группы (6 -7 лет).
• Педагоги ОУ.
• Родители воспитанников.
Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный
Условия реализации проекта: заинтересованность педагогов, детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Сроки реализации: 1 год.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап - подготовительный, включает в себя:
1. анкетирование родителей
2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края,города, района,
II этап - основной, включает в себя формы работы с детьми (см. выше).
III этап - итоговый, включает в себя:
1. итоговое диагностирование детей,
2. повторное анкетирование родителей.
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, трудовая деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Перспективный план работы по реализации проекта
Сентябрь
Тема: «Летопись моей семьи»
Тема: «Моя родословная»
Задачи:
• Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;
• Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных ценностей.
• Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;
Формы проведения:
Беседа «Что я знаю о своей семье»,
Выставка детских рисунков «Моя семья»;
Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе» о семье;
Семейный мини – проект: составление генеалогического древа «Моя родословная»
Октябрь
Тема: «Герб нашей семьи»
Тема: «Родительский дом - начало начал» (семейные праздники и традиции)
Тема: «Профессии моих родителей»
Задачи:
• Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;
• Продолжать работу по изучению своей семьи, придумать совместно с родителями герб своей семьи;
• Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;
• Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности;
Формы проведения:
Семейные мини – проекты: «Герб семьи», «Мозаика семейной истории» - проект по изучению семьи
Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем»
Физкультурный досуг «Мама, папа, я – вместе дружная семья»
Изготовление поделок на день Матери.
Участие в субботнике по уборке территории детского сада.
Заседания в Детско-родительском клубе по теме: «Семейные традиции — связь поколений» (распространение положительного семейного опыта нравственно-патриотического воспитания)
Семейный праздник «Все вместе, так и душа на месте».
Ноябрь
Тема: «История и достопримечательности Советского района».
Тема: «Природа Советского района»
Задачи:
• Вызвать интерес к истории возникновения района
• Закрепить знания детей о достопримечательностях родного района;
• Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками района.
• Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному району, желание сделать его еще красивее.
• Формировать представления детей об улице, на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, чем она знаменита)
• Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
• Расширять знания детей о природе родного района;
Формы проведения:
Презентации: «История и достопримечательности Советского района»
Фотовыставка «Осень в нашем районе»
Привлечение родителей к обустройству участка детского сада, облагораживанию дворовых территорий.
Конструирование: «Улицы Советского района».
Выставка рисунков: «Осенняя природа».
Семейный мини-проект: «Любимые места в районе»
«О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями).
Конкурс рассказов «Биография моей улицы»
Беседа «Что такое парки», «На какой улице ты живешь?»,
Декабрь
Тема: «Промышленность Советского района».
Тема: «Спорт, культура и отдых в Советском районе».
Задачи:
• Дать знания детям о промышленных объектах, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
• Познакомить со спортивными учреждениями района: Дворец спорта профсоюзов, бассейн «Дельфин», бассейн «Олимп», Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А. С. Пушкина, дом детского творчества Советского района, музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья Нагорный ;
• Повышать интерес родителей, путем привлечения к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач семьи и детского сада.
Формы проведения:
Промышленные предприятия района (заочная экскурсия по району, фронтальная беседа)
Самые главные профессии людей, занятых на производстве (устный рассказ)
Чтение художественной литературы: «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях).
«Чем пахнут ремесла?» Д. Родари, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов.
Презентация: «Достопримечательности района. Культура и отдых».
Экскурсия в музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья.
Презентация: «Спорт в родном районе».
Спортивное мероприятие «В здоровом теле - здоровый дух».
Конкурс поделок и рисунков: «Дед Мороз и Снегурочка в спорте».
Январь
Тема: «Мой родной город Нижний Новгород»
Тема: «Архитектура моего города»
Задачи:
• Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
• Познакомить детей с символикой нашего города (флаг, герб, гимн);
• Поддерживать интерес детей и взрослых к истории города;
• Закрепить знания детей об архитектуре родного города; познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного города. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее.
• Познакомить детей с реками Ока и Волга; их расположением на карте,
Формы проведения:
Демонстрация видеофильма «Мой родной Нижний Новгород»,
«Откуда пошла Земля Нижегородская?»
Выставка фотографий исторических зданий города Нижнего Новгорода
Беседа «Что такое парки»
Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?»
«Знай и люби свой город» (конкурс рисунков, сочинения, мини-доклады)
Конкурс чтецов «Мой родной Нижний Новгород»
Февраль
Тема: «Памятные места родного города»
Тема: «Люди, прославившие наш город»
Тема: «Будущие защитники Нижнего Новгорода»
Познакомить детей с самыми известными памятниками г. Нижнего Новгорода;
Задачи:
• Воспитывать чувство уважения профессиям и труду взрослых;
• Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;
• Познакомить с творчеством художников, писателей, поэтов нашего города;
• Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии;
• Способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своего города.
Формы проведения:
Презентация «Экскурсия к памятным местам города»;
«Если бы я был мэром города, что бы я сделал для Нижнего Новгорода?» - беседа-рассуждение
«Моя малая Родина». Сценарий тематического вечера-досуга (для детей старшего дошкольного возраста)
Беседы «Что значит быть настоящим мужчиной?»
Календарные праздники: «День Защитника Отечества»,
Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
Фотоконкурс «Они защищали нашу Родину»
Март
Тема: «Мой край родной – частица нашей Родины». (знакомство с Нижегородским краем)
Тема: «История нашего края»
Задачи:
• Расширять и уточнять знания детей о родном крае;
• Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию своей малой Родины;
• Формировать представления детей о разных населенных пунктах. Познакомить с особенностями труда жителей города и села. Учить находить между городом и селом сходства и отличия;
• Познакомить с народными прикладными промыслами области;
• Познакомить детей с картой нижегородской области, обратить внимание на соседние города и области;
• Дать понятия «физическая карта», «земная поверхность» (показать, что вся территория области на карте имеет разную окраску);
• Расширять знания детей об истории родного края
Формы проведения:
Рассматривание иллюстраций о Нижегородском крае.
Работа с картой Нижегородской области (отметить вместе с детьми главные города области);
Знакомство с художественными промыслами (хохлома, городецкая роспись, богородская игрушка)
Рисование на тарелке из папье - маше «Подарок маме» (по мотивам городецкой росписи)
Календарные праздники: «8 марта- женский праздник»
Просмотр видеофильмов о Н. Новгороде.
Изготовление альбома о Нижегородском крае.
Консультация: «Как знакомить детей с историческим прошлым Нижегородского края.
Краеведческий час: «Жемчужина России – Нижегородский край»
Апрель
Тема: «Люди земли Нижегородской»
Тема: «Природные богатства земли Нижегородской»
Задачи:
• Расширить представления о труде людей родного края: познакомиться с профессиями и деятельностью тружеников области;
• Познакомить детей с известными людьми, прославившими родной край: И. П. Кулибин, Н. И. Лобачевский, Е. А. Евстигнеев, В. С. Коноваленко и другие;
• Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края,
• Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
• Расширять и систематизировать знания детей о водоемах области;
• Уточнить знания детей о правилах поведения на воде;
• Учить детей беречь и заботиться о реках и озерах области;
• Углубить знания о растительном и животном мире края, среде обитания, обычаях и приспособлении к жизни; охране окружающей среды;
Формы проведения:
Презентация: «Известные люди края Нижегородского»
Семейный проект: «Мы – таланты Нижегородской области».
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию», «Кем быть?»
Подготовка сообщений о растениях и животных лесов, полей, лугов родного края;
Отгадывание загадок и ребусов о животных области;
Дид. игра «Кто где живет?»
Лепка животных и птиц области;
«Конкурс знатоков флоры и фауны Нижегородской области» (совместно с родителями);
Изготовление гербария лекарственных растений области;
Подготовка мини-сообщений о пользе лекарственных растений;
Изучение Иллюстрированного справочника по лекарственным растениям;
КВН «Знатоки родного края»,
Май
Тема: «Знаю. Помню. Горжусь.»
Тема: «Мы эковоины земли нижегородской».
Задачи:
• Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны;
• Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну;
• Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом и областью, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках, парках.
• Формировать представления детей о проблемах загрязнения окружающей среды;
• Расширять знания детей о природе родного края, экологическом состоянии природы;
• Совершенствовать знания о нормах и правилах поведения в природе;
• Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
• Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, их роль в экологии города;
Формы проведения:
Рассказ о детях-героях войны;
Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
Календарные праздники: «9 мая –День Победы»;
Рассказ о детях-героях войны;
Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
Литературно-музыкальная гостиная «Знаю. Помню. Горжусь.»
Конкурс рисунков: «Деревья в нашем парке»,
Видео-презентация «Интересные факты о деревьях»
Участие в Народной Экологической Акции «Городская Экобомба» при содействии проекта «Главное- Дети» (посадка с детьми на территории детского сада деревьев: сибирский кедр и пихта).
«Виртуальное путешествие по лесам области»;
Музыкально-тематический праздник «Люблю тебя, мой край родной!».
Список художественной литературы для чтения детям: Гержидович Л. «Приглашаю в лес гулять», А. Береснев «Как дела, лесной народ?»
Литература:
1. Жирякова И. В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
2. Комратова Н. Г., .Грибова Л. Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
3. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1.
4. Маханева М. Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
5. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н. А. Арапова-Пискурева -М. ,2005.
6. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М. : Лика-Пресс, 2003
7. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс
8. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. 2. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2014
9. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт. -сост. : Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М. : АРКТИ, 2005.