Ольга Ештокина
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников 4–5 лет «Государственная символика России»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Росинка», г. Мегион, п. г. т Высокий
Проект
по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
«Государственная символика России»
(группа общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет
срок реализации с 01.12 по 31.12. 2020г.)
Воспитатели :
Байрамова Л. В.
Ештокина О. А.
Трубинова Т. А.
п. г. т. Высокий
2020г.
Тип проекта – познавательный, краткосрочный, групповой.
Возраст детей – 4-5 лет.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников 4–5 лет „Государственная символика России“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Символы России для детей
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Участники проекта : дети средней группы, их родители, воспитатель.
Продолжительность проекта – 1 неделя.
Цель проекта : формировать у детей среднего дошкольного возраста представление о важнейших нравственных ценностях российского народа через ознакомление с государственной символикой России.
Задачи:
Обучающие:
- расширять знания детей о государственной символике (герб, флаг, гимн);
- познакомить детей с различными традициями народов, культурой;
Развивающие:
- развивать и поддерживать познавательный интерес к истории России;
- способствовать развитию умений детей в различных видах деятельности;
- способствовать развитию связной речи.
Воспитательные :
-воспитывать любовь и уважение к Родине, её культуре, интерес к русскому народному творчеству.
Актуальность. «Патриотизм — это нравственная категория, которая ставит личность на более высокий уровень существования…» (В. А. Сухомлинский).
В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. За последние годы в стране произошли большие перемены. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Трудность работы по патриотическому воспитанию обусловлена ещё и тем,
что в молодых семьях вопросы патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Но говорить о воспитании патриотизма без сообщения детям определенных знаний о Родине, на мой взгляд, нельзя, поскольку любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Гипотеза:
Задачи воспитания чувства патриотизма, любви к Родине традиционно решается в ДОУ. Но результаты исследования показывают, что у некоторых детей отмечается низкий уровень знаний о родной стране; отсутствует познавательный интерес; Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с историей и культурой нашей страны. Решением данной проблемы является реализация проекта : «Государственная символика России» - как средство развития представлений о Родине".
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный.
1. Изучение интереса детей для определения целей проекта.
2. Подбор методической и художественной литературы по данной теме.
3. Подбор иллюстраций и дидактических игр по данной теме.
4. Составление перспективного плана мероприятий.
II этап – основной.
неделя Деятельность Задачи
1 неделя
01.12.20г.
«Познавательное развитие» - «Наша Родина - Россия» Формировать у детей представление о России как о родной стране, о государственном гимне, гербе, флаге. Воспитывать чувство патриотизма. Развивать интерес к народному фольклору, познавательную активность детей, связную речь, обогатить знания детей новыми словами: герб, гимн, кокошник, символ.
02.12.21г.
Чтение. З. Александрова «Родина» Расширить представления детей о символах России, познакомить с понятием «неофициальные символы России».
03.12.21г.
Дидактическая игра "Собери флаг" Закрепить представление о символике страны.
04.12.21г.
Беседа с применением мультимедийного оборудования просмотр видеороликов «Флаги мира» Закрепить и обобщить знания детей о цветах государственного флага РФ, об их расположении, формировать уважительное отношение к государственному символу России – флагу.
2 неделя 07.12.21г.
«Художественно-эстетическое развитие» (лепка) – «Государственные символы России» Формирование у детей образа родной страны; воспитание у детей любви к Родине; воспитание патриотизма, уважительного отношения к символам «флаг», «герб», «гимн»; развитие интереса к истории и культуре родной страны. Расширение кругозора детей в области государственной символики; развивать мелкую моторику, формировать навык аккуратного нанесения слоя пластилина на картон.
08.12.21г.
Беседа «Государственные символы России. Герб» Закрепить и обобщить знания детей о государственном символе – гербе, формировать уважительное отношение к гербу.
10.12.21г.
Чтение. И Токмакова «Чудо Георгия о змие» Уточнить представление о российской символике. Способствовать пониманию слов-историзмов. Познакомить с новым литературным жанром – повесть.
3 неделя
14.12.21г.
«Речевое развитие» - Заучивание. С. Дрожжин «Привет тебе, мой край родной» Обобщить представления о России. Воспитывать гражданско-патриотические чувства. Побуждать читать стихотворение в возвышенном тоне, передавая интонации гордости за свою принадлежность к россиянам.
16.12.21г.
Продуктивная деятельность. Аппликация из салфеток «Российский флаг» Закрепить знание о российской символике. Закрепить навыки выполнения аппликации из ткани.
17.12.21г.
Чтение. Валентина Картавых «Символы России» Закреплять умение слушать длинное стихотворение. Воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к символам России - «флаг», «герб», «гимн».
18.12.21г.
Дидактическая игра «Найди государственные символы России»
Закрепить государственные символы России (флаг, герб, формировать уважительное отношение к государственным символам; воспитывать любовь к Родине, гражданско–патриотические чувства.
4 неделя 21.12.20г.
«Художественно-эстетическое развитие» (рисование) – «Родная страна» Закреплять умение рисовать по собственному замыслу, самостоятельно продумывать содержание, композицию рисунка, подбирать материал для рисования, доводить задуманное до конца. Совершенствовать умение работать разными материалами. Воспитывать любовь к Родине.
22.12.21г.
«Знакомство с гербом РФ» Учить отличать герб Российской Федерации от гербов других стран. Объяснить обозначение цветов и составляющих частей герба.
23.12.21г.
Музыкально-дидактическая игра «Выбери гимн России» Закреплять умение внимательно слушать музыкальное произведение. Развивать память, воображение, мышление. Воспитывать через музыку патриотические чувства, любовь и уважение к Родине.
25.12.21г.
Чтение. Е. Толчина «Русь» Закреплять умение слушать длинное стихотворение. Воспитывать чувство патриотизма.
5 неделя 28.12.20г.
«Познавательное развитие» – игра-путешествие «Моя Россия» Формирование и систематизация знаний о государственной символике России и истории их создания. Воспитание любви к Родине. Обогащение словарного запаса.
29.12.20г.
Чтение. А. Дементьев «Прекрасное имя - Россия!» Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, литературно-художественный вкус, обогащать читательский опыт детей.
30.12.20г.
Дидактическая игра «Сложи герб из фрагментов» Способствовать закреплению знания о гербе России. Закреплять умение складывать целое из частей. Развивать мелкую моторику рук и координацию движений. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважительное отношение к символике нашей страны.
Выставка совместного творчества детей и родителей «Флаг России»
Работа с родителями:
-Консультация «Знаете ли Вы государственные символы?».
-Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников».
-Памятки «Воспитание маленького патриота», «Россия – страна, в которой мы живем».
-Выставка совместного творчества детей и родителей «Флаг России».
III этап – заключительный.
1. Оформление проекта, подведение итогов.
2. Создание электронной презентации.
3. Игра-путешествие «Моя Россия».
4. Оформление выставки совместного творчества детей и родителей «Флаг России».
Планируемые результаты:
- знают и различают символы России (гимн, флаг, герб);
- понимают, осмысливают символы, их значение;
- знают стихи о государственных символах России;
- умеют самостоятельно изготовить из бумаги флажки с государственной символикой;
- проявляют познавательную активность и интерес к истории своего государства;
- испытывают уважение к могуществу Российской державы, Государственным символам, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.
Педагоги и родители продолжают работу с детьми по патриотическому воспитанию в детском саду и дома.
Цели и задачи проекта «Государственная символика России» реализованы в полном объёме.
Вывод:
Воспитанию патриотов и достойных граждан России должна способствовать систематическая и целенаправленная работа педагогов образовательного учреждения по разъяснению сущности и значения государственных символов Российской Федерации (герб, флаг, гимн) среди дошкольников.
Изучение истории государственных символов имеет большое значение в воспитании юного поколения. Данная работа основывается на учете возрастных особенностей детей дошкольного возраста, а так же на понимании роли различных условных образных обозначений в воспитании и обучении детей.
Не менее важным условием в патриотическом воспитании детей является тесное взаимодействие с семьями воспитанников. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопрос воспитания патриотизма, гражданственности не считается важным, и, зачастую, вызывает лишь недоумение.
Духовный патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Подводя итог необходимо подчеркнуть, то, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества.
Литература
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М. :ЦГЛ,2005
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М:ЦГЛ, 2005.
3. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) - М. :УЦ «Перспектива»,2011.
4. Борунова О. И. Мини - проект по патриотическому воспитанию «Государственная символика России» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2014. – № 10.
5. Голицына Н. С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Подготовительная к школе группа. – М. : Скрипторий 2003, 2015.
6. Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. -М. :ВАКО,2005.
7. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В., Щербакова И. А. – М. : АРКТИ, 2003.
8. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. -М. : ТЦ Сфера, 2005.
9. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. - сост. Натарова В. И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
10. Система патриотического воспитания в ДОУ : планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт. - сост. Александрова Е. Ю. и др. -Волгоград: Учитель, 2007.
11. Скоролупова О. А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждений. – М. : ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
12. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.