Татьяна Новожилова
«Родина начинается с семьи». Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта «Родина начинается с семьи»
Актуальность:
Ну где ж мне взять слова такие,
Чтоб край родимый описать!
Огонь рябины, золото осины.
Синь неба и речную гладь,
Бородина Р. Н.
Темочки:
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Семья. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Любовь к родине, к родному краю, у ребёнка начинается с любви к своей семье, семья для малыша – это корни, связывающие его с родным домом, это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «Родина». Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям, к улице к своему детскому саду, к родному селу, городу, стране, в которой он живет, Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». (Д. С. Лихачёв).
Родной дом - Это место, где ты вырос, где знаешь каждый уголок, где тебя всегда ждут и тебе всегда рады, где ощущаешь себя в полной безопасности, дом по которому мы скучаем, и всегда будем скучать, не смотря на то, как мы далеко от него находимся.
Родной дом-это первые друзья, улица, на которой стоит дом малыша, детский сад, всё это включается в представления о родном доме, о своей малой родине. Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и улицей, но сродным городом, селом, природой. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь. Любовь к родной стране, родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. «Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может» — говорил знаменитый поэт-романтик Д. Г. Байрон. Для тех людей, которые родину любят, мир становится больше и больше. Е. Гришковец. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела. Эти качества должны воспитываться с раннего детства.
Патриотизм — любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Проблема: У детей недостаточно знания о нашем крае и России в целом. Ограниченность знаний детей о своей семье, о своём роде, о существующих семейных традициях. Чтобы изменить такое положение, появилась идея создать проект «Родина начинается с семьи».
Патриотическая направленность проекта : большое внимание уделить воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим; направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей; направленность на развитие личности ребёнка.
Тип проекта : познавательно – исследовательский
Продолжительность: краткосрочный (16.09.2024г. – 19.09 2024г.)
Участники проекта : дети, родители, воспитатель.
Возраст детей : 5-6 лет.
Необходимый материал: пособия, методические разработки, литература, необходимые фото - материалы, картины и иллюстрации о Родине.
Планирование
Цель: Сформировать у детей чувство любви и уважения к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре малой родины, созданной трудами родных и близких ребенку людей. Формирование у детей нравственно – патриотических чувств, любви к малой Родине, воспитание у детей интереса и уважения к ценностям духовной культуры, традициям, истории своей семьи, Родине, своему краю.
Задачи:
1. Сформировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях;
2. Развивать кругозор детей, их коммуникативные умения (обогащать словарный запас, развивать связную речь; активизировать внимание, память детей, развивать логическое мышление);
3. Закрепить знания о достопримечательностях родного села, знакомых улицах, где находится дом, детский сад, школа, больница, роща.
4. Расширять представления о России, познакомить с ее городами, со столицей России - Москвой.
5. Формировать бережное отношение к природе. Вызвать чувство восхищения и восторга красотой своей Родины.
6. Воспитывать чувство гордости гражданственности и ответственности за свою малую Родину.
7. Привлечь родителей к участию в реализации проекта.
I этап - подготовительный, включает в себя:
1. анкетирование родителей знаний и представлений о родном крае, его истории, достопримечательностей.
2. Опрос детей : «Какая наша страна - Россия?», «Что я знаю о семье?».
3. Альбом «Природа родного края», «Родина моя -Россия!», «Символы России».
4. Пополнить патриотический уголок новой информацией. Создать развивающую среду: подобрать материалы, атрибуты, для игровой, деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья», «Наша страна - Россия»
II этап - основной, включает в себя формы работы с детьми
Формы работы:
• тематические беседы;
• экскурсии;
• непосредственно образовательная деятельность;
• пополнение развивающей среды
III этап – итоговый.
Создание патриотического уголка.
Вывод:
Данный проект расширил представление дошкольника о доброте, воспитывал гуманные чувства, развил способности помогать и сочувствовать ближнему окружению, повысил мотивацию детей изучать свой родной край и его достопримечательности.
Ожидаемые результаты:
Для детей :
Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины. Знают традиции родного народа, символику России, историю малой Родины.
Узнают больше о своей семье : о членах семьи, традициях. Проявление уважение и заботы ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
Сформируется уважительное отношение к людям труда и потребность трудиться.
Для родителей :
Успешное взаимодействие со своими детьми;
Укрепление детских – родительских отношений, через совместную творческую деятельность.
Для педагога:
• Создание предметно-развивающей среды в группе по теме проекта;
• Повышение уровня развития родителей в психолого-педагогической компетенции и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с и детьми.
Художественная литература:
«А что у вас?», В. Драгунский «Друг детства»;
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»;
Д. Габе «Моя семья»;
Е. Благинина «Посидим в тишине;
Н. Артюхова «Большая береза»;
2. "Родина моя"
Д. Габе «Моя семья»;
Н. Носов «Шурик у дедушки»;
П. Воронько «Мальчик Помогай»;
С. Михалков, «Кем быть?»;