Валентина Козлова
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Это всё Россия — Родина моя» Проект
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
«Это всё Россия – Родина моя»
Актуальность:
Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю (малой Родине, своей стране, чувство гордости за свою Родину, её успехи и достижения.
Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Воспитание патриотизма – это не простой и непрерывный процесс. Успех в этом деле будет зависеть от окружения ребёнка; от того, что закладывается в его сознании с самого детства.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста „Это всё Россия — Родина моя“ Проект» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Многие родители в настоящее время не считают нужным рассказывать ребёнку о родной стране, истории, её традициях, культурном наследии. Это связано с большими переменами в сознании взрослого поколения в нашей стране: традиционные духовные ценности и идеалы заменили идеалы западной культуры, материальные ценности заменили духовные, личные интересы стали противоположны общественным. В результате этих процессов нарушилась система социализации подрастающего поколения. В связи с этим возрастает роль детского сада в патриотическом воспитании детей, так как именно в детском возрасте формируются нравственные качества личности.
Говорить о воспитании патриотизма у ребёнка без сообщения ему определённых знаний о Родине невозможно. Любить можно только то, что знаешь и понимаешь.
Приобщение ребёнка к культуре своего народа, его традициям воспитывает уважение, гордость за свою страну и её людей. Всё это определило выбор темы данного проекта – «Это всё Россия – Родина моя» (Неофициальные символы России)
Характеристика проекта:
• Тип проекта – познавательно-творческий
• Тип проекта – детско-взрослый, внутригрупповой
• Краткосрочный – 3 недели (декабрь 2020 год)
• Участники проекта – дети старшей группы (ОНР, педагог, родители
Проблематизация: у детей отсутствуют элементарные представления о своей Родине – России, некоторые дети не знают название своей страны.
Методы и средства: содержание проекта реализуется через оптимальное соотношение различных видов деятельности.
Объект исследования: Неофициальные символы России: объекты природного мира и предметы рукотворного труда человека
Цель проекта: Создание условий для формирования у детей представлений о важнейших нравственных ценностях российского народа через ознакомление с негосударственной символикой России.
Задачи:
Для детей:
• Формировать у детей представления о России как о большой многонациональной стране с богатыми культурными традициями, разнообразной природой
• Расширять знания детей об окружающем мире через ознакомление с неофициальными символами России
• Воспитывать чувство любви, уважение к своей стране на основе приобщения к родной природе, её традициям и культуре;
• Воспитывать уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыки, изобразительной деятельности и художественной литературы;
• Способствовать развитию речи, памяти, внимания;
• Обогащать речь существительными, прилагательными, глаголами. Продолжать развивать речь как средство общения.
• Развивать творческие способности детей.
Для родителей:
• стимулировать творческую активность родителей через участие в запланированной работе по проекту
• способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей
Для педагогов:
• обеспечить реализацию задач проекта через освоение детьми образовательных областей;
• создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта
Ожидаемый результат:
• у детей сформированы представления о неофициальных символах России (берёза, ромашка, бурый медведь, матрёшка, самовар, валенки, балалайка, кокошник)
• Дети могут находить символы России в окружающем мире, называть их и кратко о них рассказывать.
• Обогащение предметно-пространственной среды в группе по нравственно-патриотическому воспитанию силами участников проекта:
Оформление альбома с описанием неофициальных символов России, литературным материалом (стихи, загадки, сказки) по теме проекта
Приобретение демонстрационного и иллюстративного материала по теме проекта
Оформление альбома «Русская матрёшка» (родители воспитанников)
Выставка детских творческих работ по теме, фотоотчёт по теме проекта
Предполагаемый продукт проекта:
• Выставка совместного творчества детей и родителей, детей и педагога по теме проекта
• Оформление альбома «Русская матрёшка» (родители группы)
• Оформление альбома «Неофициальные символы России» (рисунки, аппликация и рассказы детей)
Этапы проекта
Подготовительный
• Анкетирование детей группы «Что я знаю о моей Родине»
• Анкетирование родителей по теме «Патриотическое воспитание детей дома и в детском саду»
• Составление плана работы, конспектов занятий, бесед
• Подбор иллюстративного материала о неофициальных символах России
• Подбор художественной и познавательной литературы, музыкального материала
• Подбор игрового материала (дидактические игры, подвижные и хороводные игры)
• Создание предметно-пространственной среды к проекту в уголке патриотического воспитания
Практический (основной)
• Беседы, непрерывная образовательная деятельность
• Дидактические игры.
• Ознакомление с художественной и познавательной литературой.
• Ситуации общения и самостоятельная деятельность детей
• Прослушивание музыкальных произведений
• Экспериментирование
• Продуктивная деятельность.
• Разучивание стихов о нетрадиционных символах России, отгадывание загадок
Заключительный
• оформление альбома: «Неофициальные символы России» (педагог и дети)
• Выставка работ совместного творчества родителей и детей, педагога и детей «Это всё Россия – Родина моя»
Тематическая матрица по проекту «Это всё Россия – Родина моя»
1. «Официальная символика России» (закрепление материала)
2. Неофициальные символы России
Символы природного мира
Символы рукотворного мира
Реализация проекта
Подготовительный этап (работа с детьми)
• Чтение глав из книги Н. Ф. Виноградовой, Л. А. Соколовой «Моя страна Россия» - «Что такое Родина», «Кто были наши предки».
• Чтение книги Л. Б. Дерягина «Моя Родина – Россия» (рассказы о гимне, гербе, флаге, столице и президенте)
• Чтение стихов о Родине
• Просмотр видеоматериалов «Моя Родина – Россия», «Я расскажу вам о России» (канал Youtube.com)
• Работа с картой России (прохождение по границе страны, нахождение столицы России, своего родного города)
• Рассматривание иллюстративного материала по теме «Это всё Россия»
• Слушание музыки –
песня «У моей России длинные косички (сл. Н. Соловьева, муз. Г. Струве,
Гимн России в исполнении детского хора
Практический этап (основной этап)
Тема «Официальная символика России»
Совместная организованная деятельность педагога с детьми
НОД «Государственные символы моей страны»
Задачи: закрепление представлений о государственных символах России – гербе, флаге, гимне.
Самостоятельная деятельность детей в условиях среды
Рассматривание изображений гербов стран мира с двухглавым орлом.
Д/игра «Составь картинку» (герб России)
Рассматривание трёхцветных флагов стран мира, нахождение флага России
Продуктивная деятельность – раскраски (герб, флаг,
Аппликация «Флаг России» (из полосок бумаги, мозаика)
Взаимодействие с родителями по проекту
Совместный с детьми просмотр видеоролика «Это наша Родина» (Очипятки. ру)
Тема «Неофициальные символы России»
Совместная организованная деятельность педагога с детьми
НОД «Исконные народные символы России» (с просмотром презентации «Неофициальные символы России)
Задачи: познакомить детей с народными символами нашей страны»
Чтение загадок и отгадывание о народных символах
Самостоятельная деятельность детей в условиях среды
Рассматривание иллюстративного и наглядного материала
«Негосударственные символы России»
Д/и «Какой предмет лишний» (в картинках) – назови, что не является символом России
Природные символы России» - Белая берёза
Совместная организованная деятельность педагога с детьми
НОД «Люблю берёзку русскую»
Задачи: расширять представления о берёзе как о дереве, её использовании в быту
Чтение М. Скребцова «Белое платьице» (беседа по прочитанному)
Экспериментирование «Почему кора белая» (выяснить с детьми, какая бумага больше нагревается – тонкая белая или плотная тёмного цвета)
Разучивание стихотворения М. Агеева «Белоствольная берёза»
Разучивание хоровода «Во поле берёза стояла»
Дидактическая игра (речевая) «Что делают из берёзы» (Расскажи, как используют берёзу в быту) с использованием картинок
НОД «Белая берёза под моим окном» - рисование по тонированной бумаге (учить отображать в рисунке красоту зимней природы)
Самостоятельная деятельность детей в условиях среды
Рассматривание иллюстративного материала «Берёза в разное время года»
Рассматривание коры дерева с использованием лупы.
Экспериментирование «Как писали раньше» (письмо по бересте)
Взаимодействие с родителями по проекту
Рассматривание с детьми в природе – ствол дерева, ветки, кора. Нахождение чечевичек на коре, рассматривание их через лупу.
«Природные символы России» - Бурый медведь
Совместная организованная деятельность педагога с детьми
Чтение И. Акимушкин «Жил-был медведь»
Подвижные игры «Зайцы и медведь», «Как под горкой снег»
Взаимодействие с родителями по проекту
Чтение с детьми русских народных сказок с главным героем медведем.
«Природные символы России» - Ромашка
Совместная организованная деятельность педагога с детьми
Конструирование из бумаги «Венок из ромашек» (учить делать объёмную поделку из бумаги)
Дидактическая игра «Собери ромашку из лепестков» (эмоции – веселье и грусть)
Мне грустно, когда….
Мне весело, когда…
Подвижная игра «Загадай желание» (на полу разложены цветки-ромашки, дети загадывают желание, под музыку дети движутся на лужайке, по окончании музыки ребёнок должен взять цветок. Кто успел взять цветок, у того исполнится желание. Каждый раз убирается по 2 ромашки. Побеждает тот, кому достанется последний цветок)
Самостоятельная деятельность детей в условиях среды
Аппликация «Ромашки на лугу» (вырезание ромашек по контуру, наклеивание на зелёную основу, составление букета из ромашек.
«Неофициальные символы России – предметы рукотворного мира»
Матрёшка
Совместная организованная деятельность педагога с детьми
НОД «Матрёшка – русский сувенир» с использованием ИКТ
Презентация «Русская матрёшка» (формировать у детей представление о народной игрушке – матрёшке)
Экспериментирование «Из чего делают матрёшку» (знакомство со свойствами дерева)
Самостоятельная деятельность детей в условиях среды
Дидактическая игра «Подбери матрёшке подружек» (собери семью)
Дидактическая игра «Мастерская матрёшек» (плоскостное конструирование матрёшки с использованием набора деталей)
Взаимодействие с родителями по проекту
Просмотр видеоматериалов на YouTube.com «Какие бывают матрёшки», «Почемучка с Филей «Матрёшка»
Валенки
Совместная организованная деятельность педагога с детьми
Беседа «Что я знаю о валенках» (как изготавливают валенки, из каких материалов)
Экспериментирование «Валяние мокрой шерсти»
Опыты «Почему в валенках тепло»
Составление рассказа «Как делают валенки» (с использованием опорных картинок)
Подвижные игры «Валенки да валенки», «Догони валенок»
Самостоятельная деятельность детей в условиях среды
Рассматривание иллюстраций «Какие бывают валенки»
Продуктивная деятельность – раскраски, рисование. аппликация «Укрась валенок»
Взаимодействие с родителями по проекту
Просмотр видеоматериалов «Как делают валенки. История появления валенок» - vk.com
Самовар
Совместная организованная деятельность педагога с детьми
НОД «В гостях у самовара» с элементами экспериментирования (закреплять знания детей о предметах быта русского народа, народных традициях
Виртуальная экскурсия «В гостях у самовара» - канал YouTube.com
Чтение «Сказка о бабушкином самоваре» (автор – Дарья Сячина)
Слушание музыки – Т. Музыкантова «Самовар»,
«Пых. пых, самовар» - муз. Д. Тухманов, сл. Ю. Энтин
Разучивание танца «Пых, пых, самовар»
Взаимодействие с родителями по проекту
Видеоматериалы «Самовар чайником не заменить» (с музыкальным сопровождением)
Обсуждение ситуации с детьми «Нужен ли в наше время самовар» (запись ответов детей)
Кокошник
Совместная организованная деятельность педагога с детьми
НОД «Головной убор для Снегурочки» (украшение кокошника с использованием элементов гжельской росписи)
Самостоятельная деятельность детей в условиях среды
Рассматривание женских головных уборов – кокошников (репродукции картин, иллюстрации. Фото)
Вырезание разных форм кокошников из бумаги, сложенной вдвое, с использование трафарета, украшение кокошников.
Неофициальные символы России
Совместная организованная деятельность педагога с детьми
Индивидуальная работа с детьми по изготовлению альбома «Неофициальные символы России» (продуктивная деятельность, речевое творчество)
Индивидуальная работа с детьми по изготовлению поделок для итоговой выставки
Взаимодействие с родителями по проекту
Совместное творчество родителей с детьми по изготовлению поделок к выставке.
Заключительный этап:
• оформление альбома: «Неофициальные символы России» (педагог и дети)
• Выставка работ совместного творчества родителей и детей, педагога и детей «Это всё Россия – Родина моя»
Список использованной литературы
1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. Д., Постникова М. П., Попова Г. П. Система патриотического воспитания в ДОУ. - 2007, “Учитель”.
2. Л. А. Кондрыкинская. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. 2005 г., Москва.
3. Белая К. Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М. : Школьная пресса, 2007.
4. Ольга Дыбина: Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. ФГОС. Из-во «Мозаика – Синтез», 2014 год
5. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О. Л. Князева, М. Д. Маханева, Санкт-Петербург Издательство «Детство-Пресс» 2010
6. Интернет - ресурсы