Ольга Солодкая
Проект по нравственно — патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Методический паспорт проекта
Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, родители, педагоги ДОУ.
Тип проекта : групповой, с привлечением родителей.
Сроки проведения: долгосрочный.
Год разработки и реализации проекта : 2021-2022 у. год
Вид проекта : информационно-практико-ориентированный
Актуальность:
Публикация «Проект по нравственно — патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина. Но не каждый с уверенностью может рассказать о своем родном крае, его прошлом.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию, это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей родины.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Цель проекта :
Формирование представлений о родном селе, гордости и любви к родному городу, через ознакомление с историей своего края, жизнью народа, нравственными ценностями, традициями, обычаями.
Задачи проекта :
- Пробуждать интерес и любовь к культуре, народному творчеству, обычаям, традициям. Развивать желание больше узнать о своем родном крае, о Родине.
- Обогатить знания о достопримечательностях родного городе и способствовать формированию любви к малой Родине.
- Привлечение родителей к участию в реализации проекта. Приобщать родителей к сотрудничеству с ДОУ в вопросах патриотического воспитания.
- Закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад.
Проблема, значимая для детей.
Среди наиболее значимых проблем, стоящих перед образованием на современном этапе, выступает проблема становления ценностного отношения к малой родине, воспитания основ патриотизма у детей дошкольного возраста. Особенно важна она в период дошкольного детства, в котором складываются первоосновы для дальнейшего развития нравственных чувств ребенка, в том числе ценностного отношения к малой родине. Суть формирования представлений о малой родине в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников чувства любви и уважения к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре малой родины, созданной трудами родных и близких ребенку людей.
Гипотеза проекта : Совместная деятельность педагогов и родителей по приобщению детей к истории и культуре своего города будет более эффективна, если реализуется следующее условие:
- создание комфортной среды для развития ребёнка посредством совместной, согласованной работы между семьёй и ДОУ.
Методы проекта :
- чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края;
- просмотр слайдов и видеофильмов о городе, которые позволяют приблизить достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения;
- включение воспитанников в празднование событий, связанных с жизнью города.
Обеспечение проектной деятельности :
Материально-техническое: устройство ИКТ, наглядный материал, иллюстрации, фотографии.
Ожидаемый результат:
- Дети имеют представление о городе, в котором они живут. Знают, что это их "малая" Родина, испытывают чувства гордости за свой город.
- Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности.
- Проявление интереса к родному краю, который находит отражение в совместных рисунках детей и родителей, рассказах.
Этапы реализации проекта :
1 этап- подготовительный;
2 этап-основной, реализация проекта;
3 этап-заключительный, подведение итогов
Методическим основанием разработки проекта являлись парциальные программы:
- "Детство с родным городом" Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева, 2014
- Региональная программа "Родники Дона" - Р. М. Чумичева.
1 этап - подразумевает в себе постановление темы проекта, установление целей и задач, используемые материалы, литературу. Разработку дидактических игр, наглядно- демонстрационного материала (фото, картинки, видео файлы о городе.)
2 этап - реализация проекта.
На данном этапе реализации проекта для формирования активной позиции дошкольников в группе был организован уголок краеведения, где располагались фотографии природы Донского края, улиц города, книги о природе родного края, гербарии и коллекции.
Реализация краеведческого содержания с разными видами деятельности детей состояла в следующем:
- Беседа "Что такое Родина?" Цель: формировать у детей представление о России, как о нашей родной стране. О городе, как малой Родине. Воспитывать чувство любви и гордости к своей Родине.
- Беседы «"Мой дом", "Где я живу?" Цель: выявить уровень знаний детей о месте, где живут; формировать представление о родном городе, своём районе.
- Беседа "Отдых в родном городе" Цель: формировать у детей интерес к своей малой родине, закрепить названия жилых и нежилых зданий: аптека, библиотека, банк, больница, школа, детский сад, парикмахерская, магазин. Познакомить детей со строительными сооружениями культуры и досуга, их назначением.
- Просмотр видеороликов:
"Гуково. Ростовская область. Достопримечательности" https://youtu.be/L-aegIVQeNE
"Гуково любимый город мой" https://youtu.be/QVnjjtqzA5s
" Гуково с высоты птичьего полета" https://youtu.be/M0fExxqW17g
- Просмотр презентации "Символы Донского казачества".
- Сюжетно-ролевая деятельность: "Дом", "Семья". Цель: Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
- Чтение: Я. Акима "Моя родня", М. Матусовского "С чего начинается Родина?". Цель: Развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины.
- ООД "Мой город, моя малая родина". Цель: Формировать знания детей о родном крае, прививать любовь к родному дому.
- Беседы на темы: "Как правильно переходить дорогу", "Что можно, чего нельзя делать на улице города". Цель: закрепление с детьми правил безопасного поведения в городе.
- Участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада.
- Посещение музея. Цель: расширение представлений о флоре и фауне Ростовской области.
- Беседы на тему "Профессии моих родителей", "Кем быть?". Цель: обсуждение профессий родителей-горожан и составление рассказов о них.
- Акция:#Пожарнаямашина. Встреча со служащими пожарной части.
- ООД рисование "Дом в котором я живу"
- ООД рисование "День рождение нашего детского сада"
- ООД рисование " Осень в моем городе"
- Конструирование на тему: "Город моей мечты"
- Участие в социально значимых событиях, происходящих в городе. Цель: содействие эмоциональной и практической вовлеченности детей в события городской жизни:
Акция "Блокадный хлеб"
Акция "Цветы Победы"
- Участвовали в реализации проекта – III регионального конкурса иллюстраций "По страницам детства". Воспитанники группы получили дипломы призеров и сертификаты участников конкурса.
- Акция "Окна Победы"
- Акция "Внимание дети". Цель: обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе.
- Принимали участие в Параде Победы.
Работа с родителями
- Привлечение родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей.
- Консультация "Как воспитать маленького патриота"
- Консультация "Познакомьте ребенка с родным городом".
3 этап - заключительный
- Интеллектуальная игра КВН "Люби и знай свой город". Цель: Обобщить знания детей о своем городе; активизировать мышление и воображение; развивать смекалку, сообразительность, умение работать в коллективе.
- Подведение итогов проекта. Презентация проекта перед родителями и воспитанниками в соцсетях.
Результаты :
- Дети имеют представление о родном городе как о нашей "малой Родине"; расширены и систематизированы знания о его истории, достопримечательностях, о людях, прославивших его;
- Познакомились с культурой и традициями коренных жителей города;
- Овладели расширенным словарным запасом;
- Закрепили правила безопасного поведения;
- Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме "Моя малая Родина";
- Разработаны рекомендации для родителей;
- Повысился интерес родителей к жизни детского сада.
Заключение
Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города.
Список литературы
1. Программа "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Комплексные занятия. По программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой.
3. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников.
4. Кондрыкинская Л. А. "С чего начинается Родина?" - М: Творческий центр, 2004г.
5. Маханева М. Д. "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников" - М: Творческий Центр, 2009г.
6. "С чего начинается Родина?" Журнал "Управление ДОУ", №6-2003г.
7. Н. В. Федина "Игры викторины и конкурсы"
8. Л. Ю. Павлова "Сборник дидактических игр"
9. "Детство с родным городом" Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева, 2014
Посещаем музей
Акция Пожарная машина
Акция "Внимание дети!"
Парад Победы