Галина Божина
Проект по развитию мелкой моторики «Умелые пальчики» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Аналитико –прогностическое обоснование проекта.
2. Концепция проекта.
3. Стратегия и тактика проектных действий.
4. Ожидаемые результаты проекта.
5. Ресурсная база проекта.
1. Аналитико – прогностическое обоснование проекта.
Публикация «Проект по развитию мелкой моторики „Умелые пальчики“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Речевые области мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет, и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью.
На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе – и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребёнок со скованными движениями неумелых пальцев отстаёт в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
К сожалению, о проблеме с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей сталкивается только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Поэтому, наша задача – развивать руку дошкольника, мелкую моторику и координацию движений пальцев рук. Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, реализовать эту задачу нужно в игровой форме.
2. Концепция проекта.
Участниками проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Цель проекта: создать условия для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей посредством игр и игровых упражнений.
Задачи:
- Формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами.
- Развивать зрительно – моторную координацию, умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Развивать умение правильно держать карандаш, ручку.
- Развивать речь ребёнка, пополнять словарь новыми понятиями.
- Развивать мышление, память, внимание, сосредоточенность, зрительное и слуховое восприятие.
- Развивать умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
- Воспитать доброжелательное отношение друг к другу.
Значение развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Введение
Нигде познавательная деятельность не выявляется, так ярко, как в движениях руки - органа чувственного познания. В детстве движения доставляют и мышечную радость. Чем младше ребёнок, тем сильнее его желание двигаться, хватать всё руками, переставлять, а значит исследовать.
В процессе деятельности мышцы руки выполняют три основные функции:
-органов движения;
-органов познания;
-аккумуляторов движения (и для самих мышц и для других органов).
Если ребёнок трогает какой-нибудь предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Выделяют пять основных движений:
1. лёгкое прикосновение;
2. постукивание;
3. взятие в руки (хватание)
4. надавливание;
5. ощупывание.
Таким образом, рука познаёт, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные образы и представления.
Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: Что это за десять братцев, на которых двух шуб хватает? В пословицах: отбиться от рук; всё дело в его руках; глаза боятся, руки делают; дать волю рукам. Во всём этом отражается психология, внутренний мир, состояние человека
Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека:
-большой палец отвечает за голову;
-указательный - за желудок;
-средний - за печень;
-безымянный - за почки;
-мизинец- за сердце.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если движение пальцев рук соответствует возрасту, речевое развитие находится в пределах нормы, если движения пальцев рук плохо развиты, задерживается и речевое развитие. Хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.
Выдающийся русский просветитель Н. И. Новиков еще в 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития».
И. П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Собственно, она является ее частью. Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно, начиная со II века до н. э. Китайские специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь.
Так, для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук в Китае с давних пор применяются специальные упражнения с каменными и металлическими шариками. В Японии широко распространены упражнения с грецкими орехами.
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Для эффективной работы, мы, прежде всего, учитываем возрастные и индивидуальные особенности детей. Упражнения, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны и очень важно предусматривать их смену, ограничивать длительности и нагрузку. Большую роль играют доброжелательность и положительная оценка педагога, положительная оценка стараний ребёнка. Игры и упражнения должны быть интересны и понятны детям; важно использовать разнообразный материал и он должен быть безопасен для детей.
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования
В пальчиковых играх с нестандартным оборудованием содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Во время игр с различными предметами также задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище). Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Предложенные игры, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, мышление, память. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Перед началом игр и упражнений необходимо сделать расслабляющий массаж кистей и пальцев рук.
Массаж кистей и пальцев руки.
1. Надавливание сильно сжатыми пальцами четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем то - же самое другой рукой.
2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
3. Растирание ладоней вверх, вниз.
4. Расстирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
5. Разминание, а затем растирание каждого пальца сначала вдоль, потом поперёк.
6. Выполнение круговых движений с вложенными между ладонями грецкими орехами, с постепенным увеличением нажима и темпа (Упражнения можно выполнять с двумя орехами или каштанами, перекатывая один через другой, сначала одной рукой, затем другой.)
7. Надавливание не заточенным карандашом на ладони, затем вращение карандаша вправо - влево.
8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочерёдное растирание.
Чтобы результативность упражнений оказалась наибольшей, сначала нужно простые пальцевые движения. Например: изобразить бытовые действия (работа пальцами, стирка, шитьё и т. д.).Затем можно перейти на к воображаемой игре на музыкальных инструментах. В начале в упражнениях должны содержаться 2-3 пальчиковые фигуры, затем постепенно их количество увеличивается до 8.
Для развития «обследовательских» движений рук детей используя такие игры: «Угадай на ощупь», «Найди такой же», «Чудесный мешочек», «Из чего предметы» и др.
Для развития тактильной чувствительности рук полезны игры с крупой или «песочная терапия». Это опознание предмета в крупе (сухой бассейн, рисование разных элементов, поиск фигур в мелкой и крупной крупе; крупу можно сортировать. Очень любят дети пальчиковый бассейн: в коробку насыпается крупа (горох, гречка рис, ребёнок ищет пальчиками в бассейне какой - либо предмет. Проведение пальчиковой гимнастики в таком «бассейне» способствует активации двигательной кинестезии. «Песочная терапия» снимает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость, развивает фантазию. Дети погружают глубоко руки в чистый речной песок, перетирают его между ладонями, сжимают, просеевают, т. е. делают самомассаж. Одновременно дети проговаривают свои ощущения. Интересны такие упражнения : пальцы «ходят гулять» по песку, прыгают, выполняют зигзагообразные движения, играют на «пианино», на влажном песке ладошки оставляют свои отпечатки, руки делают отпечатки геометрических форм. Песок можно раскладывать в пакеты, перевозить, строить замки, рисовать на нём писать буквы.
Не менее эффективна и «терапия глиной». Всё полезное, что дают игры с песком, можно с уверенностью отнести и к играм с глиной. Рука, входящая в соприкосновение с песком и глиной получает знание и опыт - основу мышления.
Рука ребёнка, соприкасаясь с водой, так же развивает работу его мозга. Известно много игр и упражнений с водой: массаж рук в воде: наливать воду в различные ёмкости, переливать, брызгать, капать воду из пипетки, вылавливать удочкой пластиковых рыбок из аквариума.
Пальчиковая гимнастика
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны,а способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой.
Трех летние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющий друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
Пальчиковые игры и упражнения - развлекательное и оздоравливающее занятие. Эти игры: полезны всем детям, проявляется интерес к возможностям своей руки, улучшает координация движений кисти. Пальчиковые игры сопровождаются стихами, потешками. Это способствует развитию связной, лексической грамматической речи. Звуковой строй речи становится более качественным: голос звучит чётко, ясно, появляется хорошая дикция. В этих играх ритм и характер движений должны соответствовать темпу и смыслу произносимых стихов. Пальчиковая гимнастика – позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой, учит управлять дыханием, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихотворного текста.
Развитию руки, речи способствуют разные виды театров: настольный, пальчиковый, театр рукавичек, кукольный театр, теневой театр. Дети учатся владеть своими руками, согласовывать движение пальцев рук и говорить текст. Их руки,пальцы становятся артистами. Дети принимают участие в создании персонажей театра из всего, что есть под рукой: коробочек, крышек, перчаток, пакетиков. Часто нашей речи помогают наши руки. Дети пользуются руками при объяснении. Используя эту особенность можно проводить с детьми игры в «сурдоперевод». Один ребёнок медленно читает стихотворение. А другой показывает его содержание жестами, руками, телодвижениями или пальцами. Можно предложить игру «Испорченный телевизор», где один ребёнок- «телеведущий» - читает стихотворение одними губами, второй «сурдопереводчик»- жестами изображает содержание, а остальные участники- отгадывают. Нужно договориться перед игрой, из каких стихов будет «телепередача».
В своей работе мы используем разный материал для развития у детей мелкой моторики рук. Шнуровки, застёжки, кнопки, молнии, пуговицы - в быту дети часто сталкиваются с этими предметами. Их руки ещё не настолько развиты, чтобы с лёгкостью манипулировать ими, поэтому необходимо тренироваться. Для этого нами сделаны специальные пособия: «Матрёшка», «Геометрические фигуры», «Застегни замочек», «Черепаха» и др.
Игры со шнуровкой способствуют развитию сенсорной координации, пространственному ориентированию. Способствуют они и пониманию понятий вверху, внизу, справа, слева и формированию навыков шнурования завязывания шнурка бантиком, развитию речи творческих способностей, внимания, укреплению внимания и всей кисти.
Играя со счётными палочками, ребёнок собирает их подушечками пальцев: двумя указательными, двумя средними и т. д. Из палочек можно выкладывать различные фигуры. Начинать нужно с геометрических фигур, постепенно их усложняя. Упражнение это хорошо развивает не только мелкую моторику, но и воображение. Играя с прищепками, дети прикрепляют их на коробку, снимают их, вешают бельё на верёвку, строят различные фигуры. Для игр детям мы предлагаем картинки: еж без иголок, солнышко без лучиков, коврик без бахромы. Дети делают из прищепок -иголки, лучики и бахрому. Упражнение можно выполнять «покусыванием» ногтевых фаланг от указательного к мизинцу и обратно (на ударные слоги), произносятся:
- Сильно кусает котёнок- глупыш,
Он думает это не палец, а мышь (смена рук,
Но я же играю с тобою малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
Интересно играть с пробками от пластиковых бутылок. Их можно закручивать, откручивать. Нами были изготовлены развивающие тренажёры: «Вишенки», «Собери матрёшки», «Разноцветные колёса», и др. Нравятся детям игра «Лыжники». Нужно взять две пробки и положить на стол резьбой вверх. Это «лыжи». Ребёнок вставляет в них указательный и средний пальцы, как ноги и двигается на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
-Мы едим на лыжах,
Мы мчимся с горы
Мы любим забавы
Холодной зимы.
Тоже самое, можно проделать двумя руками одновременно. Так же с детьми выполняется и такое упражнение: комкание листа бумаги или салфетки. Это не требует особой подготовки. Начинать надо с уголка так, чтобы весь материал уместился в кулачке, потом распрямить и разорвать на мелкие кусочки, которые можно использовать в обрывной аппликации. Комкать в кулак можно и носовой платок. Выполняется упражнение с бусинками, (нанизывание на нитку, или шнурок, массажными мячиками или ёжиками (как называют их дети, шестигранными карандашами.
Развитию мелкой моторики способствует такие игры как: пазлы, различные строители конструкторы «Лего», механические, «Танграм», «Разрезные картинки». Рисование, лепка из пластилина не только доставляют детям радость, но и развивают пальчики, воображение, творчество.
Графические упражнения.
Кроме пальчиковой гимнастики, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.
Графические упражнения – работа на листе в клетку, штриховка, обводка, соединение точек, дорисовывание предмета.
Вывод.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование разнообразного материала, систематическая, планомерная, последовательная работа; учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, возможностей; создание положительной, доброжелательной атмосферы во время игр и упражнений; умение заинтересовать ребёнка способствуют достижению высоких результатов в развитии мелкой моторики. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к обучению в школе. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточны развиты память, внимание, связная речь. Кроме того, рука готовиться к письму, что крайне необходимо для дальнейшей школьной жизни.
3. Стратегия и тактика проектных действий.
1. Организационно-подготовительный этап.
Содержание работы.
Подбор методической литературы по заявленной теме.
Теоретический анализ состояния проблемы в научно – методической литературе.
Подбор методик для диагностики уровня развития мелкой моторики у детей.
Диагностика детей.
Анкетирование родителей.
Постановка задач и составление плана реализации проекта, подбор материала.
2. Практический этап.
3. Заключительный этап.
Содержание работы
Анализ достижения целей и полученных результатов.
Диагностика детей.
Проведение выставки детских работ (картины из природного материала, ваты, салфеток и т. п.).
Презентация проекта «Умелые пальчики».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Работа с родителями.
Изготовление пособий.
Создание альбома для родителей «Пальчиковая гимнастика».
Родительское собрание «Играем пальчиками и развиваем речь».
Практикум для родителей «Нетрадиционные приёмы и материалы для развития мелкой моторики рук детей».
Беседа «Использование естественных предметов для развития мелкой мускулатуры рук (шишки, жёлуди, орехи и т. д.).
Консультация для родителей «Значение развития мелкой мускулатуры для подготовки детей к обучению в школе».
Выставка авторских пособий и дидактического материала для развития мелкой моторики у детей.
4. Ожидаемые результаты проекта.
Результаты проекта для:
Детей:
1. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей до уровня, соответствующего данному возрасту.
2. Умение правильно держать карандаш, ручку.
3. Умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
4. Повышение уровня развития речи, пополнение активного словаря детей.
5. Развитие у детей познавательных процессов, творческих способностей.
6. Доброжелательное отношение детей друг к другу, оказание посильной помощи.
Родителей:
1. Активность, заинтересованность родителей.
2. Взаимодействие с детьми и воспитателями группы.
3. Интерес к жизни группы; событиям, происходящим в детском саду.
Воспитателей:
1. Получение новых знаний о развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
2. Повышение самообразования.
3. Укрепилось взаимодействие с родителями.
4. Интерес и желание работать в данном направлении.
5. Ресурсная база проекта.
Материально – технические ресурсы.
Дидактические игры для развития тактильной чувствительности; игровые пособия с застёжками, молниями, пуговицами и др. ; тренажёры с пробками от пластиковых бутылок; настольные игры; карточки для графических упражнений; счётные палочки; шестигранные карандаши; массажные мячики; прищепки, бусы, платочки, резинки для волос; природный материал, сухой бассейн, пальчиковый театр и театр рукавичек.
Программно – методические ресурсы.
1. Алифанова Е. А. Логопедические упражнения в рифмах. – М., Гном и Д, 2003.
2. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития дошкольников. – М, Т – Ц Сфера, 2006.
3. Безруких М. М., Филиппова т. А. Тренируем пальчики. – М. Дрофа, 2000.
4. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. – М., Т – Ц Сфера, 2006.
5. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М., Гном и Д, 2003.
7. Светлова И. В. Развиваем мелкую моторику и координацию движение. – М., ЭКСМО, 2003.
8. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. М., Издательство ЭКСМО, 2007.
9. Цвынтарный И. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – М., Гном и Д, 2008.