Оксана Дубиц
Проект по математическому развитию для детей младшей группы «Город Геометрических фигур»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема.
Во время прогулок, занятий, режимных моментов, я стала замечать, что многие дети, особенно младшие, затрудняются назвать геометрические фигуры, не могут сказать, на какую геометрическую фигуру похож тот или иной предмет.
Темочки:
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Проекты
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Даже при играх со счетными палочками, дети, легко составлявшие различные фигуры, стали затрудняться при их названии. В силу своих возрастных особенностей у детей раннего дошкольного возраста недостаточно сформировано представление о геометрических фигурах, умения сравнивать и располагать их, находить их в предметах окружающей среды.
Актуальность
этой темы обусловлена тем, что дети раннего дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям (количества, форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе и формирования о представления геометрических фигурах их элементах и свойствах). Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивает ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить ознакомление детей с формой предметов и геометрическими фигурами.
Именно ранний дошкольный возраст является когнитивным периодом сенсорного развития.
Цель:Развивать представления о геометрических фигурах через игровую деятельность.
Задачи: 1. Развить способность умения у детей сравнивать, соотносить, группировать устанавливать тождество и различие предметов по одному из сенсорных признаков – форме.
2. Учить детей называть свойство предметов по форме.
3. Обогащать в играх с дидактическим материалом словарный запас детей.
Организация деятельности над проектомДеятельность педагога.
- Подготовка дидактических и методических материалов.
- Организация продуктивной деятельности.
- Проведение интересных обучающих игр, бесед, наблюдений, упражнений.
- беседы с родителями о проведении познавательного проекта (домашнее задание: изготовление поделок «геометрические фигуры»);
Деятельность детей.
- Участие в играх, беседах, наблюдениях.
- Закрепление полученных знаний с родителями.
- Изготовление поделок из бумаги, пластилина.
Деятельность родителей.
- Организация фото - выставки.
- Участие в проведении итогового мероприятия.
- Закрепление пройденного материала.
Паспорт проекта.
Тип проекта: Познавательный игровой.
Длительность проекта: Краткосрочный.
Срок реализации: 5 дней
Участники проекта: Группа детей младшего дошкольного возраста
№ 1 «Ивушка» и их родители, воспитатели.
Продукт проектной деятельности:
- Выставка детских поделок, коллективной работы, фотовыставка.
- Комплексное итоговое мероприятие «Играем с геометрическими человечками»
Предполагаемый результат:
В результате реализации проекта дети смогут расширить и закрепить свои знания о геометрических фигурах, а также развить в себе коммуникативные, познавательные и творческие способности.
План реализации проекта по дням недели.
Понедельник
Тема: «Круг» -Уточнить представление детей о геометрической фигуре – круг, распознавать и находить в предметах окружающей среды.
-Развивать мелкую моторику.
- Усвоение простых танцевальных движений.
- Помочь детям понять содержание сказки «Колобок», побуждать проговаривать слова в песенки колобка.
-Пополнять словарный запас.
-Учить детей бросать и попадать в цель. -Беседа: знакомство с кругом.
-П. И. «Накорми птичку» Приложение № 12
-Д. И. «Чудесный мешочек» (Ассоциации)
- Заучивание стихотворение
«Солнышко» Приложение № 1
-П. И. «Попади в корзину» Приложение № 3
- Игра - пляска:
«Мы в кружочек встали» Приложение № 2
-Чтение Русской народной сказки «Колобок»
Повторение стихотворения «Солнышко»
Вторник
Тема: «Квадрат» -Уточнить представление детей о геометрической фигуре – квадрат, распознавать и находить в предметах окружающей среды.
-Развивать мелкую моторику.
- Учит детей действовать по команде взрослого, упражнять в произнесении звуков.
- Пополнять словарный запас. -Беседа: Знакомство с квадратом.
-Игра ситуация. «Построй мостик»
Приложение № 11
Театральная сказка
«Теремок»
-Д. И «Найди пару» Приложение № 10
- П. И. «Птички и дождик» Приложение №
-Д. И «Выложи из счетных палочек квадраты». Приложение №
-Пальчиковая игра «Флажок»
- Игра с квадратным платочком. «Жаба» Приложение № 6 Нарисовать и украсить цветными квадратиками, из бумаги, «Кошкин дом».
Среда
Тема: «Треугольник» -Уточнить представление детей о геометрической фигуре – треугольник, распознавать и находить в предметах окружающей среды.
-Развивать мелкую моторику.
- Закреплять знание формы, поддерживать самостоятельность, развивать умение ориентироваться в пространстве. -Беседа: Знакомство с треугольником.
-Д. И. «На что похоже?»
-П. И «Найди свой домик» Приложение № 4
-Аппликация «Накорми зайца»
-Пальчиковая игра «Дом» Приложение № 5
- Рисование соломинкой на песке знакомые фигуры.
Сконструировать из бумажных треугольников ракету.
Четверг
Тема: «Четырехугольник» -Уточнить представление детей о геометрической фигуре – прямоугольник, распознавать и находить в предметах окружающей среды.
-Развивать мелкую моторику.
- Учит самостоятельно выбирать форму для коврика. Рисовать линии, точки, круги, закрашивать частично поверхность листа и т. д. -Беседа: Знакомство с
Четырехугольником.
- Д. И. «Выложи из счетных палочек прямоугольник» Приложение № 9
- П. И. «Лохматый пес»
-Д. И. «Чудесный мешочек».
-Д. И «Найди предмет похожей формы» Приложение № 7
- Пальчиковая гимнастика
«Сделай фигуру из пальчиков» Аппликация
из цветной бумаги «Коврик для собачки».
Пятница. «Путешествие в город Геометрических Фигур».
Уточнить представление детей о геометрической фигуре – прямоугольник, круг, квадрат, четырехугольник распознавать и находить в предметах окружающей среды.
-Развивать мелкую моторику.
- Учит самостоятельно выбирать форму для постройки моста. Итоговое мероприятие
«Путешествие в город Геометрических Фигур».
Приложение № 12
- П. И. «Поезд»
- Загадки
- Д. И «Построим мост»
Приложение № 11
- Дидактическая игра презентация «Найди свой домик». Приложение № 4
Поделки из природного материала на тему:
«Геометрические фигуры»
Приложение № 1
Стихотворение «Солнышко»
Я рисую солнышко круглое, большое.
Я поглажу солнышко, ласкова рукою.
Пусть сияет солнышко, ярко так сияет.
Мамочку любимую нежно согревает.
Приложение № 2
Игра пляска: «Мы в кружочек встали»
Ход игры: Взрослый поет, а дети, стоя в круге, повторяют движения, о которых говорится в песне.
Мы в кружочек встали,
С тетей мы плясали.
Мы плясали, мы плясали,
Ножки выставляли! (2 раза)
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко.
Мы плясали, мы плясали,
Ножки выставляли! (2 раза) Над головкой тоже
Хлопали в ладоши.
Мы плясали, мы плясали,
Ножки выставляли! (2 раза)
Ручки поднимали,
Тете помахали.
Мы плясали, мы плясали,
Ножки выставляли! (2 раза)
Приложение № 3
Подвижная игра: «Попади в корзину»
Очерчивается мелом круг «Озеро». В центре ставят корзину. Дети встают по кругу с мячами в руках. По сигналу воспитателя все бросают в корзину.
Приложение № 4
Подвижная игра «Найди свой домик»
Воспитатель раздает знакомые фигуры карточки. Дети размещаются в своих домиках (треугольниках, квадратах и т. д., запоминают. По сигналу взрослого выходят гулять на поляну. Они выполняют самостоятельно на свое усмотрения разные движения. По сигналу взрослого «Дождь!» дети бегут в вои домики. Взрослый вместе с ними проверяет, все ли занял свои домики, помогает детям найти свои домики, если они их не запомнили.
Приложение № 5
Пальчиковая игра «Домик»
Дом стоит с трубой и крышей
На балкон гулять я вышел.
(Ладони направленны под углом, кончики пальцев соприкасаются: средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию).
Приложение № 6
Игра с квадратными платочками. «Жаба»
Дети кладут платочек на колени.
Жабу мы нашли на кочки,
Принесли домой в платочке.
Развернули мы платок-
Жаба прыг под потолок!
(Ставят кулак правой или левой руки на платочек («жаба»). Заворачивают «жабу» в платочек. Разворачивают.
Пальцы сильно растопыриваю в стороны.)
Приложение № 7
«Найди предмет похожей формы»
Берем цветные мелки на прогулку. Рисуем геометрические фигуры на асфальте. Пусть дети найдут что-нибудь похожей формы и положат в соответствующую фигуру. Например, камушек овальной формы - овал, лавочка – четырехугольник и т. д. Или можно вслух назвать предметы похожей формы, при этом вставая в геометрическую фигуру, например солнышко, ребенок встает в круг, окна детского садика – четырехугольник и т. д.
Приложение № 8
Приложение № 9
Приложение № 10
Приложение № 11
Приложение № 12
Итоговое мероприятие
«Путешествие в город Геометрических Фигур».
Задачи: развивать абстрактное мышление и воображение; закрепить знания о геометрических формах;
развивать образное мышление; и воображения; способствовать развитие личностных качеств, чувства успеха.
Материал, оборудование:
Ход мероприятия
Воспитатель: Сегодня мы совершим путешествие в город Геометрических фигур. А на чем же мы поедем?
Дети: (На машине, на велосипеде, на поезде)
Поезд: Чух- чух, чух- чух, мчится поезд во весь дух, паровоз пыхтит.
- Тороплюсь – гудит, - тороплюсь –тороплюсь - тороплюсь.
Воспитатель: Вот и приехали. Посмотрите ребята, что же мы видим? А вот и Наши старые друзья давайте вспомним как их зовут.
Прикатилось колесо, ведь похожее оно,
Как наглядная натура,
Лишь на круглую фигуру.
Догадался милый друг, ну конечно это КРУГ.
Я на дом похож немного и на стул похож всегда даже с домиком друзья. КВАДРАТ.
Что похоже на открытку, на конверт и на платок,
Что сравнить скажите можно с одеялом и ковром.
ТРЕХУГОЛЬНИК
Самолет летит по небу, треугольное крыло,
На моем велосипеде, Треугольное седло,
есть такой предмет угольник и все это ТРЕХУГОЛЬНИК.
В. Жители города любят поиграть, возьмем их с собой?
Дети. Да!
Воспитатель: Ну вот беда. Вчера был сильный дождь и на земле появились большие лужи. Как к ним подойти?
Дети. (Перепрыгнуть, обойти, построить мост) Приложение № 11
Воспитатель: Построим мост, а что нам для этого понадобится?
Дети: (Кирпичи, камни, Асфальт и т. д).
Воспитатель: Человечки у нас не обычные, и мосты у нас будут из волшебных кирпичей. Посмотрите ребята, сколько их здесь? Круглые камни для круга, квадратные для квадрата, треугольные для треугольника, прямоугольные для
Дети: (Прямоугольника) Ребята выполняют задание
Воспитатель: Ребята! А вы знаете, что наши друзья очень любят чаепитие. И сейчас они приглушают нас за стол. Но вот опять беда, стол нужно сервировать. Поможем.
Дети: Да! Детям раздаются столовые приборы скатерть чашки, блюдца, чайник. Сервируется стол.
Воспитатель: А давайте, посмотрим, чего же у нас не хватает.
Дети: Торт, конфеты, угощение, печенье.
Воспитатель: А вот и печенье. Приложение № 8. Давайте угостим наших друзей и разложим по форме на тарелочки. Кому какое печенье? Кругу круглое печенье.
Воспитатель: Квадратное печенье для квадрата, треугольное для треугольника, прямоугольное печенье для прямоугольника. (Дети раскладывают печенья.)
Воспитатель: Ребята, а теперь мы посмотрим на экран. Слайд 2
И что же они нам приготовили. А ребята давайте вспомним, как их зовут. А вот и они! Это что, как его зовут? (переключает анимацию, щелчком мышки.)
Дети: Круг!
Воспитатель: «Нет углов у меня и похож на блюдце я. На тарелку и на крышку на кольцо и колесо». А какой он друг наш круг?
Дети: Круглый, голубой, интересный и. т. д.
Воспитатель: А как зовут нашего следующего гостя? (Переключает анимацию, щелчком мышки.)
Дети: Треугольник!
Воспитатель: «Три вершины три угла, три сторонки у меня». Ребята подскажите мне, какой он треугольник?
Дети: Треугольный, голубой, добрый!
Воспитатель: И на конец последний наш друг. (Переключает анимацию, щелчком мышки.) Как зовут его?
Дети: Квадрат!
Воспитатель: «Я фигура - хоть куда очень ровная всегда, все углы во мне ровны и четыре стороны. Кубик мой любимый брат. Потому что я?
Дети: Квадрат!
Воспитатель: Молодцы ребята вспомнили всех! Но вот какая приключилась беда! Их предметы перепутались и теперь они не могут разобрать их. Наши друзья просят помочь им найти предметы, похожие на них, на круг, треугольник и квадрат. Поможем им Ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, что изображено на картинке? (по щелчку мышки появляется картинка)
Дети: Зонтик!
Воспитатель: Как вы думаете, кому он принадлежит?
Дети: Зонтик треугольный, он принадлежит треугольнику!
Воспитатель: Правильно!
Далее игра продолжается по аналогии, пока все предметы не будут распределены по своим домикам.
Слайд 3
Воспитатель: Ребята спасибо вам за помощь. Смотрите, что у нам получилось. Мяч, часы и колобок какой формы?
Дети: Круглые. (По щелчку мышки появляется круг и т. д.)
Воспитатель: Вы правильно выполнили задания. Что ж, ребята, Человечки хотят отблагодарить вас за то, что вы помогли им путешествовать по стране Геометрических фигур. Посмотрите, что он для вас приготовил! (ребята находят сундучок с мыльными пузырями)