Оксана Дубиц
Проект по математическому развитию для детей младшей группы «Город Геометрических фигур»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема.
Во время прогулок, занятий, режимных моментов, я стала замечать, что многие дети, особенно младшие, затрудняются назвать геометрические фигуры, не могут сказать, на какую геометрическую фигуру похож тот или иной предмет.
Даже при играх со счетными палочками, дети, легко составлявшие различные фигуры, стали затрудняться при их названии. В силу своих возрастных особенностей у детей раннего дошкольного возраста недостаточно сформировано представление о геометрических фигурах, умения сравнивать и располагать их, находить их в предметах окружающей среды.
Публикация «Проект по математическому развитию для детей младшей группы „Город Геометрических фигур“» размещена в разделах
Актуальность
этой темы обусловлена тем, что дети раннего дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям (количества, форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе и формирования о представления геометрических фигурах их элементах и свойствах). Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивает ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить ознакомление детей с формой предметов и геометрическими фигурами.
Именно ранний дошкольный возраст является когнитивным периодом сенсорного развития.
Цель:Развивать представления о геометрических фигурах через игровую деятельность.
Задачи: 1. Развить способность умения у детей сравнивать, соотносить, группировать устанавливать тождество и различие предметов по одному из сенсорных признаков – форме.
2. Учить детей называть свойство предметов по форме.
3. Обогащать в играх с дидактическим материалом словарный запас детей.
Организация деятельности над проектомДеятельность педагога.
- Подготовка дидактических и методических материалов.
- Организация продуктивной деятельности.
- Проведение интересных обучающих игр, бесед, наблюдений, упражнений.
- беседы с родителями о проведении познавательного проекта (домашнее задание: изготовление поделок «геометрические фигуры»);
Деятельность детей.
- Участие в играх, беседах, наблюдениях.
- Закрепление полученных знаний с родителями.
- Изготовление поделок из бумаги, пластилина.
Деятельность родителей.
- Организация фото - выставки.
- Участие в проведении итогового мероприятия.
- Закрепление пройденного материала.
Паспорт проекта.
Тип проекта: Познавательный игровой.
Длительность проекта: Краткосрочный.
Срок реализации: 5 дней
Участники проекта: Группа детей младшего дошкольного возраста
№ 1 «Ивушка» и их родители, воспитатели.
Продукт проектной деятельности:
- Выставка детских поделок, коллективной работы, фотовыставка.
- Комплексное итоговое мероприятие «Играем с геометрическими человечками»
Предполагаемый результат:
В результате реализации проекта дети смогут расширить и закрепить свои знания о геометрических фигурах, а также развить в себе коммуникативные, познавательные и творческие способности.
План реализации проекта по дням недели.
Понедельник
Тема: «Круг» -Уточнить представление детей о геометрической фигуре – круг, распознавать и находить в предметах окружающей среды.
-Развивать мелкую моторику.
- Усвоение простых танцевальных движений.
- Помочь детям понять содержание сказки «Колобок», побуждать проговаривать слова в песенки колобка.
-Пополнять словарный запас.
-Учить детей бросать и попадать в цель. -Беседа: знакомство с кругом.
-П. И. «Накорми птичку» Приложение № 12
-Д. И. «Чудесный мешочек» (Ассоциации)
- Заучивание стихотворение
«Солнышко» Приложение № 1
-П. И. «Попади в корзину» Приложение № 3
- Игра - пляска:
«Мы в кружочек встали» Приложение № 2
-Чтение Русской народной сказки «Колобок»
Повторение стихотворения «Солнышко»
Вторник
Тема: «Квадрат» -Уточнить представление детей о геометрической фигуре – квадрат, распознавать и находить в предметах окружающей среды.
-Развивать мелкую моторику.
- Учит детей действовать по команде взрослого, упражнять в произнесении звуков.
- Пополнять словарный запас. -Беседа: Знакомство с квадратом.
-Игра ситуация. «Построй мостик»
Приложение № 11
Театральная сказка
«Теремок»
-Д. И «Найди пару» Приложение № 10
- П. И. «Птички и дождик» Приложение №
-Д. И «Выложи из счетных палочек квадраты». Приложение №
-Пальчиковая игра «Флажок»
- Игра с квадратным платочком. «Жаба» Приложение № 6 Нарисовать и украсить цветными квадратиками, из бумаги, «Кошкин дом».
Среда
Тема: «Треугольник» -Уточнить представление детей о геометрической фигуре – треугольник, распознавать и находить в предметах окружающей среды.
-Развивать мелкую моторику.
- Закреплять знание формы, поддерживать самостоятельность, развивать умение ориентироваться в пространстве. -Беседа: Знакомство с треугольником.
-Д. И. «На что похоже?»
-П. И «Найди свой домик» Приложение № 4
-Аппликация «Накорми зайца»
-Пальчиковая игра «Дом» Приложение № 5
- Рисование соломинкой на песке знакомые фигуры.
Сконструировать из бумажных треугольников ракету.
Четверг
Тема: «Четырехугольник» -Уточнить представление детей о геометрической фигуре – прямоугольник, распознавать и находить в предметах окружающей среды.
-Развивать мелкую моторику.
- Учит самостоятельно выбирать форму для коврика. Рисовать линии, точки, круги, закрашивать частично поверхность листа и т. д. -Беседа: Знакомство с
Четырехугольником.
- Д. И. «Выложи из счетных палочек прямоугольник» Приложение № 9
- П. И. «Лохматый пес»
-Д. И. «Чудесный мешочек».
-Д. И «Найди предмет похожей формы» Приложение № 7
- Пальчиковая гимнастика
«Сделай фигуру из пальчиков» Аппликация
из цветной бумаги «Коврик для собачки».
Пятница. «Путешествие в город Геометрических Фигур».
Уточнить представление детей о геометрической фигуре – прямоугольник, круг, квадрат, четырехугольник распознавать и находить в предметах окружающей среды.
-Развивать мелкую моторику.
- Учит самостоятельно выбирать форму для постройки моста. Итоговое мероприятие
«Путешествие в город Геометрических Фигур».
Приложение № 12
- П. И. «Поезд»
- Загадки
- Д. И «Построим мост»
Приложение № 11
- Дидактическая игра презентация «Найди свой домик». Приложение № 4
Поделки из природного материала на тему:
«Геометрические фигуры»
Приложение № 1
Стихотворение «Солнышко»
Я рисую солнышко круглое, большое.
Я поглажу солнышко, ласкова рукою.
Пусть сияет солнышко, ярко так сияет.
Мамочку любимую нежно согревает.
Приложение № 2
Игра пляска: «Мы в кружочек встали»
Ход игры: Взрослый поет, а дети, стоя в круге, повторяют движения, о которых говорится в песне.
Мы в кружочек встали,
С тетей мы плясали.
Мы плясали, мы плясали,
Ножки выставляли! (2 раза)
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко.
Мы плясали, мы плясали,
Ножки выставляли! (2 раза) Над головкой тоже
Хлопали в ладоши.
Мы плясали, мы плясали,
Ножки выставляли! (2 раза)
Ручки поднимали,
Тете помахали.
Мы плясали, мы плясали,
Ножки выставляли! (2 раза)
Приложение № 3
Подвижная игра: «Попади в корзину»
Очерчивается мелом круг «Озеро». В центре ставят корзину. Дети встают по кругу с мячами в руках. По сигналу воспитателя все бросают в корзину.
Приложение № 4
Подвижная игра «Найди свой домик»
Воспитатель раздает знакомые фигуры карточки. Дети размещаются в своих домиках (треугольниках, квадратах и т. д., запоминают. По сигналу взрослого выходят гулять на поляну. Они выполняют самостоятельно на свое усмотрения разные движения. По сигналу взрослого «Дождь!» дети бегут в вои домики. Взрослый вместе с ними проверяет, все ли занял свои домики, помогает детям найти свои домики, если они их не запомнили.
Приложение № 5
Пальчиковая игра «Домик»
Дом стоит с трубой и крышей
На балкон гулять я вышел.
(Ладони направленны под углом, кончики пальцев соприкасаются: средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию).
Приложение № 6
Игра с квадратными платочками. «Жаба»
Дети кладут платочек на колени.
Жабу мы нашли на кочки,
Принесли домой в платочке.
Развернули мы платок-
Жаба прыг под потолок!
(Ставят кулак правой или левой руки на платочек («жаба»). Заворачивают «жабу» в платочек. Разворачивают.
Пальцы сильно растопыриваю в стороны.)
Приложение № 7
«Найди предмет похожей формы»
Берем цветные мелки на прогулку. Рисуем геометрические фигуры на асфальте. Пусть дети найдут что-нибудь похожей формы и положат в соответствующую фигуру. Например, камушек овальной формы - овал, лавочка – четырехугольник и т. д. Или можно вслух назвать предметы похожей формы, при этом вставая в геометрическую фигуру, например солнышко, ребенок встает в круг, окна детского садика – четырехугольник и т. д.
Приложение № 8
Приложение № 9
Приложение № 10
Приложение № 11
Приложение № 12
Итоговое мероприятие
«Путешествие в город Геометрических Фигур».
Задачи: развивать абстрактное мышление и воображение; закрепить знания о геометрических формах;
развивать образное мышление; и воображения; способствовать развитие личностных качеств, чувства успеха.
Материал, оборудование:
Ход мероприятия
Воспитатель: Сегодня мы совершим путешествие в город Геометрических фигур. А на чем же мы поедем?
Дети: (На машине, на велосипеде, на поезде)
Поезд: Чух- чух, чух- чух, мчится поезд во весь дух, паровоз пыхтит.
- Тороплюсь – гудит, - тороплюсь –тороплюсь - тороплюсь.
Воспитатель: Вот и приехали. Посмотрите ребята, что же мы видим? А вот и Наши старые друзья давайте вспомним как их зовут.
Прикатилось колесо, ведь похожее оно,
Как наглядная натура,
Лишь на круглую фигуру.
Догадался милый друг, ну конечно это КРУГ.
Я на дом похож немного и на стул похож всегда даже с домиком друзья. КВАДРАТ.
Что похоже на открытку, на конверт и на платок,
Что сравнить скажите можно с одеялом и ковром.
ТРЕХУГОЛЬНИК
Самолет летит по небу, треугольное крыло,
На моем велосипеде, Треугольное седло,
есть такой предмет угольник и все это ТРЕХУГОЛЬНИК.
В. Жители города любят поиграть, возьмем их с собой?
Дети. Да!
Воспитатель: Ну вот беда. Вчера был сильный дождь и на земле появились большие лужи. Как к ним подойти?
Дети. (Перепрыгнуть, обойти, построить мост) Приложение № 11
Воспитатель: Построим мост, а что нам для этого понадобится?
Дети: (Кирпичи, камни, Асфальт и т. д).
Воспитатель: Человечки у нас не обычные, и мосты у нас будут из волшебных кирпичей. Посмотрите ребята, сколько их здесь? Круглые камни для круга, квадратные для квадрата, треугольные для треугольника, прямоугольные для
Дети: (Прямоугольника) Ребята выполняют задание
Воспитатель: Ребята! А вы знаете, что наши друзья очень любят чаепитие. И сейчас они приглушают нас за стол. Но вот опять беда, стол нужно сервировать. Поможем.
Дети: Да! Детям раздаются столовые приборы скатерть чашки, блюдца, чайник. Сервируется стол.
Воспитатель: А давайте, посмотрим, чего же у нас не хватает.
Дети: Торт, конфеты, угощение, печенье.
Воспитатель: А вот и печенье. Приложение № 8. Давайте угостим наших друзей и разложим по форме на тарелочки. Кому какое печенье? Кругу круглое печенье.
Воспитатель: Квадратное печенье для квадрата, треугольное для треугольника, прямоугольное печенье для прямоугольника. (Дети раскладывают печенья.)
Воспитатель: Ребята, а теперь мы посмотрим на экран. Слайд 2
И что же они нам приготовили. А ребята давайте вспомним, как их зовут. А вот и они! Это что, как его зовут? (переключает анимацию, щелчком мышки.)
Дети: Круг!
Воспитатель: «Нет углов у меня и похож на блюдце я. На тарелку и на крышку на кольцо и колесо». А какой он друг наш круг?
Дети: Круглый, голубой, интересный и. т. д.
Воспитатель: А как зовут нашего следующего гостя? (Переключает анимацию, щелчком мышки.)
Дети: Треугольник!
Воспитатель: «Три вершины три угла, три сторонки у меня». Ребята подскажите мне, какой он треугольник?
Дети: Треугольный, голубой, добрый!
Воспитатель: И на конец последний наш друг. (Переключает анимацию, щелчком мышки.) Как зовут его?
Дети: Квадрат!
Воспитатель: «Я фигура - хоть куда очень ровная всегда, все углы во мне ровны и четыре стороны. Кубик мой любимый брат. Потому что я?
Дети: Квадрат!
Воспитатель: Молодцы ребята вспомнили всех! Но вот какая приключилась беда! Их предметы перепутались и теперь они не могут разобрать их. Наши друзья просят помочь им найти предметы, похожие на них, на круг, треугольник и квадрат. Поможем им Ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, что изображено на картинке? (по щелчку мышки появляется картинка)
Дети: Зонтик!
Воспитатель: Как вы думаете, кому он принадлежит?
Дети: Зонтик треугольный, он принадлежит треугольнику!
Воспитатель: Правильно!
Далее игра продолжается по аналогии, пока все предметы не будут распределены по своим домикам.
Слайд 3
Воспитатель: Ребята спасибо вам за помощь. Смотрите, что у нам получилось. Мяч, часы и колобок какой формы?
Дети: Круглые. (По щелчку мышки появляется круг и т. д.)
Воспитатель: Вы правильно выполнили задания. Что ж, ребята, Человечки хотят отблагодарить вас за то, что вы помогли им путешествовать по стране Геометрических фигур. Посмотрите, что он для вас приготовил! (ребята находят сундучок с мыльными пузырями)