МААМ-картинки

Проект по нетрадиционному рисованию для детей среднего дошкольного возраста «Наши руки не для скуки»

Ольга Иванова
Проект по нетрадиционному рисованию для детей среднего дошкольного возраста «Наши руки не для скуки»
▼ Скачать + Заказать документы

АКТУАЛЬНОСТЬ

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Публикация «Проект по нетрадиционному рисованию для детей среднего дошкольного возраста „Наши руки не для скуки“» размещена в разделах

Однако у детей среднего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов.

Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:

Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.).

Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.

Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)

Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);

Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.

Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта : «Наши руки не для скуки»

Составитель проекта : воспитатель МДОУ «Детский сад №1 «Березка»

Вид проекта : творческий

Длительность проекта : Долгосрочный

Сроки и этапы реализации проекта : Сентября 2023 – Май 2024 гг.

I этап – подготовительный:

1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

2. Разработка содержания проекта.

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

4. Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности». (см. приложение №1)

II этап – основной:

1. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей 2 младшей – средней группы.

2. Формирование навыков художественной деятельности детей среднего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.

III этап – завершающий:

1. Презентация проекта.

2. Разработать «Методические рекомендации» по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми среднего дошкольного возраста.

Участники проекта : воспитатели, родители, дети среднего дошкольного возраста.

Продукты проектной деятельности : Рисунки, выставки.

Итоговое проектное мероприятие : Презентация.

Цель проекта : Развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Задачи проекта :

• Знакомить детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.

• Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.

• Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (рисование пальчиками и ладошкой, рисование оттиском из картофеля, и т. д.).

• Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта :

• формирование у детей дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

• владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

• умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;

• повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

ДИАГНОСТИКА

Итоги творческой деятельности детей подводятся по окончании занятий каждого блока в виде:

- итоговых выставок детских работ по темам данного блока с их обсуждением и анализом;

- коллективных работ;

- диагностического рисунка на заданную тему.

Кроме того, в начале и в конце учебного года проводится дополнительная детальная диагностика детских рисунков, позволяющая проанализировать знания, умения и навыки детей в изобразительной деятельности по таким направлениям, как предметное рисование (передача формы, строения, пропорций предметов, декоративное рисование (колористические и композиционные умения, сюжетное рисование (передача движения, композиционные умения и т. п.). Оцениваются технические умения и навыки детей, их творческие возможности. (см. приложение №2)

Формы реализации проекта :

Формы работы с детьми: создание игровой ситуации, проговаривание последовательности работы, наблюдения, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, организованная деятельность.

План занятий во второй младшей-средней группе :

месяц техника нетрадиционного развития тема занятия

сентябрь рисование пальчиками

диагностика Цветные пальчики

Ягодки на тарелке

Сшили Тане сарафан

Разноцветные мячики

октябрь рисование пальчиками Дождик, дождик пуще.

Листья желтые летят

Подводное царство

Петушок, петушок…

ноябрь рисование ладошками Цветные ладошки

Цветик-семицветик

Ёжик

Мишка косолапый

декабрь рисование ватными палочками Горошины для петушка

Идет снег

Узор на платочке

В лесу родилась елочка

январь тычок Вот зима кругом

Снег идет

Цыплятки

Бусы для Кати

февраль оттиск (штамп) пенопластом Кубики для Вани

Мячики

Башни

Гусеница

март оттиск (штамп) пенопластом Платье для Катюши

рисование губкой Спрячь зайку

рисование трафаретом Веселые животные

рисование по-мокрому Солнышко

апрель рисование смятой бумагой Березки

Одуванчики

Ёжик

монотипия Воздушные шарики

май набрызг Салют

Звездочки на небе

рисование пипеткой

Дождь идет

Мухомор

диагностика

Для родителей написала консультацию: «Значение рисования нетрадиционными способами», «Нетрадиционные техники рисования». (см. приложение №3)

Заключение

Проект «Наши руки не для скуки» направлен на развитие творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка - оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.

Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.

В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками : рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, печатками из овощей и другими. Малышам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I, II – М. ; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.

2. Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. ; Мозаика-Синтез, 2008г.

3. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М. ; Педагогическое общество России, 2005г.

4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. ; КАРО, 2008г.

5. Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

6. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995г.

7. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 3 – 4 лет. – М., 2010.

8. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007.

9. Белкина В. Н. и др. Дошкольник : обучение и развитие. – Ярославль, 1998.

10. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.

11. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.

12. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

13. Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11

14. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке // Обруч. – 1999. - №2

Приложение №2

Педагогическая диагностика овладения детьми изобразительной деятельностью. Анализ продукта деятельности.

1. Передача формы:

форма передана точно – 3 балла;

есть незначительные искажения – 2 балла;

искажения значительные, форма не удалась – 1 балл.

2. Строение предмета:

части расположены верно – 3 балла;

есть незначительные искажения - 2 балла;

части предмета расположены неверно - 1 балл.

3. Передача пропорций предмета в изображении:

пропорции предмета соблюдаются – 3 балла;

есть незначительные искажения – 2 балла;

пропорции предмета преданы неверно – 1 балл.

4. Композиция.

а) расположение на листе:

по всему листу – 3 балла;

на полосе листа – 2 балла;

не продумана, носит случайный характер – 1 балл.

б) отношение по величине разных изображений:

соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов – 3 балла;

есть незначительные искажения – 2 балла;

низкий уровень- пропорциональность разных предметов передана неверно – 1 балл.

5. Передача движения:

движение передано достаточно четко – 3 балла;

движение передано неопределённо, неумело – 2 балла;

изображение статическое – 1 балл.

6. Цвет.

а) цветовое решение изображения:

реальный цвет предметов – 3 балла;

есть отступления от реальной окраски – 2 балла;

цвет предметов передан неверно – 1 балл;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

многоцветная гамма – 3 балла;

преобладание нескольких цветов или оттенков (теплые, холодные) – 2 балла;

безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете – 1 балл.

Анализ процесса деятельности.

1. Характер линии:

а) характер линии:

слитная – 3 балла;

линия прерывистая – 2 балла;

дрожащая (жесткая, грубая) – 1 балл.

б) нажим:

средний – 3 балла;

сильный, энергичный – 2 балла;

слабый – 1 балл.

в) раскрашивание:

мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура – 3 балла;

крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура – 2 балла;

беспорядочными линиями (мазками, не умещающимися в пределах контура – 1 балл.

г) регуляция силы нажима:

регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах контура – 3 балла;

регулирует силу нажима, при раскрашивании иногда выходит за пределы контура – 2 балла;

не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура – 1 балл.

2. Уровень самостоятельности:

выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами – 3 балла;

требуется незначительная помощь взрослого, с вопросами к взрослому обращается редко – 2 балла;

необходима поддержка, стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается – 1 балл.

3. Творчество:

1. самостоятельность замысла;

2. оригинальность изображения;

3. стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Все оценки показателей по каждому критерию суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок:

во второй младшей группе – 30 баллов,

в средней группе – 33 балла,

в старшей и подготовительной – 36 баллов.

На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения изобразительной деятельностью

Критерии и оценки

Низкий уровень 10- 16 балов.

Средний уровень 17-23 балов.

Высокий уровень 24-30 балов.

Диагностическое обследование на выявление уровня творческого развития.

Задание на дорисовывание шести кругов : ребятам выдавался стандартный альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в два ряда (по три в каждом) кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагалось рассмотреть на рисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их так, чтобы получилось красиво. Задания должны в совокупности изображенных образов, имеющих общую основу (круг, отразить уровень богатства впечатлений, сложность творческого процесса, уровень развития воображения.

Выполнение этого задания оценивалось следующим образом: по критерию «продуктивность» — количество кругов, оформленных ребенком в образы, и составляло количество баллов, полученное ребенком. Так, если в образы оформлялись все шесть кругов, то выставлялась оценка 6, если 5, то оценка была 5, и т. д. Все баллы суммировались. Общее число баллов позволяло определить процент продуктивности выполнения задания воспитанниками всей группы в целом.

Следующий критерий - «разработанность образа», этот критерий определяет полноту и разнообразие выделенных ребенком и переданных в рисунке признаков, деталей изображаемых предметов и оценивается по трехбалльной шкале.

1 балл - дорисовывание с передачей одного признака (либо дорисовывание, либо закрашивание);

2 балла - дорисовывание с передачей нескольких (2-3) признаков;

3 балла - дорисовывание с передачей более трех признаков.

К общему баллу может быть добавлен 1 балл, если переданы детали, наиболее ярко характеризующие образ.

Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оценивались по трехбалльной системе.

Оценка «3» — высокий уровень — ставилась тем детям, которые наделяли предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторов (например, яблоко желтое, красное, зеленое или мордочки зверюшек заяц, мишка и т. п., или близкого образа.

Оценка «2»средний уровень — ставилась тем детям, которые наделяли образным значением все или почти все круги, но допуска ли практически буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т. п.).

Оценка «1» — низкий балл — ставилась тем детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.

Оценивалась не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания, использование цвета в дорисовывании и раскрашивании изображений может быть оценено по 3-балльной системе.

1 балл — использование при закрашивании 1—2 цветов;

2 балла — использование в рисунках в целом 3—4 цветов;

Збалла — использование при передаче образов более 4 цветов, выразительное решение в целом.

Подсчитывается общее количество баллов, полученное каждым ребенком, всеми детьми каждой группы (суммарный балл, затем выводится средний балл для группы (общее число баллов, полученное группой, делится на количество детей в ней). Эти показатели по каждой группе позволяют сравнивать группы в целом и отдельных детей между собой. И подсчитывается общее количество созданных детьми индивидуальных изображений.

Оценка результатов тестирования осуществлялась в двух направлениях:

1) индивидуально по каждому ребенку (выделяя оригинальность созданных детьми изображений);

2) по группе в целом (выводя общее число баллов, средний балл, общее число образов, и это позволило нам оценить не только уровень развития творчества, но и уровень воспитательно-образовательной работ в группе.

Анализ результатов выполнения задания.

Высокий уровень – наделяет предметы оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного и того же близкого образа.

Средний уровень – наделяет образным значением все или почти все круги, но допускали почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли предметы простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, шар и т. д.)

Низкий уровень – не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно.

Публикации по теме:

«Наши руки не для скуки!» (детские работы)«Наши руки не для скуки!» (детские работы) В рамках дошкольного учреждения, мною был организован кружок по декоративно-прикладному творчеству "Умелые ручки", который я провожу с детьми.

Аппликация из ладошек «Наши руки не для скуки» «Наши руки не для скуки». Аппликация из ладошек Две ладошки целый день прогоняют скуку-лень. И рисуют, и играют, в кухне маме помогают.

Фотоотчет «Наши руки не знают скуки»Фотоотчет «Наши руки не знают скуки» Продолжая тему краеведения (см. Глиняные превращения,я стараюсь как можно больше узнать о народных промыслах своего края. В интернете нашла.

Фотоотчет о занятии по нетрадиционному рисованию «Наши руки — не для скуки»Фотоотчет о занятии по нетрадиционному рисованию «Наши руки — не для скуки» Цель:формировать умение рисовать изображение по сложному контуру (рисунок кисти руки) Задачи: • знакомить детей с возможностью создания.

Фотоотчет «Наши руки не знают скуки!»Фотоотчет «Наши руки не знают скуки!» Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни, а впереди - взросление и самостоятельная жизнь. С помощью представленных занятий,.

Фотоотчет о творческой деятельности детей «Наши руки не для скуки»Фотоотчет о творческой деятельности детей «Наши руки не для скуки» Дорогие друзья, доброе время суток! "Наши руки не для скуки" - под таким девизом наши воспитанники под руководством воспитателей Товпеко.

Наши руки не для скуки. Поделушечки. (часть2)Наши руки не для скуки. Поделушечки. (часть2) Уважаемые коллеги бытует мнение, что талантливый человек - талантлив во всем! Путешествуя по вашим страничкам хочу полностью согласиться.

Проект по декоративно-прикладному искусству мордовского и русского народа «Наши руки не знают скуки» Проект по декоративно-прикладному искусству мордовского и русского народа Тема: «Наши руки не знают скуки».В старшей группе № 10. Выполнила:.

«Наши руки не для скуки». Работа с родителями«Наши руки не для скуки». Работа с родителями Оформление мини-выставки руками родителей и детей. Цели и задачи:• установить отношения сотрудничества между детьми, родителями, воспитателями;.

Стенгазета «Наши руки — не для скуки»Стенгазета «Наши руки — не для скуки» С сентября 2017 года мы с детьми нашей младше-средней группы "Облачко" начали усиленно заниматься развитием мелкой моторики пальцев рук.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по нетрадиционному рисованию для детей среднего дошкольного возраста «Наши руки не для скуки»
Опубликовано: 16 декабря 2023 в 15:26
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по нетрадиционному рисованию для детей среднего дошкольного возраста «Наши руки не для скуки»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Иванова (УИ 887922) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД