Наталья Владимировна Ефремова
Проект «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Наименование проекта: «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»
Составитель проекта: Воспитатель Ефремова Наталья Владимировна
Вид проекта: Творческий
Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования
Задачи проект:
Публикация «Проект „Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Познакомить с нетрадиционными техниками рисования (пуантилизм, монотипия, рисование пальчиками, тычкование и т. д., учить применять их в изо деятельности.
- Развивать навыки применения технических приемов работы с различными материалами.
- Приобщать родителей к знакомству с нетрадиционными техниками рисования, оказывать поддержку в совместном творчестве с детьми.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое»
Срок и этапы реализации проекта: Сентябрь – май
Сентябрь – май
1 этап – подготовительный: сентябрь
1. Изучение, анализ научно-исследовательской и методической литературы, интернет – ресурсов, подбор программно-методического обеспечения, наглядно-демонстрационного материала по данной теме.
2. Разработка содержания проекта.
3. Планирование деятельности, направленной на реализацию проекта.
4. Опрос родителей.
2 этап – основной: октябрь – апрель
1. Создание условий, способствующих развитию творческих способностей.
2. Формирование навыков изо деятельности.
3. Организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.
3 этап – заключительный: май
1. Диагностика эффективности проекта.
2. Презентация проекта на различных уровнях.
В результате выполнения проекта будет достигнуто:
- сформируются знания у детей о нетрадиционных техниках рисования.
- дети овладеют техническими приемами работы с различными материалами.
- привьются умения к самостоятельному применению нетрадиционных техник рисования.
- повысится профессиональный уровень и педагогическая компетентность педагога.
- повысится компетентность родителей по теме применения нетрадиционных техник, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Целевые группы проекта: Дети, воспитатели, родители.
Актуальность: «Изображать можно различными материалами, различными способами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка».
На современном этапе развития нашего общества, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
НОД по изо деятельности способствует: развитию творческих способностей, наблюдательности, воображения, художественного мышления и памяти детей.
Однако у детей навыки и умения еще не до конца сформированы, и это мешает им в своих рисунках выражать задуманное, поэтому рисунки у детей часто получаются неузнаваемыми, и, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Но применение нетрадиционных техник позволяет ребенку отойти от предметного изображения и выразить в рисунке свои чувства и эмоции, что вселяет уверенность ребёнка в своих силах, тем самым, развивает творческие способности.
Нетрадиционное рисование основано на фантазии, оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не рисунок или поделка, а развитие личности.
И для того чтобы дети занимались таким творчеством, необходима поддержка со стороны взрослых. Поэтому в проекте нужно делать акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
- Материально-техническое обеспечение проекта: краски и вода, гуашь, ватные диски и палочки, штампы, бумага.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Период: Сентябрь 1 неделя
Мероприятия: Изучение, анализ научно-исследовательской и методической литературы, интернет – ресурсов, подбор программно-методического обеспечения, наглядно-демонстрационного материала по данной теме.
Задачи: Повысить личностную компетентность.
Период: Сентябрь 2 неделя
Мероприятия: Разработка содержания проекта: «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»
Задачи: Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты.
Период: Сентябрь 3 неделя
Мероприятия: Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта
Задачи: Определить объем и содержание работы.
Период: Сентябрь 4 неделя
Мероприятия: Анкетирование родителей по выявлению у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования. (Приложение 1)
Задачи: Выявить компетентность родителей по вопросу развития у дошкольников изобразительных навыков.
Основной этап
Период: Октябрь 1 неделя
Мероприятия: НОД «Волшебные цветы»
Задачи: Познакомить с техникой нетрадиционного рисования (Эбру) – учить работать с красками на воде, активизировать словарь, развивать фантазию.
Период: Октябрь 2 неделя
Мероприятия: Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме «Осенний ковер»
Задачи: Закреплять технику нетрадиционного рисования (Эбру, активизировать словарь, развивать мелкую моторику рук.
Период: Октябрь 3 неделя
Мероприятия: Буклет для родителей: «Техника «Эбру»»
Задачи: Познакомить родителей с основами техники «Эбру».
Период: Октябрь 4 неделя
Мероприятия: Совместная деятельность в индивидуальной форме «Коврик для котенка»
Задачи: Развивать творческое воображение, учить применять новый прием в технике «Эбру».
Период: Ноябрь 1 неделя
Мероприятия: НОД «Золотая рыбка»
Задачи: Познакомить с техникой нетрадиционного рисования пуантилизм, активизировать словарь, развивать мелкую моторику.
Период: Ноябрь 2 неделя
Мероприятия: Консультация для родителей: «Рисование нетрадиционным способом «Пуантилизм»
Задачи: Продолжать знакомить родителей с основами рисование нетрадиционными способами.
Период: Ноябрь 3 неделя
Мероприятия: НОД «Ёжик»
Задачи: Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.
Период: Ноябрь 4 неделя
Мероприятия: Мастер – класс для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»
Задачи: Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.
Период: Декабрь 1 неделя
Мероприятия: НОД «Одуванчики»
Задачи: Знакомить рисованием ватной палочкой, развивать мелкую моторику, активизировать словарь.
Период: Декабрь 2 неделя
Мероприятия: Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме «Мандалы – круговые узоры, симметричные и разноцветные»
Задачи: Закреплять нетрадиционное рисование (способом рисованием ватной палочкой, активизировать словарь по теме, развивать мелкую моторику.
Период: Декабрь 3 неделя
Мероприятия: НОД «Зимнее дерево» Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме «Ёлочка зеленая»
Задачи: Познакомить с техникой нетрадиционного рисования «Отпечатка». Закреплять технику нетрадиционного рисования активизировать словарь по теме, развивать творческое воображение, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Период: Декабрь 4 неделя
Мероприятия: Оформление художественной выставки «Наши работы»
Задачи: Продолжать знакомить детей с понятием «выставка», её назначение; побуждать детей принимать в ней активное участие, вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом, привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности.
Период: Январь 1 неделя
Мероприятия: Развлечение «Разноцветный мир»
Задачи: Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий, активизировать словарь по теме, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Период: Январь 2 неделя
Мероприятия: Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме: «Необычные звери»
Задачи: Познакомить с техникой нетрадиционного рисования акварельная техника рисования – кляксография. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
Период: Январь 3 неделя
Мероприятия: Консультация для родителей оформление в папках передвижках «Акварельная техника рисования»
Задачи: Продолжать знакомить родителей с основами изобразительной деятельности нетрадиционными способами рисования.
Период: Январь 4 неделя
Мероприятия: Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме «Пышные пионы»
Задачи: Познакомить с техникой – мыло+краска. Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.
Период: Февраль 1 неделя
Мероприятия: НОД: «Галстук для папы»
Задачи: Закрепить умение украшать галстук узором, используя элементы техникой нетрадиционного рисования (способом примакивания); активизировать словарь по теме, развивать мелкую моторику.
Период: Февраль 2 неделя
Мероприятия: Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме: «Зимний лес»
Задачи: Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами, активизировать словарь по теме, развивать мелкую моторику.
Период: Февраль 3 неделя
Мероприятия: НОД «Осьминожки» Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме: «Солнышко лучистое»
Задачи: Продолжать знакомить с пальчиковой техникой рисования. Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.
Период: Февраль 4 неделя
Мероприятия: Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме «Зимние картины»
Задачи: Познакомить с техникой Граттаж (воскография). Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.
Период: Март 1 неделя
Мероприятия: НОД «Ромашки»
Задачи: Познакомить с техникой нетрадиционного рисования пластилинография; активизировать словарь по теме; развивать мелкую моторику.
Период: Март 2 неделя
Мероприятия: Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме «Открытка для мамы»
Задачи: Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками, для украшения цветами открытки для мамы. Развиваем мелкую моторику рук.
Период: Март 3 неделя
Мероприятия: Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме «Щенок»
Задачи: Продолжить знакомить детей с техникой нетрадиционного рисования пластилинография. Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.
Период: Март 4 неделя
Мероприятия: Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме рисование «Цветы в вазе»
Задачи: Продолжить знакомить детей со способом рисования сухой кистью методом тычка, развивать изобразительные навыки и умения.
Период: Апрель 1 неделя
Мероприятия: НОД «Бабочка»
Задачи: Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования. Знакомство с техникой – Монотипия. Активизировать словарь по теме; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Период: Апрель 2 неделя
Мероприятия: Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме «Рыбки в аквариуме»
Задачи: Закреплять навык складывания листа пополам, на одной стороне рисовать рисунок, на другой получать его отражение. Активизировать словарь по теме, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Период: Апрель 3 неделя
Мероприятия: Оформление художественной выставки «Волшебный мир акварели»
Задачи: Побуждать детей принимать активное участие, привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности, вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.
Период: Апрель 4 неделя
Мероприятия: Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме «Волшебные узоры»
Задачи: Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования «Ниткопись». Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.
Завершающий этап
Период: Май 1 неделя
Мероприятия: Развлечение «Волшебство приходит в гости»
Задачи: Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий.
Период: Май 2 неделя
Мероприятия: Участие воспитанников в международном конкурсе рисунка
Задачи: Представить опыт детей на международном конкурсе.
Период: Май 4 неделя
Мероприятия: Оформление художественной выставки: «Мир глазами детей»
Задачи: Продолжать знакомить детей с понятием «выставка», её назначение; побуждать детей принимать в ней активное участие, вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом, привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности.
Диагностическая карта (нетрадиционные техники рисования)
Заключение
[/b]
Проект «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» направлен на развитие творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем они разнообразнее, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изо деятельности, но и способствует развитию творческого воображения. В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: эбру, тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, смятой бумагой и другими. Детям очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают наш детский сад.
Список литературы.
1. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду/Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М. : Просвещение,1982.– 208 с.
2. Волчкова, В. Н. Развитие и воспитание детей дошкольного возраста»» / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова, практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001. – 392с.
3. Давыдова, Н. А. Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» / Н. А. Давыдова, Е. А. Лысова, Е. А. Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 279с.
4. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду /Г. Н. Давыдова, Скрипторий, 2003.
5. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М. :«Просвещение», 2005.
6. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество /Т. С. Комарова. – М. :Мозаика-Синтез, 2005.
7. Субботина Л. Развитие воображения у детей Л. Субботина. – Ярославль, 1998.
8. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду А. В. Никитина. – Каро, 2007.
9. Уроки рисунка»/АкваЭксперт. Ру/http://graphic.org.ru/video.html
10. Техники эбру/http://ru.dokusu.com/ebru-sanati-teknikleri Краски для эбру/http://ru.dokusu.com/ebru-sanat-malzemeleri
11. Татьяна Кириллова «Искусство росписи по воде»/http://www.ebru-art.ru/index.html
12. Окульская Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру. Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 62-URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10385/
Приложение 1
Анкета для родителей по выявлению у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования.
[/b]
Уважаемые родители! Изобразительное искусство является важным источником развития эмоций, социального опыта и творчества детей. Для выявления у воспитанников интереса к нетрадиционным техникам рисования и эффективной организации работы с ними по изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.
1. Чем ваш ребенок любит заниматься дома (рисовать, лепить, вырезать из бумаги и т. д.? ___
2. Как вы считаете, есть ли у вашего ребенка способности к изобразительному творчеству? ___
3. Имеется ли у ребенка специальное место для занятий изобразительной деятельностью и хранения соответствующих материалов? ___
4. Рисует ли кто-то из членов семьи? ___
5. Обращается ли к вам ребенок за помощью в процессе рисования (необходим совет по теме, выбору материалов, расположению рисунка на листе и т. д.? ___
6. Рассматриваете ли вы с ребенком иллюстрации детских книг, обращаете ли внимание на работу художников-иллюстраторов? ___
7. Считаете ли вы необходимым осуществлять руководство детской изобразительной деятельностью? ___
8. Какими изобразительными материалами любит рисовать ребенок (карандашами, гуашью, акварелью, углем, пастелью, восковыми мелками, фломастерами.? ___
9. С какими нетрадиционными техниками рисования вы знакомы? ___
10. Использует ли ребёнок в рисовании нетрадиционные способы (пальцем, ладошкой, другими предметами? ___
11. Ребенок пользуется любыми из имеющихся у него материалов для рисования, когда сам пожелает, или по вашему разрешению? ___
12. Какие темы наиболее часто ребенок отражает в рисунках? ___
13. Рассказывает ли ребенок о своем рисунке? ___
14. Как используются детские работы дома (собираются в специальную папку, устраиваются мини-выставки, периодически рассматриваются совместно с ребенком, др.? ___
15. Как вы оцениваете результаты изобразительного творчества вашего ребенка? ___
19. Хотели бы вы получить мастер – класс по использованию нетрадиционных техник рисования?___
Благодарим за сотрудничество!