НАТАЛЬЯ ФРОЛЕНКОВА
Проект по формированию представлений об окружающем мире посредством сенсомоторного воспитания «Волшебный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время происходит акселерация детей: компьютерная «грамотность», владение телефонами и т. д. Однако, несмотря на это педагоги испытывают значительные трудности в организации работы на практике. Заметен рост количества детей с задержкой речевого развития. Непосредственно для детей нашей группы отмечено недостаточное сенсомоторное развитие, что могло бы в дальнейшем привести к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения. Не мало важной проблемой является недостаток знаний у родителей о возрастных особенностей развития ребенка, о значении сенсомоторного развития в раннем детстве.
Публикация «Проект по формированию представлений об окружающем мире посредством сенсомоторного воспитания „Волшебный мир“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Все это обусловило и необходимость детальной разработки системы работы по сенсоматорному развитию воспитанников.
Для того чтобы выработать определенный алгоритм работы с родителями и детьми был разработан данный авторский проект.
Поэтому необходимость организации данного проекта вытекает из значения сенсомоторного воспитания. Оно:
1. Является основой для интеллектуального развития.
2. Упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром.
3. Развивает наблюдательность, внимание.
4. Готовит к реальной жизни.
5. Позитивно влияет на эстетические чувства.
6. Является основой для развития воображения.
7. Влияет на расширение словарного запаса ребёнка.
8. Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Цели и задачи проекта :
Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его комплексного, личностного развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности:
1.1. Формировать представления об окружающем мире у детей раннего возраста средствами сенсорного развития;
1.2. Способствовать развитию у детей внимания, памяти, познавательной активности; мыслительных процессов, восприятия посредством активной деятельности в предметной среде.
1.3. Ориентация совместной деятельности детей и взрослых на получение, овладение и применение полученных сведений в повседневной жизни;
2. Повышение уровня сенсомоторного развития детей :
2.1. Обеспечить накопление представлений у детей 3-го года жизни о цвете, форме, величине предметов, их свойствах;
2.2. Способствовать развитию мелкой моторики рук;
2.3. Стимулировать развитие коммуникативных способностей.
3. .Повышение уровня педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей 3-го года жизни;
4. Обновление в группе предметно-развивающей среды, ориентированной на комплексное развитие каждого ребенка.
СРОКИ:
1 этап – подготовительный (СЕНТЯБРЬ- ОКТЯБРЬ 2013Г.)
2 этап – практический (НОЯБРЬ 2013- 1-Я ПОЛОВИНА МАРТА 2014Г.)
3 этап – заключительный
Методы проекта :
анализ литературы по данной проблеме;
включённое педагогическое наблюдение;
совместные игры;
проведение НОД;
индивидуальная работа с детьми;
мониторинговые процедуры (анкетирование, опрос)
Основное содержание деятельности ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА:
1. Изучение понятий, касающихся темы проекта;
изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.
2. Анкетирование родителей;
анализ полученных результатов, выводы
3. Составление диагностических карт, проведение диагностик.
4. Изучение возможности участия родителей в реализации проекта.
5. Составление картотеки игр, пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.
6. Составление перспективного плана по сенсорному развитию ребенка раннего возраста.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП включает следующие
-формы и методы работы с детьми
Построение образовательного процесса основывается на адек-ватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогами самостоятельно и зависит от контингента воспитанников.
В работе с детьми используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.
Специально-организованная деятельность детей: игры- занятия.
Совместная деятельность воспитателя с детьми :
игры дидактические с элементами движения, сюжетные, подвижные, совместные игры взрослого и ребёнка, игры на прогулке, игровые упражнения по развитию мелкой моторики рук, игры в «сухом бассейне»;
работа с природным материалом: глина, песок, камушки, ракушки, шишки…;
наблюдения за природой, на прогулке;
рассматривание, ощупывание предметов, игрушек, эстетически привлекательных предметов (предметов быта и пр.);
подыгрывание на музыкальных инструментах;
смехотерапия - приобретение соответствующих атрибутов;
забавы (заводные, инерционные, электрические игрушки);
экскурсии по саду, демонстрирующие малышу достоинства его нового мира;
просмотр презентаций и мультфильмов.
-Формы и методы работы с родителями
Консультации;
Оформление наглядного материала;
Мастер-класс;
Совместное изготовление дидактического материала, организация выставок, конкурсов по изготовлению игровых материалов, пособий
Игровые задания для сенсорного развития ребёнка в семейных условиях
День открытых дверей;
Планирование совместной деятельности с детьми было разработано по следующим направлениям (Ожидаемый результат) :
-развитие слухового восприятия (У детей развито слуховое внимание, координация движений, умение различать различные звуки и их направление, тактильные ощущения. Внимательно слушают музыку, называют знакомые звуки. Развито обоняние.).
-развитие мышления, зрительного внимания, памяти (Дети имеют представление о внешнем виде предметов, умеют сравнивать предметы по нескольким признакам, устанавливают сходства и различия предметов по одному признаку. Используют в игре пальчиковые игры.
Проявляют интерес к новым предметам и совместной деятельности с воспитателем.).
-развитие ориентировки во времени (Дети имеют элементарные представления о природных сезонных явлениях, ориентируются во времени суток.).
-развитие пространственной ориентировки (Дети ориентируются в пространстве, считая точкой отсчёта своё тело и на собственном теле.).
-развитие восприятия (Дети обследуют предмет, выделяя их цвет, величину, форму.
Соотносят предметы по основным цветам и называют их. Выделяют большие и маленькие предметы среди множества,
умеют образовывать группу из однородных предметов.).
-развитие мелкой моторики (Развиты тактильные ощущения, сенсомоторные качества, владеют навыками массажа, самомассажа.
Дети умеют играть с водой, крупами, льдом, снегом, ватой и т. д.
Сформированы КГН, соответствующие возрасту.).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Основное содержание деятельности:
1. Мониторинг детского развития.
2. Опрос родителей.
3. Анализ состояния предметной развивающей среды группы.
4. Анализ проведенной работы на педагогическом совете.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЕКТА
ДЕТИ:
В мероприятиях проекта приняло участие 100% детей группы. У детей на оптимальном уровне развито слуховое внимание, координация движений, умение различать различные звуки и их направление, тактильные ощущения.
Дети научились внимательно слушать музыку, называть знакомые звуки.
Дети имеют достаточные представления о внешнем виде предметов, могут сравнивать предметы по нескольким признакам.
Используют в игре пальчиковые игры.
Проявляют интерес к новым предметам и совместной деятельности с воспитателем.
Дети имеют элементарные представления о природных сезонных явлениях.
Дети в достаточной мере ориентируются в пространстве, считая точкой отсчёта своё тело и на собственном теле.
Дети обследуют предмет, выделяя их цвет, величину, форму.
Соотносят предметы по основным цветам и называют их.
Развились тактильные ощущения, сенсомоторные качества.
Дети умеют играть с водой, крупами и т. д.
Сформированы КГН, соответствующие возрасту.
РОДИТЕЛИ
Включенность родителей воспитанников в воспитательно-образовательную деятельность группы составило 65 %.
Выявлено положительное отношение родителей к проблеме сенсомоторного развития детей.
Повысилась активность родителей в воспитательно- образовательном процессе.
Привлечение родителей к созданию игрушек по сенсомоторному воспитанию своими руками помогло в значительной мере познакомить их с разнообразием игр, которые можно использовать в домашних условиях для комплексного развития ребенка.
Установились оптимальные партнерские отношения с семьями воспитанников.
Демонстрация видов воспитательно-образовательной работы педагогов с детьми оказало положительное развитие педагогической компетенции родителей.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Обновление предметно-развивающей среды группы, ориентированной на комплексное развитие каждого ребенка. Пространственная предметно-развивающая среда пополнится новым оборудованием, играм способствующими развитию сенсомоторных способностей воспитанников;
Макропространство группы будет максимально использоваться в образовательном процессе.
Созданная картотека игр, пополненная сенсорная зона новым оборудованием, играми будет в оптимальной мере способствовать комплексному развитию детей.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. Важова С. А. Сенсорное воспитание в младшей группе // Воспитатель ДОУ 2008г №11 С. 51-59
2. Венгер Л. А., Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка», М:- 1988г
3. Галанова Т. В. «Развивающие игры с малышами до трех лет», СФЕРА-2005г
4. Гореева С. В. Панно-тренажеры для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста//Воспитатель ДОУ 2010г №5 С. 23-26
5. Доронова Т. Н. «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» под ред. 2010г
6. Смирнова О. Е., Галигузова Л. Н «Первые шаги», М:- 2008г
7. Нечаева И. Ю. Система сенсорного развития детей//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» 2010г №1 С. 58-70
8. Нищева Н. В. Предметно- пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, рекомендации. «Детство-Пресс”, СПб. ; 20
9. Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г. «Раннее детство: познавательное развитие» 2003г
10. Ивакина Г. А. Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста//Воспитатель ДОУ 2010г №1 С. 105-111
11. Учебно-методические комплекты по реализации ООП ДОУ