Рощина Ирина
Проект по формированию основ здорового образа жизни в МБДОУ «Здоровый сотрудник»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Паспорт проекта.
Вид проекта : Творческо-оздоровительный.
Тип проекта : Коллективный, открытый.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки проведения: 2022 г.
Участники: сотрудники детского сада.
Возраст участников:19-65 лет.
Форма проведения : подгрупповая, групповая.
2. Пояснительная записка.
Публикация «Проект по формированию основ здорового образа жизни в МБДОУ „Здоровый сотрудник“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Сохранение и укрепление здоровья сотрудников, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом.
В МБДОУ большое внимание уделяется укреплению и сохранению здоровья детей, а проблеме педагогов уделено недостаточное внимание. А ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит воспитатель в группу, зависит успешность, здоровье и настроение воспитанников. Если руководитель образовательного учреждения будет искать пути, способы, средства и методы для сохранения и укрепления здоровья педагогов в течение рабочего дня, то педагоги будут идти на работу с желанием, будут здоровы, эмоционально благополучны.
3. Актуальность проекта.
Не ошибёмся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью.
«Будьте здоровы»! - говорят люди друг другу. «Желаем вам самого главного - здоровья» - говорят наши близкие. По большому счёту здоровье было и остаётся дороже власти и богатства (зачем всё это больному человеку). Основная проблема, побудившая нас взяться за создание проекта, не совсем благополучное состояние здоровья современного педагога. Перегрузки в педагогической деятельности привычное дело, но после избыточной работы надо полноценно восстановится.
Как это сделать в современных условиях? Как вообще поправить и сохранить своё здоровье? Никто, кроме нас самих не решит этих проблем. Ярко высветив проблему, мы в своём коллективе начали искать пути, способы, средства и методы для её решения. Так как здоровый, эмоционально благополучный педагог – залог успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом.
Проблема проекта :
Возможность и необходимость создания необходимых условий для сохранения здоровья в профессиональной деятельности педагогических работников МБДОУ обусловлено тем, что только педагог, занимающийся сохранением и укреплением собственного здоровья и владеющий здоровьесберегающими технологиями, может успешно воспитывать здоровых детей.
4. Аннотация.
Данный проект разработан с целью создания системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни у работников МБДОУ.
5. Проектировочный компонент :
5.1. Цель: Формирование устойчивой системы ценностных ориентаций и установок активной жизненной позиции работников, заинтересованности в поддержке здорового образа жизни, позитивной мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию.
5.2. Задачи:
Развитие потребности в здоровом образе жизни.
Формирование ценностного отношения к состоянию здоровья у работников.
Улучшение информированности работников о заболеваниях и мерах их предотвращения.
Стимуляция работников к занятиям спортивной направленности.
Разработка и проведение профилактических и пропагандистских мероприятий, способствующих отказу от вредных привычек среди работников.
Внедрение в деятельность МБДОУ комплекса мероприятий, направленных на поддержку инициатив по формированию и пропаганде здорового образа жизни среди сотрудников.
5.3. Ресурсы проекта :
- Состояние и содержание зданий и помещений МБДОУ;
- Физкультурно-оздоровительная среда в МБДОУ : физкультурный зал, физкультурные уголки "Здоровья" во всех возрастных группах;
- Материалы системы деятельности в МБДОУ по здоровьесбережению сотрудников;
- Уголки релаксации;
- Тропинки "Здоровья".
6. Организационный компонент.
6.1. Принципы реализации проекта.
• Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы;
• Принцип культуросообразности предусматривает максимальное использование культуры той среды, в которой находится;
• Принцип целостности и единства определяет внутреннюю неразрывность содержания и средств его представления. Человек – целостная система с единством психофизического, социального и духовно-нравственного компонентов, воздействующих друг на друга;
• Принцип непрерывности оздоровительного воспитания включает в себя постоянное совершенствование личности в различных аспектах жизнедеятельности;
• Принцип доступности: Учет возрастных особенностей сотрудников, адаптированность материала;
• Принцип систематичности и последовательности: постепенная подача материала от простого к сложному; частое повторение усвоенных правил и норм;
• Принцип дифференциация: создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым сотрудником.
6.2. Гипотеза: Если установить тесное взаимодействие всех сотрудников учреждения, посредствам привлечения младших воспитателей, работников прачки и пищеблока к проектной деятельности по здоровьесбережению с включением инновационных форм, методик и технологий оздоровления, то взаимодействие будет способствовать положительным результатам в сохранении и укреплении здоровья работников, приобщения их к здоровому образу жизни, а в следствии и физическом развитии наших воспитанников.
6.3. Участники проекта :
Сотрудники детского сада : администрация, воспитатели, помощники и младшие воспитатели, старшая медицинская сестра, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель-логопед, педагог-психолог, работники прачки и пищеблока.
6.4. Ожидаемый результат:
- Улучшение соматических показателей здоровья;
- Обеспечение запланированных показателей развития движений и двигательных способностей, снижение заболеваемости;
- Сформированность гигиенической культуры;
- Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения;
- Индивидуализация физического развития;
- Овладение навыками самопомощи в соответствующих ситуациях;
- Осмысленное преобразовательное отношение к собственному физическому и психическому здоровью как единому целому, расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма к современным условиям жизни.
7. Содержательный компонент.
7.1. Формы и методы, используемые в проекте :
• Анкетирование сотрудников;
• Спортивные и оздоровительные мероприятия;
• Памятки для сотрудников;
• Создание условий для безопасного и здоровьесберегающего труда;
• Соблюдение гигиенических норм и правил;
• Релаксации;
• Очные упражнения, тренинги, семинары-практикумы;
• Ультрапарадаксальная психотеропия;
• Диагностирование профессионального выгорания;
• Оптимизация педагогической нагрузки;
• Составление графика работы для сотрудников и расписания ОД для воспитанников с учетом всех требований санитарных норм и правил;
• Вакцинация;
• Консультации по запросам сотрудников;
• Анализ отзывов и предложений о проведенных мероприятиях.
7.2. Этапы реализации проекта :
I этап - Информационно-подготовительный :
Цель: Изучение возможностей и потребностей коллектива по оздоровлению.
Проводимая работа:
1. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению среди сотрудников :
- исследование состояния коллектива;
- диагностика физической подготовленности сотрудников;
- анкетирование педагогов.
2. Изучение научно-методической литературы по проблеме:
- новых методик и технологий физического развития и оздоровления сотрудников;
- анализ существующих инновационных форм работы методической службы;
- подбор новых более эффективных форм работы с коллективом.
II этап - внедренческий:
Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательный процесс детского сада. Организация здоровьесберегающей среды.
Здоровьесберегающая среда - комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных мер, обеспечивающих педагогу психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в семье и учреждении.
К основным характеристикам этой среды следует отнести:
морально-психологический климат;
экологию и гигиену;
современный дизайн;
рациональный режим жизни, труда и отдыха;
современные здоровьесберегающие методики и технологии.
Ведущими принципами организации здоровьесберегающей среды являются :
динамизм (возможность изменения, преобразования);
открытость (связь с социумом);
гибкость (учет возможностей, как субъектов образования, так и социально- культурного пространства);
саморазвитие и взаимосвязь педагогических подсистем (воспитание, образование, развитие, управление).
Содержание проекта реализуется в 4 направлениях, в зависимости от деятельности узких специалистов МБДОУ.
Инструктор по физической культуре Способствовать формированию у сотрудников умения и желания заботиться о своём здоровье;
Формировать потребность в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.
Педагог-психолог Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между сотрудниками;
Снятие эмоционального напряжения педагогов.
Музыкальный руководитель Развитие здоровья средствами музыкального искусства.
Специалист по охране труда Повышение компетентности педагогов по сохранению и укреплению здоровья.
Ожидаемый результат: Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности. Расширение кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышения психофизических способностей и общего развития, обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей, снижение заболеваемости и заинтересованности родителей данной проблемой. Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической литературой.
Проводимая работа:
Мероприятия Ответственный
Занятие №1
1. Ознакомление с содержанием проекта. Мультимедийная презентация
2. Анализ состояния здоровья сотрудников.
Зам. зав по УВР, специалист по охране труда
старшая медицинская сестра
Занятие №2
1. Анкетирование педагогов о ЗОЖ.
2. Диагностика профессионального выгорания.
3. Арт-терапия.
инструктор по физической культуре
педагог-психолог
специалист по ОТ, музыкальный руководитель
Занятие№3
1. Релаксация «Ультрапародоксальная терапия».
2. Самомассаж с теннисными мячами.
педагог-психолог
инструктор по физической культуре
Занятие №4
1. Здоровье педагога - залог успеха в работе!
2. Релаксационные упражнения:
- для снятия эмоционального мышечной напряжения;
- для снятия стресса;
- для снятия напряжения с мышц лица.
специалист по охране труда
педагог-психолог
Занятие №5
1. Игра «Парашют».
2. Деловая игра «Час здоровья».
3. Арт-терапия.
специалист по охране труда, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель
Занятие №6
1. Эстафета «Веселые старты».
2. Релаксация «Водопад».
3. Считаете ли Вы свое питание рациональным?
специалист по охране труда, инструктор по физической культуре, педагог психолог, старшая медицинская сестра
Занятие №7
1. Тренинг «Сплочение педагогического коллектива».
2. Арт-терапия.
3. Жить здорово.
педагог-психолог, музыкальный руководитель, специалист по охране труда
Занятие №8
1. "Дышим правильно". Анкетирование сотрудников.
специалист по охране труда
Занятие №9
1. Эстафета «Веселые старты».
2. Арт-терапия.
инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, специалист по охране труда
Занятие №10
1. Тренинг «Сплочение педагогического коллектива».
2. Танцы в круге.
педагог-психолог, музыкальный руководитель, специалист по охране труда
Занятие №11
1. Анкетирование педагогов - Обратная связь.
2. Жить здорово.
специалист по охране труда, педагог-психолог
План мероприятий по укреплению и сохранению здоровья сотрудников :
1. Проведение инструктаже по ТБ и охране жизни сотрудников
2. Заключение договоров о сотрудничестве с медицинскими учреждениями Здравоохранения
3. Медицинские профилактические осмотры сотрудников
Диспансеризация сотрудников
Мониторинг здоровья сотрудников с применением «Паспорта здоровья»
Вакцинопрофилактика против гриппа 1 раз в год по плану.
4. Работа кабинета психологической разгрузки. Психотерапевтическая коррекция, направленная на повышение мотивации к здоровому образу жизни
5. Санаторно-курортное лечение По мере необходимости.
6. Проведение семинаров «Своим здоровьем дорожу» (информирование о новых методах лечения и оздоровления).
7. Контроль за исполнением закона РФ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»
8. Участие в благоустройстве территории – и субботники.
9. Проведение совместных праздничных мероприятий:
День здоровья;
День работника дошкольного образования;
Новый год;
8 марта
10. Оформление материалов на стенды по темам:
«В здоровом теле – здоровый дух» (к международному дню борьбы с ожирением);
«Соблазн велик, но жизнь дороже» (о вреде курения);
«Береги свое сердце» (к всемирному дню сердца)
«Артериальная гипертония. Профилактика осложнений» (к всемирному дню борьбы с гипертонией)
11. Акции с целью профилактики социально-негативных явлений:
приуроченные к «Всемирному дню отказа от курения» («Меняю сигарету на конфету»; День отказа от курения);
фото-выставка «НЕТ - алкоголю»;
«Быть здоровым – это модно»
12. Флеш - моб «Я выбираю ЗОЖ!».
13. Разработка плакатов, презентаций, буклетов по пропаганде ЗОЖ
План спортивно массовой работы сотрудников :
1. Организация работы спортзала
2. Проведение профилактической гимнастики
3. Материально-техническое обеспечение спортзала, обновление инвентаря
4. Организация группы ЛФК
5. Организация занятий по видам спорта: аэробика, лыжи, коньки.
6. Подготовка сборной команды ДОУ к участию в городских, областных спартакиадах, спортивно-массовых мероприятиях: Лыжня России, День здоровья, Кросс наций.
10. Организация туристических походов и отдыха на природе.
III этап - заключительный, оценочный:
Цель: Оценка эффективности форм и содержания здоровьесберегающих технологий. Совершенствование результатов проекта.
Проводимая работа:
Исследование эффективности проводимой работы деятельности на основе анализа мониторинга :
исследование состояния здоровья педагогов за 1 год;
мониторинг валеологических знаний и умений педагогов;
проведение спортивных праздников, дней здоровья, участие в спартакиаде, городских соревнованиях, творческих отчетах в конце учебного года и т. д.
Заключение
Проблема проекта подтвердилась : проводимая работа достаточно эффективна, результативна и позволяет не только сохранить здоровье сотрудников, но и сформировать у них знания о культуре здоровья, повышает мотивацию на здоровый образ жизни, создает условия для раскрытия индивидуальных возможностей и резервов организма. Работа по сохранению здоровья сотрудников – дело необходимое и благодарное. Это самый надежный путь к воспитанию здоровых детей и формированию здорового общества.
IV этап – презентационный:
Мультимедийная презентация инновационного опыта «Здоровый сотрудник».
8. Результативный компонент.
В результате в коллективе снизился уровень заболеваемости, а также сформировались :
представления о здоровом образе жизни;
интерес к творческой деятельности;
грамотное использование различного спортивного оборудования и физкультурного инвентаря;
осознание необходимости и значимости здорового образа жизни, а также “видение” и реализация путей совершенствования здоровья;
активность сотрудников, проявляющаяся в участии в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
В ходе наблюдений за деятельностью сотрудников, в рамках проекта «Здоровый сотрудник», изучения материалов по формированию здорового образа жизни, мы пришли к выводу, что сотрудники, которые заботятся о своем здоровье, могут воспитать здорового ребенка.
Материально - техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды детского сада соответствуют требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей и сотрудников.
В детском саду есть музыкальный зал, медицинский кабинет, изолятор, спортивные уголки и «Уголки здоровья» в группах (оборудованные физическими пособиями и инвентарем, спортивная площадка - все, что необходимо для проведения работы с детьми по физическому развитию и формированию основ ЗОЖ.
Систематически проводятся: утренняя ритмическая гимнастика, как средство тренировки и закаливания организма, занятия по физическому развитию в зале и воздухе, подвижные игры на прогулке, физкультминутки. Организованы занятия в кружках физкультурно-спортивной направленности: «Здравствуй!», социально-педагогической направленности «Познай себя», работа которых направлена на приобщение детей к здоровому образу жизни, профилактике плоскостопия у детей, укреплению опорно-двигательного аппарата.