Мария Дерябина
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей второй группы раннего возраста «Будь здоров, малыш!»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта : Дерябина Мария Ивановна
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта : ноябрь- апрель.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Название образовательного учреждения: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №1 для детей раннего возраста города Галича Костромской области".
Актуальность
Публикация «Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей второй группы раннего возраста „Будь здоров, малыш!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
Одним из важных факторов здоровой личности является формирование у детей культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков, поэтому нельзя этот процесс пускать на потом, так как на их основе строится развитие других функций и качеств.
Умения – это сформированная у ребенка способность совершать определенные действия на основе полученных знаний.
Навык – это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений.
Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений в правильном его выполнении.
Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определённых одинаковых или сходных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его осуществления. Привычки, приобретённые ребёнком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.
Работая в детском саду с детьми раннего возраста, я заметила, что у детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, как физического, так и психического. Считаю необходимым обучить детей доступным в данном возрасте культурно-гигиеническим навыкам в непринужденной, игровой форме.
Гипотеза
Обучение детей раннего возраста элементарным культурно-гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания в игровой форме.
Цель исследования:
Воспитание у детей раннего возраста навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков в игровой форме.
Задачи исследования
- учить детей с небольшой помощью взрослого мыть руки, вытирать полотенцем, опрятно есть, пользоваться салфеткой, одеваться (раздеваться, ухаживать за своим внешним видом, вещами, игрушками;
- развивать игровые умения (отражать в игре процессы умывания, одевания, приёма пищи, использовать в игре предметы, необходимые для сюжета);
- воспитывать навыки позитивного общения, активную жизненную позицию.
Этапы
1 этап. Подготовительный
Октябрь 2018 года - Диагностика, выявление проблемы, определение цели, задач.
1. Поиск путей решения задач проекта, формирование предпосылок игровой деятельности.
2. Подбор методической литературы по проблеме.
2 этап. Обучающий
Ноябрь 2018 года – апрель 2019 года - Практическая деятельность по решению проблемы, планирование совместной деятельности.
1. Учить мыть руки, пользоваться полотенцем, опрятно есть, следить за внешним видом, одеваться, раздеваться;
2. Вызвать положительное отношение к выполнению практических навыков.
3 этап. Итоговый
Первая половина мая 2019г - Диагностика освоения культурно-гигиенических навыков.
1. Обогащение игрового опыта.
2. Определение эффективность проектной деятельности, уровня освоения детьми культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Результаты исследования
- Повышение уровня освоения культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;
- Эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений;
- Усиление инициативности во взаимоотношениях со взрослым.
Произведения фольклора, используемые в ходе реализации проекта.
1. Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Что бы глазки блестели,
Что бы щёчки горели,
Что б смеялся роток,
Что б кусался зубок!
2. Кушай, кушай кашку
В голубенькой чашки
Кушай побыстрее, кушай веселее.
Кашка сладка, из густого молока
Из густого молока, да манной крупки.
У того, кто кашу съест
Вырастут все зубки.
3. Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу оба улаза,
Мойтесь ушки, мойся шейка,
Шейка, мойся хорошенько!
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб да ложки!
4. От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Катя умывается,
Солнцу улыбается!
5. Маша варежку надела:
- Ой, куда я пальчик дела?
Маша варежку сняла:
- Посмотрите, вот нашла!
6. Ах, как долго мы гуляли,
Все давно уже устали.
Друг друга за руки возьмём,
Дружно мыть мы их пойдём!
7. У хозяйки-белочки
Вымыты тарелочки,
Скатерть с вышивкой льняная,
А посуда расписная.
Белка прянички печёт
И гостей на праздник ждёт!
8. Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
ты расти, расти, коса,
Всему городу краса
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят –
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочка, слушайся
9. А сейчас пойдем гулять.
Будем с детишками играть.
Но чтобы Настенька моя
Не замерзла никогда.
Мы наденем шапочку,
Чтобы спрятать ушки,
У Насти на макушке.
А на шейку шарфик теплый,
Очень мягкий и большой.
Ну, теперь комбинезон
Настенькин любимый.
Станешь ты, как гномик,
Цветик мой, родимый!
Посажу тебя в коляску,
Расскажу интересную сказку.
10. Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Будет Настя мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Маленькой Настёнке,
Спинку и животик,
Личико и ротик
-Чистая какая, доченька родная!
11. Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки.
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
Дидактические игры, используемые в ходе реализации проекта
«Кукла умывается»
Цель:
- Воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
- Поддерживать положительные чувства к процессу умывания.
Оборудование:
Тазик с водой, маленькое полотенце с петелькой, кусочек игрушечного мыла в мыльнице, 2 куклы.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо.
Воспитатель спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку. Воспитатель показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом, приговаривая потешку: «Водичка, водичка…»
Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом воспитатель повторяет потешку.
«Кукла купается»
Цель:
- Учить принимать игровую ситуацию – купать кукол; выполнять последовательно цепочку игровых действий;
- Cопровождать действия речью, мимикой, жестами; слушать звучащую образную стихотворную речь;
- Развивать игровой опыт; уточнить названия предметов туалета: мыло, мыльница, полотенце.
Оборудование:
пупсик, ванночка, игрушечное мыло, мыльница, полотенце.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям искупать куклу. Показывает как надо намылить губку мылом, убрать его в мыльницу. Купая куклу воспитатель приговаривает потешку: «Мы пойдем купаться…»
После купания воспитатель обтирает куклу полотенцем. После игры воспитатель просит детей показать где мыло, где тазик, где полотенце.
«Делаем кукле прическу»
Цель:
-Учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху -вниз.
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход игры:
Воспитатель демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!"
Воспитатель расчесывает перед зеркалом волосы куклы, приговаривая потешку: «Уж я косу заплету…»
Затем воспитатель просит детей попробовать это сделать самим: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.
«Накормим куклу кашей»
Цель:
-Закрепить представление об использовании предметов посуды;
-Формировать обобщенное понятие – посуда; развивать игровой опыт, потребность в общении со взрослыми, доброжелательность к ним.
Оборудование:
кукла, стол, стульчик, фартук, салфетка, тарелка, ложка, чашка, кастрюля, чайник.
Ход игры:
Воспитатель садик куклу на стул за столик, комментируя свои действия. Одевает кукле фартук.
Воспитатель помешивая в кастрюльке ложкой, имитирую варение каши, приговаривая потешку «Сорока-ворона кашу варила…».
Затем накладывает кашу в тарелку, наливает из чайника чай в кружку, кормит куклу приговаривая потешку: «Кушай, кушай, кашку…» затем воспитатель вытирает куклу салфеткой.
«Положим куклу спать»
Цель:
- Познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с куклой, функциональным назначением кровати,
- Формировать подражательные действия.
- Учить снимать одежду в определённой последовательности, аккуратно вешать вещи на стульчик.
Оборудование:
кукла, кукольная кроватка, постельное белье (матрац, простынь, подушка, одеяло, одежда для куклы, стульчик.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям куклу, обыгрывает ее (Кукла топает, пляшет, катается в машине).
Воспитатель говорит, что кукла устала, хочет отдохнуть. Воспитатель раздевает куклу, вешая одежду на стульчик, туфельки ставит под стульчик, комментируя свои действия.
Затем воспитатель демонстрирует, как можно приласкать куклу (прижать к себе, погладить по головке) и положить ее в кровать, накрыть одеялом, спеть песенку: "Баю-бай, баю-бай".
«Куколка проснулась»
Цель:
- Учить надевать одежду в определённой последовательности, называть её.
Оборудование:
кукла, стульчик с кукольной одеждой.
Ход игры:
Воспитатель обращает внимание, что куколка проснулась. Делает гимнастику. Затем воспитатель показывает, в какой последовательности надо одеваться.
«Кукла собирается на прогулку»
Цель:
- Формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять предметно-игровые действия.
Оборудование:
кукла, набор одежды для прогулки.
Ход игры:
Воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку: "Давай поможем кукле одеться, на улице холодно", предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем воспитатель поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая потешку: «А сейчас пойдем гулять…»
Кукла собралась на прогулку, может идти гулять. Обращает внимание, что необходимо одеть варежки.
Воспитатель одевает кукле варежки читая потешку «Маша варежку надела…»
В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.
«День рождение куклы»
Цель:
- Познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).
- Закрепить полученные навыки поведения за столом в игровой ситуации, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
кукла, сервированный стол с расставленными приборами, игрушки, которые приглашены на день Рождения.
Ход игры: Воспитатель говорит детям: "К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем.
Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Угостим чаем наших гостей".
Чайник на столе поставим,
Блюдца, чашки мы расставим,
Будем мы гостей встречать,
Кукол чаем угощать
Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать.
Родительское собрание:
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова»
Цель: формировать у детей и родителей культуру здоровья.
Задачи: формирование у родителей представления о воспитании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста; повысить интерес к вопросам укрепления здоровья детей посредством использования игровых приемов и художественного слова.
Участники: воспитатели, родители.
Место проведения: групповая комната.
План проведения:
I. Подготовительный этап
II. Вступительный этап
III. Основная часть
IV. подведение итогов собрания
Ход собрания.
Подготовительный этап.
Анкетирование родителей.
Оформление книжной выставки в группе.
Оформление альбомов, потешек, игр по теме собрания (картотека игр, занятий, потешек).
Оформление родительского уголка: Папки- передвижки: «Рекомендации для родителей», «Роль художественного слова в воспитании культурного-гигиенических навыков».
Приглашение родителей.
Вступительный этап (доклад воспитателя).
Дорогие родители сегодня я посвящаю наше родительское собрание теме очень важной, актуальной, требующей терпения — это формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Сегодня наша задача: привлечь вас к воспитанию ваших детей к воспитанию культурно-гигиеническим навыкам. Каким путем? Путем использования игровых приемов и художественного слова.
Мы стараемся формировать простейшие навыки самообслуживания детей; учим их есть самостоятельно, умываться, одеваться и раздеваться. Эти требования умещаются в программе в нескольких строках, но в каждую нужно вложить кропотливую работу, чтобы их реализовать. «Ну что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто не причастен к тому, что ребенок таков. А ведь опрятность и аккуратность не врожденные качества. В основе их гигиенические навыки и привычки, которые формируются с раннего возраста. Одна из задач воспитания детей раннего возраста - воспитание культурно-гигиенических навыков.
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо сделать процесс доступным, интересным, увлекательным. При этом обязательно учитывается возрастная особенность детей — стремление к самостоятельности. Как это все донести до непонятливого маленького незнайки? Ну конечно через игру, стихи, потешки, сказки. Ему трудно запомнить ваши слова и доводы, а стишок или потешку он обязательно запомнит и с удовольствием будет повторять. Это обязательно поможет вашим малышам разобраться со всеми сложностями воспитательного процесса.
Основная часть.
1 этап. Мы заранее проводили анкетирование родителей. Для нас важно было знать ваше мнение о том, что вы считаете наиболее значимым для своего ребенка, какими навыками обладает ваш ребенок в большей или меньшей степени и мы вместе будем решать все проблемы в воспитании культурно-гигиенических навыков.
(Анкета прилагается.)
2. этап. Игра для родителей. Приветствие «Мимика и жесты». Участники делятся на команды (для этого родителям раздаются части из целой картинки, например картинка яблоко их 4-х частей и т. д.). родители находя остальные части картинки у других собрав целую картинку объединяются в команды «Яблоко», «Груша» и т. д. Команды загадывают предложенные ведущей загадки о предметах личной гигиены с помощью жестов и мимики. После того как команда соперников отгадает загадку, ее зачитывают вслух, (загадки прилагаются).
Вторая игра для активизации родителей «Список прилагательных».
Цель: выяснить, что родители знают о навыках своих детей, что их дети должны уметь в раннем возрасте.
Ход игры: Каждому родителю предлагается назвать прилагательные или определения культурно-гигиенических навыков, отвечая на вопрос: Каким вы видите своего ребенка, который владеет навыками самообслуживания?
Родители предлагают качества и характеристики, соответствующие их представлениям (чистым, аккуратным, ухоженным и т. д.) Далее рассматривается каждое прилагательное или определение в отдельности и совместно выносится решение. Каким путем можно это достичь? - это создание условий чтобы был пример для подражания, несложные действия позволяет ребенку совершать все самостоятельно, хвалить за каждое даже незначительное достижение и тогда у ребенка много положительных эмоций, делать это систематически (сначала ребенок воспримет процесс как интересную игру, а позже это станет привычным ритуалом). Необходимо сформировать у малыша привычку и почему надо это делать и самое главное, каждую процедуру превращать в интересную игру, сопровождая её стихами, потешками, сказками, так как ритмичная речь легко воспринимается ребенком и вызывает положительные эмоции.
Родителям предлагаем потешки и стишки, а они подумают к какому гигиеническому навыку применить этот стишок. (стихи прилагаются)
3 этап. Знакомим родителей с некоторыми методами и приемами, которые используют в режимных моментах.
Игровая ситуация.
Здесь подходят игры в которых можно создать игровые ситуации, например игры с куклами: «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Накормим куклу обедом». Эти игры способствуют формированию практических умений и навыков, прививают положительное отношение к умыванию, при этом применяют много потешек и стихов, ведь их можно подобрать на все случае жизни. Составление картотеки потешек, дидактических игр, пальчиковых игр, музыкально-ритмических игр.
При игре мы рассматриваем с детьми разные сюжетные картинки, которые отображают те или иные действия, комментируем картинки стихами и потешками. Хорошие положительные эмоции можно вызвать у детей путем пальчиковых игр. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, помогают убрать напряжение, повышают положительные эмоции.
4 этап. Конкурс «Накорми ребенка!».
Взять десертную ложку, зажать её зубами, руки убрать за спину. Да. В такой позе накормить сына или дочку кукурузными хлопьями? Что же, мамы и с этим справятся!
5 этап. Возрастные особенности.
Маленький ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрослому надо знать особенности раннего возраста, уметь создавать благоприятные условия для раскрытия возможностей каждого малыша. На данный момент в нашей группе дети с 1 года 6 месяцев до 2,5 лет, исходя из этого мы находим к каждому ребенку индивидуальный подход.
Подведение итогов собрания.
Для закрепления полученных знаний родителям предлагаем продолжить фразу: «Я как и все мы понял.». Благодарим все родителей за участие и подготовку нашей встречи. Всего вам хорошего!