Ольга Седова
Проект по формированию коллективных взаимоотношений старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
по формированию коллективных взаимоотношений
I. Методы формирования опыта
- Упражнения :
«Найди ошибку». Цель: закреплять умение подбирать нравственно-ценную лексику, адекватную смысловому содержанию предложения.
Правило игры: кто быстрее найдёт ошибку.
Примерные варианты заданий:
-вежливая девочка грубо разговаривала с мамой;
Публикация «Проект по формированию коллективных взаимоотношений старших дошкольников» размещена в разделах
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
-сегодня праздник, поэтому мальчик хвастается новой игрушкой; мама обрадовалась, так как дочка не хотела ей помогать; я буду любить маму только за то, что она мне покупает конфеты и др.
«Живая радуга». Цель: определение нравственных качеств человека: хвастливость, лживость, справедливость, смелость, щедрость - и их роль в жизни людей.
Правило игры: перед детьми раскладываются карточки разных цветов. Воспитатель называет нравственные качества человека. Детям необходимо подумать и подобрать к каждому качеству свой цвет.
«Угадай слово». Цель: активизировать использование в речи детей слов, характеризующих нравственные качества человека («честность, «доброта», скромность»).
Правило игры: дети называют пропущенное слово.
Совместно с воспитателем обсуждают смысл пословицы или поговорки о честности, доброте и скромности.
Речевой материал для игры:
…. (Правда) светлее солнца.
Вчера солгал, а сегодня (лгуном) обзывают.
За … (правду) не судись, скинь шапку да поклонись.
Нет большего позора, как не выполнить … (уговора).
Без добрых дел нет … доброго имени.
Жизнь дана на. (добрые дела)
(Скромность) каждому к лицу.
«Кукла заболела». Цель: формировать навыки взаимопомощи; воспитывать сочувствие, отзывчивость, сопереживание.
Воспитатель разыгрывает сценку, поясняя: "Ребята, девочка очень печальная, ее дочка (кукла) заболела, (девочка качает куклу на руках). "Что же мне делать? Как мне быть?" - спрашивает девочка.
Воспитатель обращается к детям, предлагает им разные роли (врача, медсестры, шофера скорой помощи и др., помогает наладить диалог с больной, обратиться к ней со словами утешения. Воспитатель поощряет инициативу детей.
2) Игры
«Автобус». Цель: моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства.
«Капитаны». Цель: действовать сообща, вместе принимать решения, находить выход их ситуаций.
«Семья» Цель: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, желание помочь, внимательное отношение к неудачам других.
3) Проблемные ситуации
Ситуации:
- Раздается телефонный звонок. Мама сообщает, что сегодня задержится на работе, у нее проверка. Дочка понимает, что мама придет очень усталая, она решает убраться в квартире, чтобы порадовать маму. Ваши действия?
- Мама привела сына в детский сад. Мальчик плачет, так как по дороге мама не купила ему Чупа - Чупс. Действия ребят в группе и воспитателя.
- У бабушки юбилей. Все родные желают много счастья, улыбок, здоровья.
- Срочно требуется помощь ребенку, у него высокая температура и болит горло…
Воспитатель обращает внимание детей на состояние больного, он нуждается в ласке, утешении, в немедленной медицинской помощи.
- В поликлинике большая очередь. Входит мама с дочкой, у девочки рана на голове и сочится кровь. Как быть?
Воспитатель дает возможность детям самостоятельно найти выход из ситуации. Обращает внимание на то, как необходимо обращаться с больной. Поощряет и отмечает тех, кто сочувствует на только больной, но и ее маме.
- В больнице тихо, все ждут своей очереди к врачу и вдруг входят молодые люди и начинают громко смеяться, нарушают тишину. Ваши действия…
4) Традиции в группе
-«Утро радостных встреч». Цель: Обеспечить постепенное вхождение ребенка в ритм жизни группы, создать хорошее настроение, настроить на доброжелательное общение со сверстниками.
-«Календарь настроения». Цель: Наблюдение воспитателем за эмоциональным состоянием каждого ребенка с целью оказания своевременной коррекции и поддержки развития личности ребенка.
-«Отмечаем день рождения». Цель: Развивать способность к сопереживанию радостных событий, вызвать положительные эмоции, подчеркнуть значимость каждого ребенка в группе.
-«Мы всегда вместе». Цель: Формирование между детьми доброжелательных дружеских отношений.
II. Методы формирования представлений, суждений, оценок
1) Чтение и обсуждение художественной литературы. Цель: вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
Это произведения В. В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»; цикл стихов А. Барто "Вовка добрая душа", ненецкие сказки «Айога», «Три сына», А. В. Осеевой «Добрые слова», «Волшебное слово», «Печенье»; стихи А. Кузнецовой «Подружки»; Е. Серовой «Нехорошая история», Е. Благининой «Подарок».
2) Этические беседы
- Этическая беседа по сказке «Жадный кармашек» Цель: формирование таких качеств, как чувство справедливости, ответственности, доброты, честности, правдивости, смелости, дружбы. Помочь усвоить детям усваивают основное правило: надо помогать другим людям, если они в этом нуждаются. Тот, кто помогает, поступает хорошо. Сформировать понятие о добром поступке.
Беседа по содержанию сказки:
- Почему сказка называется «жадный кармашек»?
- Правильно ли поступила девочка, когда послушала кармашек?
- Почему всё не поместилось в кармашек?
- Как надо было поступить?
- Что такое жадность?
- Как бы вы поступили, если ваш кармашек оказался тоже таким жадным?
- Кого можно назвать жадным?
- Покажите, как вы оцениваете поступок Алёнки, когда она послушала кармашек? (дети показывают кружок-символ коричневого цвета)
- Покажите, как вы оцениваете поступок Алёнки, когда она самостоятельно приняла решение? (кружок жёлтого цвета) .
Предложить детям упражнение-тренинг «Как бы ты разделил игрушки». Каждому ребёнку предлагается пять красивых игрушек, их надо разделить.
- Этическая беседа «Мальчики – защитники слабых (девочек)».
Почему нужно защищать слабых?
Что нужно делать, чтобы стать сильным?
Можно ли доказывать правоту «не кулаками»?
Как ты думаешь, трудно ли быть храбрым?
Бывало ли тебе когда – нибудь страшно?
Как бороться со страхом?
Каких ты знаешь бесстрашных героев сказок, рассказов, стихотворений?
Случалось ли тебе чувствовать себя защитником?
- Этическая беседа по теме «Дружба» (по повести А. Гайдара «Чук и Гек») Цель: обобщать имеющиеся у детей знания о дружбе, помочь укрепить дружеские отношения, воспитывать у дошкольников привычку дружно играть и трудиться сообща, формировать умение договариваться, помогать друг другу и т. П.
Что было дальше, вы узнаете, если попросите родителей прочитать повесть Аркадия Гайдара «Чук и Гек». – Как мальчики могли решить свой спор? – Каким словом можно назвать эту ссору? (Глупая ссора.) – Давайте подумаем, что мальчики могли бы сделать, чтобы отложить отъезд к отцу. (Рассказать маме о телеграмме.) Правильно, тогда мама пошла бы на почту и выяснила, что было написано в телеграмме. – А бывало так, что ваши ссоры приводили к неприятностям? Расскажите, как это случилось. Подумайте, что надо было сделать, чтобы этого не случилось. – Подходит ли к истории о Чуке и Геке пословица: «Глупые ссорятся, а умные договариваются». Как объяснить эту пословицу?
3) Рассматривание картин. Цель: воспитывать доброжелательность, умение ориентироваться на состояние сверстников, умение сообща находить выход из сложной ситуации, взаимопонимание, взаимовыручку.
- Воспитатель показывает картину: "Ребята, посмотрите на картину, что на ней изображено, чем занимаются дети?" На картине изображены дети, которые увлеченно мастерят из бумаги матросские бескозырки и воротнички. Воспитатель обращает внимание детей на то, как дружно работают ребята на картине. Один мальчик быстрее справился с заданием и помогает остальным.
Показывает 2 картину. В группе построен морской корабль из стульев, все матросы (дети в матросских бескозырках и воротничках) заняли свои места (сидят на стульях, но оказалось, что одному из мальчиков не хватило бескозырки и он не может отправиться в плавание и стоит очень грустный. Дети в полной растерянности.
Воспитатель обращает внимание детей на состояние мальчика, что он огорчен и расстроен и предлагает детям найти выход из ситуации.
Воспитатель выслушивает ответы детей, поощряет тех, кто предложил совместно изготовить для мальчика атрибуты и взять его с собой в "плавание". Воспитатель делает детям намек на то, что если взяться за дело всем вместе, дружно, его можно завершить быстро и легко.
3) Продолжи рассказ. Цель: воспитывать доброжелательные отношения; формировать умение сдержаться от упреков, нареканий, быть более снисходительными.
Дети строят из крупного конструктора "Лего" пароход. Все увлечены этой постройкой: одни подвозят на машине кубики, другие делают крышу, ставят трубы, натягивают флажки. Вдруг Дима споткнулся на кубик и упал прямо на построенный корабль. Дима испугался и заплакал, он ушиб себе коленку.
Как вы думаете, что же было дальше? Воспитатель подводит детей к тому, что Дима это сделал "нечаянно", он сам от этого пострадал - ушиб коленку, такое может произойти с каждым. Обращает внимание на то, что Диме больно, и он плачет. Воспитатель поощряет инициативные предложения детей, особенно с гуманистической направленностью.
4) Рассказывание произведения В. Катаева «Цветик-семицветик». Цель: формирование интереса детей старшего дошкольного возраста к решению нравственных проблем.
5) Игры
-Игра «Скажи наоборот» Цель: закрепление представлений о полярности нравственных качеств.
- Игра «Пожелание». Цель: вызвать положительно-эмоциональные переживания общения.
- Игра «Мое настроение». Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.
- Настольная игра «Оцени поступок» . Цель: развивать умение видеть проблему, находить приемлемые формы выхода из сложившейся ситуации, формирование культуры общения.
- Игра «Цветик – семицветик» . Цель: Развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, умение видеть нравственные проблемы.
6) Инсценировка
-Этюды «Провинившийся», «Стыдно». Цель: обогащение эмоциональной сферы, коррекция нежелательных черт характера.
-Этюд «Лягушкой даже была царевна» Цель: развитие эмпатии; сочувствия, сострадания, учить детей видеть нравственные проблемы,требующие решения.
- Этюд «Пчела защищается вынужденно». Цель: развитие эмпатии; сочувствия, сострадания, учить детей видеть нравственные проблемы, требующие решения.
-Ситуация «Не надо грустить»; сценка «Успокой друга» (с использованием кукол-перчаток) Цель: развивать чувство эмпатии; формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности.
7) Рисование
«Мои друзья» (Рисование и рассказы о друзьях). Задачи: показать детям, какие интересные сверстники их окружают; вызвать положительно-эмоциональные переживания общения.
8) Специальные занятия
- Занятие на тему «Честность». Цель: учить делать правильный моральный выбор в проблемной ситуации; закрепление представлений о нравственных качествах; развитие социальной компетентности.
Чтение: Н. Носов «Фантазеры».
Формулирование «правил честности» :
-игрушки и вещи детского сада принадлежат всем детям;
- в распределение ролей в играх, в установлении очередности будь честен и справедлив;
- соблюдай правила игры;
- любое поручение выполняй добросовестно;
- дал слово - держи его;
- умей открыто признаться в своей вине, не перекладывай вину на другого;
- не бери без спросу чужого;
- сломал игрушку, открыто признайся воспитателю.
9) Заучивание и толкование пословиц:
- Где правда, там и счастье.
- Раз солгал – навек лгуном стал.
- Соврешь не помрешь – да впредь не поверят.
- У лжи короткие ножки.
- Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
- Жизнь дана на добрые дела.
-Занятие по театрализованной игре «Заюшкина избушка». Цель: дать детям представление о полярности моральных качеств; формировать отрицательное отношение к проявлению негативных качеств характера; учить делать правильный моральный выбор в проблемной ситуации.
Игра «Напиши письмо» (на материале сказки «Заюшкина избушка»)
Список литературы
1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М. : ТЦ, Сфера, 2003. – 128 с.
2. Есина Л. Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. – М. : Издательство “Скрипторий 2003”, 2008. – 96 с.
3. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения – М. : ВЛАДОС, 2003. – 224 с.
4. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5– 7 лет: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
5. Пахомова О. Н. Добрые сказки. Этика для малышей. – М. : книголюб, 2004. – 88 с.
6. Фалькович Т. А. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников : Старшая и подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2008. – 160 с.
7. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – Харьков: Фолио, 1997. – 464 с.
8. Шорыгина Т. А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М. : Прометей, Книголюб, 2001. – 60 с.
9. Щипицина Л. М. Азбука общения: Развитие у личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – “Детство Пресс”, 2002. – 384 с.
10. Якобсон С. Г. Моральное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов. – М. : Издательский дом “Воспитание дошкольника”, 2003. – 112 с