Эльвина
«Маленький экономист». Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Красногорский детский сад
Проект
по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
«Маленький экономист»
Выполнила воспитатель:
Иматова Эльвина Тахировна
Красная Горка, 2024 г.
Долгосрочный проект
Актуальность и социальная значимость
Актуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования мышления с учетом рыночного опыта многих стран - все это вызывает необходимость связать образование с экономикой. детям России много нелегкие испытание: вместе со взрослыми "выходить" из застойной воды невежества и хаоса, накопленных теперь уже многими поколениями. Без знаний экономики преодолеть это испытание сложно. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с малых лет. процесс экономического воспитания детей, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.
Вид проекта: познавательный.
Сроки реализации проекта: ноябрь-май.
Образовательные области, в содержание которых включен проект: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Постановка проблемы
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, купюры, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
-Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
-Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
-Совершенствовать коммуникативные качества детей;
-Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной
деятельности взрослых.
-Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций
финансовых отношений посредством игровых действий.
-Сформировать первичные экономические понятия;
-Научить детей правильному отношению к купюрам, способам их зарабатывания и разумному их тратить;
-Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях.
-Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим купюры.
Этапы проекта:
1этап – Организационный:
-изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
-информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький экономист».
-подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
-подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
-Создание развивающей среды по теме.
2 этап – Практический:
реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей.
3 этап – Заключительный:
подведение итогов реализации проекта в форме
игровой деятельности: театрализованная игра «Муха-Цокотуха»
Предполагаемые результаты
Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
Реализация проекта:
Работа с детьми:
Ноябрь
1. Беседа: «Что такое деньги».
2. Беседа воспитателя о купюрах, о цене товара, о, том какие они были раньше,
какие есть сейчас. Рассматривание коллекции «Купюры СССР».
3. Игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра «в Магазин».
4. Чтение и заучивание пословиц и поговорок о купюрах.
Декабрь
1. Беседа с детьми «Как раньше считали купюры» (счеты, калькулятор).
2. Чтение сказки «Кто хорошо потрудился - у того труд в монету, да в рубль превратился!»
3. Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал».
Январь
1. Дидактическая игра «Профессии».
2. Просмотр мультфильма: «маша и медведь. Азбука финансовой грамотности».
3. Чтение сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха».
4. Рассказ воспитателя о купюрах, о цене товара
Февраль
1. Демонстрация презентации «История купюр»
2. Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»
3. НОД «Дом, в котором «живут» купюры»
Задачи: дать первоначальные знания о банке (банк принимает купюры на
хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг).
Материал: комикс «Жила-была денежка», картинки с изображением героев.
Март
1. Игра «Купи другу подарок»
Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме
составляющих цену подарка.
2. Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
3. НОД «Доход семьи»
Задачи: познакомить детей с отдельными составляющими семейного дохода:
зарплата, пенсия, стипендия; уточнить представление воспитанников о динамике доходов, расходов; развивать память, мышление, логику, внимание; воспитывать уважение к людям, которые зарабатывают деньги.
Продуктивная деятельность: изготовление чеков, банковских карточек для
4. с/р игры «Супермаркет».
5. Д / и «Угадай, где продаются»
Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем
продаются; развить умение обобщать группы предметов.
Апрель
1. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»;
НОД «Путешествие денежки»
2. Решение проблемной ситуации «Хочу и надо»
3. Д / И «Кто трудится, кто играет»
Цель: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой
деятельности (трудовой – нетрудовой)
Май
1. Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама».
2.«Магазин»- учить устанавливать собственную цену стараясь продать
«товар» по собственной цене.
3. НОД «Путешествие в страну Экономика»
Заключение
Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника. В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:
• деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость,
экономность, трудолюбие
Взаимодействие с родителями:
1. Консультация для родителей «Финансовое воспитание детей в семье». Экскурсия родителя с ребенком в магазин.
2. Совместная деятельность детей и родителей – рисование «Магазин».
3. Беседа «Как я коплю деньги дома».
Ожидаемые результаты
Дети понимают и ценят окружающий предметный мир. Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества; Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие. Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях. Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей и начинают взаимодействовать с детьми в сфере личных финансов.
Педагоги получат педагогический опыт по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.