Марина Есина
Проект по физическому воспитанию в ДОУ и семье «Олимпиада для всех!»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта : инструктор по физической культуре, дети старших групп, воспитатели групп, музыкальный руководитель, родители.
Тип проекта : практико-ориентированный.
Форма проведения: практические занятия, походы, анкетирование родителей, родительские собрания, физкультурные досуги, праздники.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Первый этап.
Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской деятельности.
Проблема:
Публикация «Проект по физическому воспитанию в ДОУ и семье „Олимпиада для всех!“» размещена в разделах
- Олимпиада, олимпийские игры для детей
- Олимпиада, олимпийские игры. Проекты
- Проекты
- Семья. Проекты
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
В современном обществе, в эпоху ХХI века, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям способностям. Постоянно усиливающееся влияние на организм человека разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводят к ухудшению состояния здоровья детей. Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения приобретает все большую актуальность. В настоящее время в России ежегодно общий уровень отклонения в состоянии здоровья детей возрастает на 6,7 %. Из-за образа современной жизни у большинства взрослых слабый мотивационный аспект двигательной активности и низкий уровень представлений о здоровом образе жизни,
о спорте и олимпийском движении. Возникла необходимость решения этой проблемы: заинтересовать детей физкультурно - оздоровительным движением, привлечь в спортивные секции, пропагандировать олимпийское движение, информировать детей об олимпийских играх и их возникновении.
Актуальность проблемы:
Во время подготовки выборов МОК города для проведения зимней Олимпиады 2014 года и летней 2016 года, которые подробно освещались во всех средствах массовой информации, у детей старшего возраста стал проявляться интерес к Олимпийской тематике, выражающийся в эмоционально насыщенных рассказах детей и вопросах. Детей интересовало: «Почему многие страны борются за право проведения Олимпиады?», «Почему победа на Олимпиаде является самой высокой наградой для любого спортсмена?», «Все ли спортсмены могут принимать участие в Олимпийских играх?».Инструктор по физической культуре пояснила, что Олимпиада – это самые древние и почетные спортивные состязания. И поэтому развитые страны борются за право проведения Олимпиады, а принимать участие в ней могут только лучшие спортсмены. У детей вновь возникли вопросы: «А какие они – лучшие спортсмены?», «Что нужно делать, чтобы стать Олимпийцем?».
Цель проекта :
Формирование социальной и личностной мотивации детей старшего дошкольного возраста на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качеств посредством знакомства с Олимпийским движением.
Задачи проекта :
Для детей:
1. Формировать у детей представления об Олимпийских играх, как мирном соревновании с целью физического и социально-нравственного совершенствования людей.
2. Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества через нравственный и эстетический опыт Олимпиад.
3. Развивать у детей стремление к укреплению и сохранению своего собственного здоровья посредством занятий физической культурой.
4. Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.
Для педагогов:
1. Создать информационную базу.
2. Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей на спортивных мероприятиях.
Для родителей:
1. Развивать творческие и физические способности в спортивной деятельности.
Второй этап.
Организация деятельности детей в рамках проекта.
Виды деятельности Тема
1. Экспериментальная деятельность
Познавательные эксперименты
Физические соревнования
«Олимпиада и где она возникла?»
«Что нужно знать, чтобы стать знаменитым спортсменом?»
«Что происходит с нашим организмом (сердце, легкие, мышцы) после занятий физической культурой?»
«Каковы мои физические возможности?»
2. Сбор и систематизация информации
1. Рассматривание картинок и фотографий с изображением разных видов спорта и оформление их в альбом.
2. Использование дидактических игр, посвященных разным видам спорта: «Назови вид спорта», «Спортивное оборудование».
3. Составление сборника рассказов детей о любимом спортсмене.
4. Фотосессия «Мы занимаемся спортом» (оформление стенда в группах).
5. Беседы: «Возникновение Олимпийских игр», «Олимпийская символика и традиции», «Знаменитые олимпийцы современности».
6. Фоторепортажи с соревнований.
3. Физкультурная деятельность детей
1. Физкультурные занятия;
2. Прогулки;
3. Подвижные игры;
4. Утренняя гимнастика;
5. Спортивные досуги, праздники;
6. День здоровья;
7. Спортивные упражнения;
8. Спортивные игры, эстафеты, соревнования.
4. Творческая деятельность детей
1. Придумывание рассказов о спорте и спортсменах.
2. Создание рисунков о спорте. Выставки рисунков и оформление альбома «Наше творчество».
5. Мир музыки
1. Прослушивание и разучивание песен на спортивную тематику: «Спортивная семья», «Трус не играет в хоккей», и т. д.
Работа с родителями
Собрания
1.«Как провести выходной день с детьми»
Беседы, консультации,
анкеты
1.«Спорт в жизни людей»
2. «Роль семьи в физическом воспитании ребёнка»
3. «Домашний спортивный комплекс»
4. «Зачем заниматься утренней гимнастикой и физкультурой?»
Практические задания
1. Фоторепортажи «Семейные спортивные традиции»;
2. Разработка олимпийской символики. Выставка работ;
3. Совместное творчество с детьми «Любимый вид спорта».
4. Участие в спортивном развлечении «Будущие олимпийцы- нынче ходят в детский сад».
Работа с педагогами
1. Перспекттивное планирование по теме.
2. Конспекты занятий по теме проекта.
3. Библиография по теме проекта.
4. Альбомы с художественным словом.
5. Презентация «Олимпийское движение».
6. Презентация проекта.
Результаты для детей:
1. Альбом «Рассказы о спортсмене».
2. Д\и «Спортивное оборудование», «Виды спорта».
3. Фотогалерея «Мы занимаемся спортом».
4. Выставка художественных работ «Галерея спорта».
5. Художественный альбом «Олимпийская символика».
6. Спортивное развлечение «Будущие олимпийцы - нынче ходят в детский сад».
7. Презентация «История Олимпиады».
Результаты для педагогов:
1. Конспекты по теме проекта.
2. Библиография по теме проекта.
3. СД диск «Большая олимпийская энциклопедия».
4. Презентация проекта.
5. Планирование по данной теме.
Результаты для родителей:
1. Анкетирование «Спорт в жизни людей», «Какое место физкультура занимает в вашей семье?», «Исследование предложений о ЗОЖ».
2. Родительские собрания «Как провести выходной день с детьми».
3. Презентация проекта на собрании.
4. Консультации «Роль семьи в физическом воспитании ребёнка», «Зачем заниматься утренней гимнастикой и физкультурой?», «Домашний спортивный комплекс».
5. Совместное творчество с детьми.
6. Спортивное развлечение «Будущие олимпийцы- нынче ходят в детский сад».
Третий этап:
Презентация материалов проекта
1. Выставка рисунков детей на тему «Галерея спорта»;
2. Сборник стихов, загадок о разных видах спорта и их значении для человека (при участии родителей);
3. Сборник рассказов детей об их любимом спортсмене (при участии родителей);
4. Выставка коллажей «Мой любимый вид спорта»;
5. Презентация проекта.
6. Спортивное развлечение «Будущие олимпийцы - нынче ходят в детский сад» - итог проекта.
Четвё ртый этап:
Ожидаемые результаты проекта :
Для детей:
• Сформированность знаний детей об истории Олимпийского движения, чемпионах нашей страны и спортсменах города Поворино;
• Освоение детьми главных правил безопасности жизнедеятельности, личной гигиены и правил питания;
• Пополнение словарного запаса детей спортивной терминологией;
Для педагогов:
• Сформированность осознанного отношения к своему собственному здоровью;
• Пополнение знаний об истории Олимпийского движения;
Для родителей:
• Информированность об истории Олимпийского движения;
• Проявление интереса к занятиям физкультурой и спортом совместно с детьми.
Методическое обеспечение:
• Н. И. Бочарова «Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста» Москва. 2003
• В. Я. Лысова «Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Старший дошкольный возраст». Москва. 1999
• Т. А. Шорыгина «Беседы о здоровье». Методическое пособие. Творческий центр Сфера. Москва 2010
• М. М. Безруких «Разговор о правильном питании». Москва «Нестле» «Олма-Пресс» 2007
• В. Кудаев «Азбука здорового питания». Чтение для заботливых родителей. Издатель-компания «Доверия». 2012
• С. О. Филиппова «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения» «Детство-Пресс» 2005 г.
• Виммерт, Йорг. Олимпийские игры. - М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007;
• Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ – М. : АРКТИ, 2005;
• Метаев Ю. А. Олимпиада-80 : Альманах. - М. : Физкультура и спорт, 1978;
• Филиппова С. О., Волосникова Т. В. Олимпийское образование дошкольников. СПб. : Детство-Пресс, 2007.
• Т. Е. Харченко «Физкультурные праздники и развлечения» Детство-Пресс, 2009 г
• Тихомирова Л. Ф. Уроки здоровья для детей 5 – 8 лет, Ярославль,2003.
• Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы – М. ,2004.
Зайцев Г. К. Уроки Мойдодыра. СПб. 1997.
• Сайт для воспитателей детских садов Дошколёнок. ру
• Сигимова М. Н. Формирование представлений о себе у старших дошкольников. Волгоград. 2009.
Ресурсное обеспечение:
1. Диск «Большая олимпийская энциклопедия» ID COMPANY, 2008 г. Литературное агентство «Научная книга» 2008 г. 2. ПК. 3. Видеофильмы, мультфильмы. 4. Фотоматериалы. 5. Музыкальный центр. 6. Аудиозаписи. 7. Художественная литература.
Приложения:
1. Сценарии малых зимних и летних олимпийских игр в детском саду;
2. Конспекты занятий «Что происходит с нашим организмом (сердце, легкие, мышцы) после занятий физической культурой?»
3. Анкеты для родителей по данной теме.
4. Консультации на родительских собраниях.
5. Консультации для стенда.
6. Художественное слово на спортивную тематику (загадки, стихи).
7. Материал для альбомов об олимпийской символике, спортсменах г. Поворино
Приложение 1
«Малые зимние олимпийские игры»
Для детей старших групп
Атрибуты: флаг, флагшток, 2 клюшки, шайбы, стойки или лыжные палки, лыжи, ледянки, медали, призы.
Ход развлечения:
Ведущий: Внимание! Внимание! Начинаем наши малые зимние олимпийские игры! Всех спортсменов прошу приготовиться к торжественному построению
Дети строятся в одну шеренгу по краю площадки.
Ведущий: Здравствуйте, юные спортсмены! Мы рады приветствовать вас на наших зимних играх. Спешу пригласить всех желающих в страну малых олимпийских игр : хоккей, метание снежков, лыжная эстафета и катание на ледянках с горки. Только пускают в эту страну гостей, имеющих стойкий спортивный характер и отменное здоровье!
1-й ребёнок
Здравствуй, солнцем озарён,
Наш центральный стадион!
Тренируясь, мы растём,
Мы сильнее с каждым днём!
2-й ребёнок
На любимом стадионе
Все рекорды мы побьём
И на смену чемпионам
Очень скоро мы придём!
Играет гимн и поднимается флаг.
Ведущий:
Почему мы бодрые
Быстрые, умелые?
Потому, что день
Мы разминку делаем.
И разминка крепкая
Очень пригодится нам.
Дети встают в круг и выполняют разминку по показу инструктора по физкультуре (3-4 раза).
Ведущий: Мы похлопаем в ладошки. Дети хлопают 4 раза.
Мы потопаем немножко. «Топотушки».
Мы наклонимся сейчас. 2 наклона вперёд.
И подпрыгнем восемь раз. 8 прыжков.
Слепим мы сейчас снежок. Лепят снежок понарошку.
Берегись-ка, мой дружок! Имитация бросания снежков.
Дети распределяются на команды и расходятся по разным видам игр (в команде по 7-8 человек).
1. «Хоккей»
- «Эстафета с шайбой»
Дети делятся на две команды (по3-4 человека).Перед каждой командой на расстоянии 10-12 м ставятся флажки. Первые номера получают по клюшке с шайбой. По сигналу они должны, подбивая шайбу клюшкой, обвести её вокруг флажка и вернуть обратно на старт. Затем клюшка передаётся второму игроку и т. д.
- «Попади в ворота»
Перед детьми на расстоянии 4-5 м ставятся ворота (стойки или лыжные палки). Дети по очереди стараются забить шайбу в ворота. У каждого ребёнка по 3 попытки. Пока один ребёнок забивает шайбу, другой – её подаёт.
2. «Метание снежков»
- «Метание снежков в цель»
Перед детьми на расстоянии 3-4 м вешается мишень. Дети по очереди стараются попасть снежком в центр мишени. У каждого ребёнка по 3 попытки.
- «Метание снежков вдаль»
Дети по очереди метают снежки вдаль. У каждого ребёнка по 3 попытки.
3. «Лыжная эстафета»
- «Кто быстрее дойдет до флажка»
Дети делятся на две команды (по3-4 человека). Перед каждой командой на расстоянии 10-12 м ставятся флажки. Первые номера получают лыжи (без палок). По сигналу они должны дойти на лыжах до флажка, обойти вокруг флажка, снять лыжи, взять их в руки и вернуться обратно на старт. Затем лыжи передаются второму игроку и т. д.
- «Взять-положить палки»
Две команды (по3-4 человека). Перед каждой командой на расстоянии 8-10 м кладутся лыжные палки (рядом ставятся флажки). Первые номера получают лыжи (без палок). По сигналу они должны дойти на лыжах до палок, взять палки и вернуться на лыжах с палками обратно на старт. Затем лыжи и палки передаются второму игроку, он идет до флажка и кладёт палки, возвращается на старт без палок и т. д.
4. «Катание на ледянках с горки»
- «Кто дальше проедет на ледянке с горки»
Дети катаются по очереди на ледянках с горки. У каждого ребёнка по 3 попытки.
- «Кто дальше проедет и быстрее пробежит змейкой между стойками»
Воспитатель засекает время на секундомере. Ребёнок проезжает на ледянке с горки. Берёт её в руки и оббегает стойки, возвращается на старт.
Ведущий: Внимание! Внимание! Приглашаем всех спортсменов на торжественное награждение и закрытие малых олимпийских игр!
Дети строятся в одну шеренгу (как и вначале). Ведущий награждает спортсменов медалями. Затем участники с медалями под марш делают круг почёта. Останавливаются. Играет гимн и опускается флаг.
Ведущий: Наши малые олимпийские игры объявляю закрытыми. А теперь мы приглашаем всех ребят в круг и поиграть.
Игра «Снежинки и ветер»
Танец «Буги- Вуги».
В конце все дети получают подарки за активное участие и поддержку спортсменов
Приложение 2
«Зимняя Олимпиада»
Для детей подготовительных групп
Цель:
- приобщить детей к традициям большого спорта;
- продолжать укреплять здоровье детей;
- выявить спортивные интересы, склонности и способности дошкольников;
- развивать быстроту, ловкость, силу, точность, выносливость;
- воспитывать умение побеждать и проигрывать.
Спортивная площадка украшена разноцветными флажками, флагами, плакатами, музыкальное оформление, микрофон.
Дети, одетые в спортивную форму (со стартовым номером на груди и эмблемой на шапочке, под звуки марша проходят на площадку в колонне по одному.
Колонны проходят на площадку, перестраиваются в колонну по два. Подходят спортивным шагом к трибуне, снова расходятся на две колонны и становятся напротив друг друга.
Ведущий: Главным тренерам доложить о готовности команд!
Старший тренер (воспитатель) 1-й команды:
Команда, равняйсь! Смирно! Равнение на середину! (спортивным шагом подходит к судье). Главный судья олимпийских игр, 1-я команда к открытию зимней олимпиады построена.
Старший тренер (воспитатель) 2-й команды:
Главный судья олимпийских игр, 2-я команда к открытию зимней олимпиады построена
Старший тренер 1-й команды:
Разрешите открыть зимнюю олимпиаду! Команды поприветствуйте друг друга! Физкультпривет!
Главный судья: Зимнюю олимпиаду разрешаю открыть! Внести флаг зимней олимпиады!Зимнюю олимпиаду считаю открытой! Право произнести клятву олимпийца предоставляется старшим тренерам команд.
Клятва олимпийца : "Мы, юные олимпийцы, торжественно клянемся вести честную, упорную борьбу, быть дисциплинированными, уважать судей!"
Главный судья: В программе соревнований:
- соревнования хоккеистов
- лыжные гонки
- санки-ледянки
- битва за снежную крепость
Соревнования проводятся в на указанных площадках. Инструктор по физкультуре от соревнований к соревнованиям, подбадривает детей. Не участвующие в соревнованиях дети "болеют" за свои команды, играют в специально организованные игры (ответственные за игры-забавы воспитатели)
Закрытие олимпиады
Заключительное построение команд под звуки марша на площадке.
Показательные выступления участников соревнований:
- танец исполняют дети подготовительной группы, ответственный муз. руководитель
Главный судья объявляет итоги соревнований, награждает детей медалями и подарками.
Инструктор по физкультуре (музыкальный руководитель) :
Полюбуйтесь, поглядите
На веселых дошколят.
Олимпийские надежды
Нынче ходят в детский сад.
Ходят с шайбой, ходят с клюшкой.
Ждет успех их, ждет рекорд,
Смотрят с завистью игрушки
На ребят, что любят спорт.
Конькобежцы и гимнасты,
А в бассейне есть пловцы,
И на лыжах ходят часто –
Вот какие молодцы!
Олимпийские надежды
И мужают, и растут,
Олимпийские надежды
Скоро в школу все пойдут.
Главный судья: Зимнюю олимпиаду считать закрытой
Приложение 3
«Малые летние олимпийские игры»
Для детей старших и подготовительных групп
Центральная спортивная площадка празднично украшена, звучит весёлая музыка, затем включается фонограмма фанфар.
Ведущий:
Внимание! Внимание! Уважаемые гости, добро пожаловать на наше торжественное мероприятие, посвящённое проведению малых летних Олимпийских игр!
Что такое Олимпиада?
Это честный спортивный бой!
В ней участвовать – награда!
Победить может любой!
Встречайте участников малых Олимпийских игр!
Участники Олимпиады выходят под марш, выполняя музыкально-ритмическую композицию.
Ведущий: Олимпийские игры- это соревнования в силе, ловкости, выносливости, которые будет оценивать наш судейский комитет. Он будет внимательно следить за выполнением заданий и определит победителей. В судейский комитет сегодня входят….
А сейчас предоставляется слово председателю судейского комитета …
Ведущий: Итак, судейский комитет представлен, участники Олимпиады на месте- пришло время поднять Олимпийский флаг. Под звуки торжественной музыки происходит подъём флага.
Ведущий: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла телеграмма (показывает). В ней говорится, что к нам прилетает Олимпийский Мишка. А вот и он! Встречайте!
Выходит Олимпийский Мишка, совершает круг почёта.
Медведь: Приветствую участников Малых Олимпийских игр! Я прилетел, чтобы поздравить Вас с этим замечательным событием!
Как приятно посмотреть всем
На весёлых дошколят.
Олимпийские надежды.
Нынче ходят в детский сад.
Кто с мячом, кто со скакалкой,
За рекордом ждёт рекорд.
Смотрят с завистью игрушки
На ребят, что любят спорт!
Футболисты и гимнасты,
Есть атлеты и пловцы,
Вот такие молодцы!
Желаю удачи в соревнованиях. Самое мирное сражение -спортивное. Кто проиграл -не огорчайтесь, Кто выиграл -не зазнавайтесь! А чтобы вашим состязаниям сопутствовал успех, интересную разминку приготовил я для вас!Не ленитесь, не зевайте, а за мною повторяйте!
Медведь проводит игру-разминку
Ведущий: Замечательно размялись и можно объявлять о начале спортивных состязаний.
* Первое задание- спортивный девиз команды.
* Задания по плану инструктора по физической культуре :
- метание;
-бег на 30 м;
-прыжки в длину с места.
(Медведь помогает во время проведения состязаний)